Может, дешевле рельсы разобрать?

24 Январь 2018 704
Пустые вагоны возят молчаливых людей.
Пустые вагоны возят молчаливых людей.

Маленький ребёнок несётся вдоль платформы на Мекензиевых горах, молчаливые пассажиры делают вид, что людей вокруг них нет, огни городов на секунды озаряют темноту крымского зимнего вечера за окном. Такой была моя поездка на электричке несколько дней назад. Несмотря на все минусы, ездить на ней в разы приятнее, чем на автобусе.

Начальник «пустой» КЖД в месяц получает больше миллиона рублей

Тишина и стук колёс

Я давно хотела проехать на электропоезде, посмотреть, кто сейчас пользуется этим видом транспорта, как быстро можно добраться из Симферополя в Севастополь и обратно. Путешествие получилось познавательным.
Началось оно с пустого вокзала: уже несколько лет поезда по Крыму почти не ходят. После того, как закрылось железнодорожное сообщение с Украиной, сначала уменьшилось количество пассажирских поездов, потом настал черёд электричек. На симферопольском вокзале в «час пик» было безлюдно. Одинокие пассажиры пробирались через железнодорожные пути к тёплым вагонам электрички.
И это было первое открытие. В 17.50 вагоны должны были поехать в сторону Севастополя. Казалось бы, удобное время, многие освободились с работы и могут ехать домой. Но желающих прокатиться на электропоезде было мало.
Второе открытие - пятая платформа и не помню уже, какой путь. Электричка стояла довольно далеко от первого, пустого, перрона. Что мешает пригнать её максимально близко к кассам и зданию вокзала, для меня осталось загадкой.
Я попыталась пройти по наземному переходу над платформами, но он был закрыт. Подземный переход информировал, что выйти на нужную мне пятую платформу я не могу. На табло значились номера с 1 до 4 и всё. Пришлось идти к электропоезду через сами пути, что нельзя назвать самым безопасным вариантом.
Добравшись до вожделенных вагонов, я удивилась их малому количеству. Шесть вагонов одиноко стояли на пустом вокзале. Возле них почти не было людей. Я зашла в первый и с облегчением почувствовала, что он прогрет: находиться в нём было куда приятнее, чем на улице, где с неба сыпалась мелкая, снежная крупа.
Как выяснилось потом, можно было и это число вагонов сократить в два раза. Внутри людей почти не было. Я прошлась по всему поезду и убедилась, что чем дальше он уезжает от Симферополя, тем сиротливее выглядит.
К конечной станции в моём вагоне не было людей вовсе, в остальных сидело по несколько человек.

«Мы не верим в сказки»

Поговорить мне удалось только с разъездными кассирами. Две женщины, попросив не называть их имена, поделились впечатлениями о работе. Они рассказали, что многие их коллеги давно махнули рукой на железную дорогу и ушли с работы. В период, когда поездов почти нет, трудиться негде.
- За месяц мы зарабатываем примерно 18 тысяч рублей, - рассказала нам разъездной кассир. - У каждого примерно двадцать рабочих дней в неделю, остальные десять мы отдыхаем. Зарплата зависит от того, сколько билетов выпишешь. Так что, чем меньше людей, тем нам хуже. Летом пассажиров становится больше, но нам и план повышают. В итоге - те же деньги и выходят.
Менять место работы они пока не хотят. Говорят, что могут пойти трудиться кассиром в магазин за 15 тысяч, так что разница невелика. Хотя условия в «КЖД» для таких сотрудников не самые лёгкие: иногда приходится вставать в 4 утра, чтобы успеть на электропоезд из Севастополя в Симферополь.
- В 2000 году нас набрали 220 человек, сейчас осталось 34, - говорит другой кассир. - Всё потому, что мы и дома не бываем иногда. Чем больше ездишь, тем больше зарабатываешь.
А если электричка почти в восемь вечера приходит в Севастополь, а оттуда в 4 утра следующая, есть ли смысл ехать домой?
Кассиры отвечают быстро, им некогда. Нужно пройтись по вагонам, проверить, у всех ли есть билеты.
К слову, такие критические условия труда и зарплаты далеко не у всех. Согласно официальному отчёту о доходах на «Крымской железной дороге», за 2016 год руководитель предприятия заработал… 14 563 302 рубля. Это при том, что с начала 2016 года он занимал должность первого заместителя начальника ГУП РК «КЖД», только в марте начал исполнять обязанности руководителя, а саму должность получил в июне. Если в отчёте нет ошибки, то в месяц Алексей Гладилин получает больше миллиона рублей. Его первый заместитель - «всего» около 86 тысяч рублей.
Неудивительно, что рядовые сотрудники говорят открыто: «Мы в сказки не верим». Они уверены, что Крымский мост мало что изменит в их работе. Возможно, поездов будет больше, но люди считают, что на их зарплаты это мало повлияет.
Проехав на электричке, я поняла, что если и буду снова добираться из Симферополя в Севастополь не на своей машине, то точно откажусь от автобуса. Несмотря на все «но», в электропоезде всё же хорошо. Первые вагоны тёплые (в последних меньше «печек»), людей почти нет. Можно под стук колёс послушать музыку в наушниках, подумать о том, на что не хватает времени в суете будней, да и просто купить билет у разъездных кассиров. Мои почти 114 рублей за проезд для них - часть скромной зарплаты.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.