Через годы, через расстояния

Пронесли дружбу с «Крымской правдой» читатели

14 Апрель 2018 821
Победная дорога в газетных строках.
Победная дорога в газетных строках.

Среди наших читателей много тех, для кого газета стала по-настоящему семейной, передаваемой из поколения в поколение. У Марины Горячевой, к примеру, «Крымскую правду» впервые начал выписывать ещё прадедушка в далёком 1921-м.

- В судьбе нашей семьи газета, тогда «Красный Крым», основательно поселилась с февраля 1921 года, - рассказывает читательница. - Хотя прадедушка Иван Никитович, мастеровой, окончивший церковно-приходскую школу, читать её начал ещё, наверное, с 1918-го, когда  называлась она «Таврическая правда». Он, вернувшийся по ранению с фронта Первой мировой, был единственным грамотным взрослым на их двор - на четыре дома на Петровской балке. А ещё, наслушавшись в военных окопах о большевиках, активно поддерживал их, поэтому как только в Симферополе появилась большевистская газета, стал её покупать. Раз в неделю брал номер - на большее денег не хватало. По газете учил соседских ребятишек грамоте. Но недолго: полуостров заняли белогвардейцы и немцы. Прабабушка, опасаясь, спалила все газеты. Как они выжили тогда, учитывая, что прадед и старшие дети были большевистскими подпольщиками, - отдельная история.
Вновь газета вернулась на полуостров в ноябре 1920-го, а в декабре «Красный Крым» организовал розыгрыш трёхмесячной подписки среди трудовых артелей. Выиграл его коллектив, в котором работал прадедушка читательницы, - артель занималась столярными и бондарными изделиями.
- И вновь Иван Никитович оказался в артели, состоявшей из восьми человек, единственным грамотным. Ему газета и досталась, но с условием, что каждый вечер будет учить тружеников читать. Подписки на дом тогда ещё не было, за газетой приходилось ходить в редакцию. Рано утром каждый день через полгорода с Выгонной прадед шёл на улицу Розы Люксембург (там в доме №11 располагалась контора редакции. - Ред.), которую, впрочем, в семье называли всегда Александроневской. Хоть и был прадед большевиком, вступившим в партию в 1920-м, но русского воина ценил. Потом возвращался на работу на Петровскую балку, вечером выполнял обещание, обучая взрослых грамоте, а по воскресеньям по-прежнему учил грамоте ребятишек.
В семье читателей хранится несколько номеров газеты прошлых лет, связанных с судьбами родных. Одна из них за октябрь 1922-го - рассказ о водопроводе в Ялте, на строительстве которого работал старший сын Павел. «Прокладка линии нового водопровода по присоединению Массандровского источника к старой сети уже почти закончена. В трубы ялтинского водопровода влились воды мощного источника. Нужно отметить, что о сделанном присоединении царское правительство толковало около 17 лет, но к делу не приступало, безучастно относясь к нуждам окраинной бедноты. Советская же власть при всём недостатке в средствах, пошла навстречу нуждам рабочей бедноты, теперь жители всех районов города и окраин обеспечены непрерывной подачей воды в достаточном количестве».
- Дед Павел вспоминал тогда, что самое трудное в строительстве было не присоединить новый водопровод, а очистить старые трубы от отходов, которые годами скапливались, порой даже из-за ржавых прошлепин всё вытекало в землю, в море. Решили тогда новую канализацию делать, а трубы для неё привезли из самой Москвы.
В Москве, кстати, спустя год побывали и две дочери, Мария и Лизавета, из семьи Ивана Никитовича и Варвары Порфирьевны - участвовали во Всесоюзной сельскохозяйственной и кустарной выставке. Они с малых лет занимались вышивкой и повезли туда свои работы вместе с вышивальщицами Бахчисарая. Но больше всех с газетой, которую в семье теперь уже выписывали постоянно, сдружился младший сын Сергей. Он стал сначала школькором, потом рабкором «Красного Крыма», очень расстраивался, когда в редакции отклоняли заметки, по нескольку раз переписывал, добиваясь лучшего, проникновенного, действующего текста. А на полученные за заметки деньги покупал маме её любимые леденцовые конфеты и яблочную пастилу. Увы, Сергей не вернулся с Великой Оте­чественной, погиб за родной полуостров в бою на Крымском фронте, не сбылась его мечта после Победы стать журналистом в любимой газете.
- Номеров газеты о боях на Крымском фронте у нас, увы, не осталось, не было их в оккупированном Симферополе, - рассказывает читательница. - Правда, потом «Красный Крым» стали передавать партизаны, но, увы, в нашу семью ни одного номера не попало, лишь листовки подпольщиков, переписанные из тех газет, родные читали, веря в Победу, ожидая возвращения своих фронтовиков.
Вернулись не все, после освобождения полуострова пришло несколько похоронок в семью - на двух сыновей и племянника Григория. Но было и письмо от младшей дочери, будущей родной бабушки читательницы, - радистки Шурочки. Она писала, что награждена медалью «За отвагу», что бьют её товарищи фашистов и обязательно вернутся с Победой. С тех пор по газете, издаваемой на полуострове после освобождения, семья следила за победными дорогами нашей армии. У них сохранился номер за 2 января 1945-го - об освобождении нескольких городов в Чехословакии, там воевала младшая дочь. Уже после возвращения, увидев номер, она расплакалась: как почувствовали родные, что там написано о городке Плахтинце, в бою за который она была ранена, а многие друзья - погибли.
Об Афганской войне, на которой был отец читательницы, «Крымская правда» особенно не писала, лишь редкие заметки о приезде домой солдат: о том, что не все возвращались живыми, говорить в восьмидесятых прошлого века было не принято. Но зато несколько номеров газеты в посылке с домашними подарками родные отправляли своему солдату, чтобы вдали от Родины он знал, чем живёт его Крым. Теперь Марина Горячева старается собрать все публикации из «Крымской правды», посвящённые историческим событиям, чтобы уже её дети могли прочесть, как жила страна. А пока они учат буквы по «Крымской правде», газете, ставшей своей для их семьи.
«Крымская правда» благодарна постоянным читателям за дружбу. Если в ваших судьбах газета сыграла какую-то роль, запомнились встречи с журналистами или просто хотите рассказать, как давно семья выписывает издание, напишите нам.

Наталья ПУПКОВА.