Операция «Исповедь»

Как артековцы помогли спецслужбе

20 Декабрь 2017 1439
Тот самый «Златоуст».
Тот самый «Златоуст».

«Орудие против покушений на Советскую власть», - так Ленин называл Всероссийскую чрезвычайную комиссию (ВЧК), созданную в 1917-м. В 1922-м ВЧК переименовали в ГПУ - Государственное политическое управление при Народном комиссариате внутренних дел РСФСР. За столетнюю историю ведомства менялись его названия, но основная задача - забота о государственной безопасности - остаётся неизменной. Как и символ службы, вот уже 22 года именуемой ФСБ, - щит и меч. Щит надёжно защищает Отечество, меч всегда готов покарать врагов государства. «Крымская правда» совместно с Управлением Федеральной службы безопасности России по Республике Крым и Севастополю продолжает серию публикаций об истории чекистской организации.

О чекистах (а в Крыму местный орган спецслужбы появился в 1922-м) наша газета писала нечасто - всё-таки секретное ведомство, но вот о том, как начиналась одна из операций в «Красном Крыму» (так раньше называлась наша газета) всё же написали. Правда, не как о начале операции разведки, а как о визите иностранцев в «Артек». Наш полуостров и Всесоюзный детский пионерский лагерь невольно стали участниками спецоперации «Исповедь». Пионеры подарили послу США деревянный американский герб, и на долгие восемь лет американское посольство в Москве оказалось под «колпаком» советских разведчиков, работающих в I Управлении НКГБ СССР. Мысль о необходимости «слушать» американское посольство будоражила Иосифа Сталина с 1933 года, когда оно появилось в Москве, однако к началу Великой Отечественной прослушку удалось установить только в нескольких кабинетах, где ничего значительного не обсуждалось. Цель - кабинет посла - была недостижима, но руководитель Советского Союза сдаваться не собирался: он вспомнил, как данайцы с помощью деревянного коня покорили Трою. И поручил придумать «троянского коня» учёным Льву Термену, Александру Минцу, Абраму Иоффе и Акселю Бергу, а руководителю Народного комиссариата государственной безопасности СССР Лаврентию Берии и наркому Министерства иностранных дел Вячеславу Молотову - обеспечить операцию. 9 февраля 1945 года «Исповедь» началась.
Во время встречи лидеров стран-союзниц на Ялтинской конференции Вячеслав Молотов специально пригласил президента США Франклина Рузвельта и премьера Великобритании Уинстона Черчилля в «Артек». Расчёт был прост: сами они не поедут из соображений безопасности, но отказать принимающей стороне не смогут - отправят послов, а пионеры вручат американскому послу сувенир «с начинкой». Что подарить, решили быстро: Аверелл Гарриман любил деревянные художественные изделия, и умельцы вырезали американский национальный символ - белоголового орла на гербе. Но с крошечным дополнением: орёл, названный «Златоуст», мог слушать и передавать информацию советской разведке. Как и планировалось, руководители стран-союзниц в пионерлагерь не поехали: от Великобритании поехали посол Арчибальд Керр и супруга английского премьера Климентина Черчилль, подарившая детям 15 сорокаместных санитарных палаток, от США - посол Аверелл Гарриман, подаривший «Артеку» чек на 10 тысяч долларов. И тем самым, даже не подозревая, окончательно «прикрыл» операцию: ответный детский подарок стал очень уместным. Артековцы исполнили гимн США и внесли в зал американский герб, сделанный из ценных пород, - сандал, секвойя, слоновая пальма, парротия, красное и чёрное дерево, чёрная ольха, самшит.
К подарку и паспорт-сертификат прилагался, подписанный всесоюзным старостой Михаилом Калининым. Растроганный посол лишь вымолвил: «Что же с этой красотой делать». Личный переводчик Сталина Валентин Бережков, бывший в курсе операции, словно в шутку посоветовал: «Повесьте его в рабочем кабинете. Англичане умрут от зависти».
Посол совету внял: артековский подарок украсил кабинет. А на последних этажах домов, соседствовавших с посольством, поселились чекисты, маскировавшиеся под обычных жильцов. Они-то и занимались приёмом сигналов. Работать микрофон мог годами: у него не было батарей, вся подпитка шла от микроволнового излучения антенны, установленной на соседнем доме и замаскированной под громоотвод. Микроволновые импульсы подавались на «Златоуст» генератором, а приём, расшифровка и запись «Исповеди» на магнитную ленту возвращающихся колебаний осуществлялись ещё одним уникальным аппаратом, созданным советскими учёными.
Орёл с прослушкой провисел в посольстве восемь лет: сменились четыре посла, но никто не посмел тронуть красивейший подарок «Артека» - операция «Исповедь» продолжалась.
В конце 1952-го американский радиотехник случайно наткнулся в эфире на неизвестную частоту, сотрудники безопасности посольства стали проверять сантиметр за сантиметром, и весной 1953-го обнаружили «какую-то проволочку и мембрану» внутри деревянного герба в кабинете посла. Узнать, что это, помог британский учёный Питер Райт, знавший о принципе работы микроволнового резонатора Льва Термена, который советский учёный применил в «Златоусте». О постыдной находке американцы предпочли умолчать, и ни они, ни англичане так и не смогли создать что-то подобное у себя. «Проговорились» лишь в
1960-м, когда в нашей стране сбили американского шпиона Гарри Пауэрса. Оправдывались, что не только они шпионили, но и СССР: даже показывали «артековский» подарок на заседании Совета Безопасности ООН. Герб «Златоуст» и микрофон из него хранятся теперь в музее ЦРУ.


P.S. Сегодня, 20 декабря, в нашей стране отмечается День работника органов государственной безопасности - 100-летие ведомства. «Крымская правда» поздравляет чекистов всех времён с праздником. Здоровья вам и успехов в сложном, но таком необходимом стране деле - заботе о безопасности.

Наталья ПУПКОВА.