«Постановление выходило спонтанно, на бегу»
Глава Крыма отменил решение о реорганизации «Крымтроллейбуса»
Объединение «Крымавтотранса» со старейшим транспортным предприятием республики «Крымтроллейбус» отложено на неопределённый срок. Соответствующее решение накануне было принято главой республики Сергеем Аксёновым.
Напомним: распоряжение о слиянии двух крупных транспортных компаний было принято в конце прошлого года. По задумке, такая мера должна была сократить издержки предприятий и оптимизировать управление транспортными активами Крыма. Государственное унитарное предприятие «Крымтроллейбус» стало бы филиалом «Крымавтотранса», которое на праве хозяйственного ведения получило бы всё имущество «Крымтроллейбуса». Это, в частности, около 300 троллейбусов, автотранспорт, центральные троллейбусные ремонтные мастерские, диспетчерские пункты и иное имущество. Трудовой коллектив предприятий при этом не пострадал бы. Такое обещание во всяком случае давало руководство «Крымтроллейбуса» и министр транспорта Крыма Игорь Захаров.
- Предприятие «Крымтроллейбус» ни в коей мере не прекратит своё существование. Республика закупает новую технику. Мы открыли учебный центр, повышаем количество водителей троллейбусов, потому что сегодня существует дефицит этих кадров. Мы вкладываем туда определённые средства, - рассказывал тогда министр.
Так в чём же проблема? Почему в Совете министров так скоро одумались и новым решением отменили принятое в конце декабря постановление о реорганизации? Причина проста - отсутствие внятного экономического обоснования.
- Экономические показатели Минтрансом ещё не представлены. Спонтанно выходило это постановление, на бегу. Ликвидации точно не будет, а насчёт объединения я пока не уверен, пока не будет экономического обоснования у меня на столе: в результате любого объединения все должны выигрывать, и трудовой коллектив в первую очередь. Когда будет экономическое обоснование, тогда решение будет принято окончательно, - сообщил Сергей Аксёнов.
Отрадно в данном случае, что, мягко говоря, авантюрное решение о слиянии всё же отменили. Слепое объединение двух и без того крупных предприятий могло бы привести к самым непредсказуемым последствиям.
- Объединение - это, возможно, правильный курс. Но есть несколько «но»: «Крымтроллейбус» - старейшее предприятие. Думаю, просто так его реорганизовать - кощунство, по-другому даже не знаю, как подобрать эпитет, - считает экс-министр транспорта Крыма Анатолий Цуркин. - Глава республики прав: без чёткого экономического обоснования все объединения - утопия. Должен быть чёткий финплан, который лучше, конечно, помимо Минтранса РК, согласовать с Минфином. На старте планируемого объединения без бюджетных дотаций не обойтись. И всё это будет иметь смысл, если предприятие в целом начнёт зарабатывать. Под словом «зарабатывать» имеется в виду не просто держаться на плаву, а иметь средства для формирования достойного фонда оплаты труда, обновления подвижного состава, модернизации ремонтных и производственных мощностей.
Схожего мнения придерживаются и некоторые экономисты, уверенные, что для принятия подобных решений необходимо провести полноценный аудит предприятий и понять, как изменятся финансовые показатели перевозчика в результате слияния. Подобный анализ, если делать его на совесть, а не для галочки, требует изрядного количества времени. Благо, теперь оно есть.
Справка
«Крымтроллейбус» - старейшее транспортное предприятие Крыма, работающее с 1960-х годов. Обслуживает самую длинную в мире междугороднюю троллейбусную линию протяжённостью 95 километров (57 из них - в горах). Работает в Симферополе, Ялте и Алуште. По сегодняшний день остаётся лидером по объёмам пассажироперевозок в Республике Крым.