Канал на чёрный день

На что надеяться Крыму, пока не хватает пресной воды

4 Май 2018 756
Пока что у крымчан есть «подушка безопасности». Но это не повод расслабляться.
Пока что у крымчан есть «подушка безопасности». Но это не повод расслабляться. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Вода - первое, чего лишила крымчан «щира Украина» в отместку за март 2014 года: уже через месяц «незалежна» перекрыла шлюзы Северо-Крымского канала. С тех пор республика вынуждена перебиваться тем, что щедро дарит природа, пока суд да дело. Надо признать, пока худо-бедно справляемся.

Почти три года велись разговоры о том, что надо бы искать альтернативные пути водоснабжения. Особенно это касается северо-восточной части полуострова, где мало того, что своей воды впритык, так ещё и химанализ имеющейся показывает медленный, но верный рост минерализации.
- Рост медленный, но стабильный, - признал глава
Госкомитета по водному хозяйству и мелиорации РК Игорь Вайль. - Улучшения гидрохимической обстановки не произошло. Значительная часть водозаборов сегодня в сложных условиях.
В первую очередь ставки делались на опреснительные установки. Первую такую спасительную систему полгода назад посчастливилось получить жителям села Каменка Первомайского района.
- Мы выбрали небольшое поселение с очень минерализованной водой - установили опреснительную установку российского производителя из Москвы, которая полностью оснащена нашим отечественным оборудованием. Ни одной гайки нет европейской или американской. Установка позволяет на выходе менять воду по ГОСТу в зависимости от воды в скважине, потому что это величина не константная. Мы её приобрели, смонтировали, и люди будут пить гостовскую воду. Это не дистиллят, который вырабатывают опреснительные станции за рубежом, - пояснил Игорь Вайль. - После тестового периода будет поручение разработать программу - у нас есть чёткий список с анализом населённых пунктов, где вода отстаёт от ГОСТа. Будет дана команда по подготовке, будет подсчитано, сколько приблизительно нужно денег, потому что стоимость зависит не только от количества воды, но и от химанализов той воды, которую она должна обрабатывать. Поэтому однозначно программа будет представлена.
Тем не менее, это не значит, что все остальные проблемные участки впору заставить подобными станциями - и дело в шляпе. Во-первых, таких посёлков в Крыму – около 100 по всем регионам. При стоимости одной установки 1,5 миллиона рублей получается довольно внушительная сумма. Во-вторых, установку мало поставить - надо ещё и обслуживать, а это, как минимум, значит избавляться от образующихся в результате очистки отходов - осмоса, то есть концентрированной соляной массы, которую просто на солнышке не высушишь. В третьих, работа опреснительной установки вместе с инфраструктурой существенно увеличивает тариф на воду - до 35 рублей за кубометр. Согласитесь, для полива огорода дороговато.
Со всеми этими «за» и «против» ещё предстоит работать крымскому правительству. Но недостаток воды может возникнуть в любое время, особенно с учётом задерживающихся дождей. Более того, как признаётся Игорь Вайль, сложные ситуации уже имели место.
- У нас уже были прецеденты по восточной части Крыма: и в прошлом году, и в этом году - полдекабря, январь и частично февраль - мы работали без запаса воды, Белогорское и Тайганское водохранилища были пусты, - констатировал глава комитета.
Спасает в патовой ситуации, как ни странно, Северо-Крымский канал, который, даже будучи перекрытым, даёт крымчанам воду.
- За счёт того, что в канале есть невыбранная вода, мы можем продержаться около двух месяцев, обеспечивая водой Керчь, Феодосию, Судак и Щёлкино. Благодаря этому, если у нас заканчивается вода, мы можем саккумулировать около 4 миллионов кубов воды, - пояснил чиновник. - Тем более, что 160 километров из 300 находятся в рабочем состоянии с 19 мая 2014 года, и в восточные регионы ни на секунду не прекращалась подача воды.

Наталия НАЗАРУК.