Посиделки

5 Апрель 2018 812

Рубрику ведёт протоиерей Николай Доненко

Чистый четверг

Каждый день страстной недели, которую мы переживаем в очередной раз, имеет свой смысл.

Великий четверг напоминает о последнем причастии. В пятницу Христос был распят на кресте. В субботу на Гроб Господень сошёл Благодатный Огонь, знаменующий Воскресение Спасителя.
В христианстве в четверг Страстной недели вспоминаются Тайная вечеря, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии и совершил омовение ног учеников, молитва Христа в Гефсиманском саду и предательство Иуды.
В Великий четверг в храмах совершается литургия Василия Великого, которая вдвойне связана с Тайной вечерей (вообще, как всякая литургия, и в частности как совершающаяся в день ежегодного воспоминания об этом событии). От обычной она отличается тем, что совершается после вечерни с полным евхаристическим каноном. Только в Великий четверг, Великую субботу и навечерия (сочельники) Рождества Христова и Богоявления даже древние уставы разрешали приступать к евхаристии не натощак. Предстоятели поместных церквей освящают свежесваренное миро. В России этот обряд совершается патриархом в Богоявленском соборе в Москве. После литургии совершается обряд «Умовения ног». Обряд совершается только в кафедральных соборах архиереем, который омывает ноги 12 священникам, и в некоторых монастырях.
Чистый четверг надо начать с посещения церкви. После утренней службы будет проходить причастие, которое в Великий четверг имеет особенную сил - в этот день вспоминаются события тайной вечери, именно во время этого последнего ужина со своими учениками Иисус Христос установил таинство причастия. Он передал хлеб и сказал, что это его плоть. Он передал чашу с вином и сказал, что это его кровь.
Во время всей вечерней службы надо держать в руках зажжённую свечу, не гасить её и принести домой и поставить перед иконами, дав полностью догореть.
В этот день принято тщательно мыть жилище, украшать его, красить яйца, печь куличи, купаться.

Рубрику ведёт главврач косметологической клиники Варвара Лабенок

Зиму с лица - прочь!

После перепадов температур, ветров большинство из нас ощущает повышенную сухость кожи лица, выражающуюся в стянутости, шелушении, болезненной бледности и тусклости. Могут быть аллергические высыпания, зуд, чрезмерная пигментация.

Вернуть привлекательность помогут маски, которые легко сделать в домашних условиях.
Укропная маска для всех типов кожи освежает и тонизирует, наполняет энергией и возвращает естественное сияние. Берём 2-3 веточки укропа, 30 мл оливкового масла, 20 г овсяной муки. Измельчаем укроп в блендере и смешиваем полученную кашицу с оливковым маслом. Добавляем овсяную муку, перемешиваем и наносим полученную массу на лицо. Через 15-20 минут удаляем маску при помощи влажной салфетки и ополаскиваем лицо тёплой водой.
Огуречная маска отлично увлажняет сухую кожу, возвращает ей нормальный тонус и улучшает цвет лица. Понадобится один небольшой свежий огурец, 50 г густой домашней сметаны. Очистите огурец от кожуры и измельчите его в блендере. Смешайте полученную кашицу со сметаной и нанесите эту массу на лицо на 20 минут. Затем смойте водой и смажьте кожу увлажняющим кремом.
Хлебная маска смягчает огрубевшую после зимы жирную и комбинированную кожу, устраняет сальный блеск и сужает поры. Возьмите ломтик мякиша ржаного хлеба, 30 мл кефира или простокваши и один яичный белок. Замочите хлебный мякиш в кефире или простокваше на 10-15 минут. Добавьте к полученной кашице взбитый белок. Перемешайте и распределите готовую массу на лице. Спустя 20 минут удалите хлебную маску ватным тампоном, смоченным в воде или ромашковом отваре, и ополосните лицо водой.
Лимонная маска против пигментных пятен. 30 г лимонной цедры смешайте с 50 мл холодной кипячёной воды, 15 мл глицерина, подогретого на водяной бане.
Нанесите полученную массу на лицо и оставьте на 20 минут. Смойте прохладной водой.

Суп овощной с пекинской капустой

Вам понадобятся: 400 г пекинской капусты, 300 г картофеля, 200 г сладкого красного или жёлтого перца, 100 г репчатого лука, 50 г растительного или сливочного масла.
Картофель очистите, нарежьте соломкой, залейте крутым кипятком, отварите. Сладкий перец и репчатый лук измельчите и пассеруйте на сливочном или растительном масле. В готовый бульон с картофелем добавьте крупно нарезанную капусту и пассерованные овощи, прокипятите в течение трёх минут, посолите и заправьте свежими сливками или сметаной.
В каждую порцию можно положить ломтик лимона.

Тяп-ляп и готово!

В латыни есть слово lapsus. Им называют ошибку в устной речи или в письменном тексте. От этого слова и произошло всем известное сокращение - ляп. Орфоэпических ляпов в современной речи хоть отбавляй! Это не только досадные ударения не там, где надо (дОговор, звОнит, Алкоголь), но и ошибочное произношение звуков, слов или словосочетаний. Например, сокращение количества букв в слове: тыща вместо тысяча.

Прочитав в одной из газет выражение о том, что здоровый образ жизни «продляет жизнь», языковед, автор учебного пособия «Лексика русского языка» грустно заметил: «Может, кому-то и «продляет», а вот мало-мальски грамотным людям - «укорочает».
Интересно, повернётся ли у кого-нибудь язык сказать: «двадцатно пятый номер» или «тридцати седьмой год рождения»? Сомнительно.
А вот «двухтысячно четвёртый год», «двух тысячи четвертого года» - звучат сплошь и рядом почему-то. Хотя намного проще произнести правильное: «две тысячи четвёртый год», «к две тысячи четвёртому году», «о две тысячи четвёртом годе».
Прислушаешься порой к тому, что говорят по радио или по телевидению, и оторопь возьмёт. То кто-то против «отгульных» обвинений выскажется, то подчеркнёт «об этом». Или признается: «Нам предложили о создании соответствующей комиссии». Не менее нелепые фразы: «Об этом убедился и президент», «Есть угроза о том, что не все избиратели знают свои права?», «Многие юридические лица интересуются о порядке оформления документов».
Одна газета с прискорбием сообщает: «В январе-мае в стране умерло 329,1 тыс. чел., в т.ч. 1608 ребенок в возрасте до одного года». Это как - «одна ребёнка, две ребёнки», «пять ребёнок», «десять ребёнок», а в итоге 1608? Статистика печальная, грамматика нелепая.
А вот ещё фраза из газетной статьи: «Название и собственники этого супермаркета сменивались один за другим».
А как вам эти фразочки из речи спортивного обозревателя: «Не будем фетишизировать фатальную неизбежность случайности», «игнорирование деталей привело к проигрышу», «интенсификация игры», «накал матча достигает своего апогея», «игроки новой формации».
Слово ангажемент давно попало в разряд устаревших. Это просто-напросто договор, контракт, который заключается с артистами. И вдруг в современной газете читаем: «Полсотни аэропланов - это при нынешних масштабах английского ангажемента в НАТО всё равно что свиной отечественный хвостик рядом с целой тонной импортного бекона». Решив поумничать, автор явно переборщил: перепутал английское слово «engagement» - обязательство с заимствованным из французского «ангажементом». И назвал ангажементом обязательство…
Употребление иностранных слов к нелепостям приводит частенько. Описывая одно из сёл, отличающееся от ему подобных в районе, автор очерка отмечает: «Здесь обсуждаются не только свои новости, но и последние события деревень-сателлитов». Слово, наверное, очень понравилось, а в словарь заглянуть в голову не пришло. Иначе бы узнал, что выражение «сателлит» имеет отрицательную окраску: приспешник, рабски выполняющий чужую волю».
Нет-нет, да услышишь, а то и в газете прочитаешь: «уделять внимание на это» (правильно: уделять внимание чему-либо — обращать внимание на что- либо), «отчитаться о работе» (правильно отчитаться в чём-то, сделать отчёт о чём-то), «оплата за проезд» (правильно: уплатить за что-либо, оплатить что-либо), «жажда к знаниям» (правильно: жажда чего-либо, стремление, тяга к чему-либо).
Недосуг заглянуть в словарь и многим пишущим о выставках. Желая разнообразить текст, они превратили слово «вернисаж» в синоним слова «выставка». В словаре Ушакова заимствованное из французского языка слово «вернисаж» употребляется в значении «закрытый просмотр выставки картин или день её открытия». У Ожегова - «торжественное открытие художественной выставки». А наши журналисты умудряются писать «Вернисаж станков», «Собачьи бега и вернисаж» и даже «Вернисаж отбросов».
Часто ошибки допускаются в употреблении слов, образованных от одного корня. Председательствующий на собрании даёт слово очередному докладчику: «Слово представляется товарищу...» вместо «предоставляется». Предоставляют квартиру, отпуск, кредит.
А представляют проект, резолюцию, к награде.
Привычными стали паронимы - однокоренные слова, ошибочно употребляемые одно вместо другого. Редко кто не путает слова одел-надел.
В результате постоянно звучит: одень пальто, одень ботинки, одеваю костюм вместо надень пальто, надень ботинки, надень костюм. Одевать можно только кого-то, а не себя.
Даже в литературных произведениях можно прочитать: «У помощника повара Жени застряла в горле рыбная кость... Чёрт знает, что надо делать, если девчонке попадёт в глотку рыбная кость». Не знает автор, что кость может быть только рыбья. А рыбным - бульон или суп.
Только изгнав ляпы из своей речи, можно причислить себя к когорте культурных людей.

В спорах жюри рождаются победители

Конкурс юных скульпторов состоялся в Симферопольской детской художественной школе. Он собрал будущих ваятелей изо всех городов республики.

О ребятах и их творениях - особый разговор. Победители - всегда в свете прожекторов. А вот жюри, благодаря которому попадают в лучи славы, остаётся в тени.
Фотооко не могло не запечатлеть работу членов жюри. Вы их видите на снимке: Татьяна Дыманова-Голынская, Айдер Алиев и Виктор Задариенко. Талантливые художники, педагоги с солидным стажем. За кадром остался мэтр крымской художественной школы, старейший преподаватель училища имени Николая Самокиша Валентин Иванович Григорьев.
Попав в их компанию, я получила удовольствие от общения с людьми, не просто разбирающимися в предмете, а увлечёнными своим делом, но не отгородившимися от мира, не ушедшими в себя, как это бывает с людьми искусства. Они также вдохновенно рассматривали созданное будущими ваятелями, только готовящимися стать художниками, как создают свои произведения, получившие широкое признание.
А рассматривать было что! И по количеству, и по качеству. Спорили, отстаивали свою точку зрения, прислушивались к доводам коллег.
И всё это в атмосфере, которая бывает среди признающих не только своё мнение людей дружелюбных, дружески относящихся друг к другу и тем, чьи работы оценивают.
С интересом наблюдала за членами жюри не только я, но и директор художественной школы Сергей Всеволодович Павличенко, возглавивший оргкомитет этого масштабного конкурса, важного и жизненно необходимого и для коллективов художественных школ, и школ искусств, и для воспитанников опытных педагогов, среди которых - Оксана Сердюк, Виктория Назарова, Людмила Кириленко, Александр Шеханин, Ирина Алексашина.
На этом конкурсе не было проигравших - отмечены все. Любая награда - стимул и вдохновение.
Конкурсы юных - этапы профессионального пути, настраивающие на новые победы.

Писатель - в школы!

Этот мой призыв не случаен. Регулярно проводя встречи в школах, литературные часы для учащихся в музее, прошу ребят назвать имена крымских литераторов. В ответ - молчание. Не знают школьники крымских авторов. Не запоминают даже тех, о ком я рассказывал им на выставках книг наших земляков, регулярно проходящих в музее.

Оправдания у них есть: «Мы это не проходили». Да и до сельских библиотек книги, которые нынче выпускаются мизерными тиражами, не доходят. К тому же интернет, телевизор нынче отнимают у писателей читателей. Но у взрослых оправданий быть не должно.
Конечно, усилий одних учителей недостаточно. А уж моих - и подавно. Но рук не опускаем. Только в феврале провели литературный час «Храните Крым!» в Октябрьской школе №1, Красногвардейской №2, в Климовской школе. Рассказали ребятам в первую очередь о крымских поэтах и прозаиках, среди которых - Ольга Голубева, Валерий Басыров, Сергей Овчаренко, Людмила Обуховская, Юрий Поляков, Лев Рябчиков, об их книгах, о литературной жизни в республике. Вспомнили имена тех, кто приезжал в наши сёла в советские времена. А бывали у нас многие.
И крымчане, и москвичи. До сих пор старшее поколение хранит книги, подаренные Риммой Казаковой, Владимиром Орловым, Евгением Поповкиным, Марком Лисянским, Борисом Серманом, Владимиром Тереховым, Анатолием Домбровским. Они приходили прямо на поля, на виноградники, в сады и, конечно, в школы. Общение с ними было радостью и для взрослых, и для юных.
Такой праздник подарили недавно учащимся далёкой от райцентра Климовской школы, в которой чуть больше ста учеников, Михаил и Ольга Голубевы, которые находятся в самой гуще современной литературной жизни Крыма, не только участвуют, но и организуют увлекательные встречи литераторов с читателями. Ребята увидели, послушали автора гимна нашей республики, задали вопросы. Им было интересно. Думаю, они навсегда запомнят эту встречу, и поймут, как это увлекательно - читать книги.
Считаю, что традиции тех лет, когда встречи такие были не единичными, надо возрождать. И озаботиться этим должны работники министерств культуры и образования, члены творческих союзов. Для молодых людей жизненно необходима культурная среда, контакты не только с писателями, но и с артистами, режиссёрами, композиторами и музыкантами. Редкими встречами, концертами по праздникам среду эту не создать. Проблему надо решать планомерно, постоянными «десантами» в глубинку.

Николай ГОТОВЧИКОВ.
с. Восход,
Красногвардейский район.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.