Форт Буаяр по-медицински

Как проверяют профпригодность будущих крымских медиков

8 Июль 2017 975
Все действия - как с живыми людьми, но искусственные «пациенты» - намного строже.
Все действия - как с живыми людьми, но искусственные «пациенты» - намного строже.

Отгремели выпускные - в школах, колледжах, вузах. Оставшиеся летние месяцы выпускники могут вдоволь насладиться солнцем, морем и пляжем, сочувственно охая вслед абитуриентам, подающим документы на их места. И только будущие врачи, несмотря на то, что выпускные экзамены уже позади, продолжают корпеть над учебниками, вспоминая пройденное за 6 лет. Ведь им экзаменационный кошмар предстоит пройти по второму кругу, теперь уже перед своими непосредственными работодателями - главврачами, завотделениями и чиновниками крымского Минздрава. Если, конечно, они действительно хотят лечить людей, а не любоваться висящим на стене дипломом.

Уже не студенты, ещё не врачи

«Человек на улице, ему плохо. Нужно оказать экстренную доврачебную помощь», - что-то похожее читает студент на листе с заданием перед тем, как войти на экзаменационную «станцию». Шаг за дверь - и перед ним манекен, полностью копирующий распростёртое человеческое тело. Под руками - грудная клетка синтетического «пострадавшего», на ощупь - почти настоящая, да и при толчке ощущение, будто оказываешь помощь лежащему перед тобой живому человеку. Вот только в отличие от живого этот чересчур грамотный «пациент» с помощью специальных датчиков и сенсоров «докладывает» экзаменатору обо всём: достаточно ли сильные и частые движения при массаже делает «врач», правильно ли выполняет искусственное дыхание рот в рот. И вообще, удалось ли спасти пострадавшего.
На всё - 10 минут. Выходишь - и следующая комната-задача. Дел - всего-ничего: провести диспансеризацию «грудничка». И ребёночек тут же, лежит тихо, не кричит и не пинается, - но это не повод расслабляться. Решающей может стать любая мелочь - помыл ли врач перед осмотром руки, положил ли использованные инструменты после осмотра в специальный контейнер. Кроме того, с «пациентом» или с его родителями нужно разговаривать, здороваться, спрашивать, что беспокоит, объяснять свои действия.
Настоящий квеструм, в которых сейчас так любит развлекаться молодёжь. Только здесь награда за прохождение - сертификат врача и право работать по специальности. Предыдущий этап - больше 4500 вопросов в компьютерном виде, из которых на экзамене достанутся любые 60, - сразу кажется ерундовым, а до третьего, последнего этапа ещё бы дожить. При этом ни на какие «родственные» поблажки от alma-mater рассчитывать уже не приходится, вся система централизованно замкнута на Москву.
- Наша задача - организационные моменты. Мы предоставляем помещение, обеспечиваем симуляционным оборудованием, роботами, муляжами, обеспечиваем программирование  и работу сложной компьютерной техники, согласно спущенным протоколам, и приводим студентов, ранее проходивших тренинги на «станциях» под руководством преподавателей. Проверка работ и вынесение результатов - за всё это отвечает напрямую специальная комиссия в Москве, - поясняет декан 1-го медицинского факультета Геннадий Мороз. - Мы потом только получаем документ, в котором указано, кто прошёл испытание, а кто нет.
Даже наблюдение за экзаменующимися осуществляют хоть и местные, но ведущие специалисты-врачи, а не сотрудники университета. Полная объективность: ни списать, ни вымолить лишний балл, ни понадеяться на «потом договоримся».
- Эксперты наблюдают за действиями студента из специальных комнат. На первом этапе компьютерных тестов студенты заходят без вещей, только с паспортом. Переговариваться нельзя, работа идёт в полной тишине. Ведётся видео­запись и аудиозапись, кроме того, из-за специальной прозрачной перегородки за сдачей экзамена наблюдает специальная комиссия, в которую входят представители практического здравоохранения - главврачи, заведующие отделениями, представители Минздрава, - рассказывает Геннадий Мороз.
- На втором этапе на экраны двух мониторов выводятся показания датчиков симулятора и видеоизображение студента. Через наушники эксперт слышит всё, что происходит на «станции»: студент обязан проговорить все свои манипуляции. Эксперт ничего не говорит, кроме нескольких фраз, которые предполагаются по сценарию задачи - например, озвучивает показания тонометра при измерении давления у манекена, - поясняет замдекана 2-го медицинского факультета Денис Шадуро. - Эксперт также заполняет экзаменационный лист - перечень действий, которые студент должен выполнить, находясь на «станции». По каждой из них нужно выполнить не менее 70% манипуляций, обязательных и второстепенных. Потом это всё отсылается в Москву, и там по аудио и видеозаписи уже ведётся подсчёт и оценивание.
«На десерт» - собеседование с комиссией по диагностике.
- Каждому студенту даётся ситуационная задача - определённая патология, по которой ему нужно поставить диагноз. На этом этапе студенту в устной беседе нужно поставить диагноз, классифицировать болезнь, определить стадию заболевания и озвучить тактику лечения и подробно расписать лечение вплоть до выписки рецептов, а эксперты по ходу ответа могут задавать дополнительные вопросы, - поясняет директор Медакадемии Нанули Иванова. - И только пройдя успешно все три этапа, студент получает сертификат об аккредитации, что позволяет допустить его к пациенту.

В соответствии с российскими стандартами

Центр аккредитации специалистов в Медакадемии им.
С. И. Георгиевского полноценно работать в этом году будет в первый раз. Как пояснила Нанули Иванова, мало получить диплом выпускника, нужно ещё доказать своё право на медицинскую практику перед работодателем - Минздравом. Причём не только крымским, но и российским - ведь оценивать знания крымских студентов-медиков будет и комиссия в Москве.
- Это очень серьёзная проверка наших студентов на готовность к практической работе. И это особенно актуально сегодня, когда у нас всё ещё сохраняются проблемы допуска студентов к пациентам и к клинической практике.
С помощью тренингов на симуляторах они могут подготовиться и наработать практические навыки, - пояснила она. - Благодаря поддержке руководства КФУ и непосредственно ректора стала возможной организация высокотехнологичной тренинговой системы здесь, у нас в республике. В этом году мы сдаём аккредитацию уже по всем 4 специальностям: стоматологии, фармации, педиатрии и лечебному делу. Все 350 человек (выпускники 2017 года, не считая иностранцев, которым в своих странах российская аккредитация не нужна. - Ред.) должны пройти эту аккредитацию, иначе они не имеют права быть допущенными к работе в лечебно-профилактических учреждениях.
Медакадемии им. С. И. Георгиевского пока что есть чем гордиться: по словам Нанули Ивановой, результаты первого этапа показали высокий уровень знаний у местных студентов.
- Мы идём на очень хорошем уровне, подготовка наших студентов достойна и соответствует российским требованиям. Те наши студенты, которые переводятся в Москву и в Петербург по личным обстоятельствам, показывают очень высокие результаты. Есть даже прецеденты, когда наши троечники там оканчивали обучение с отличным аттестатом, - отметила она. - Новая система полностью нивелирует человеческий фактор: если раньше можно было сказать, что мы лояльны к собственным студентам или делаем поблажки, то сейчас каждый экзамен наблюдается из Москвы и никаких поблажек быть не может. Поэтому мы тем более рады, что результаты наших студентов на государственной итоговой аттестации полностью подтверждаются аккредитацией.
Задач у всей этой сложной и достаточно жёсткой системы несколько: первая - посвятить дипломированных выпускников в настоящие врачи, вторая - максимально убрать из отечественной медицины кумовство, третья - оставить в здравоохранении только тех, кто действительно готов к трудностям врачебной жизни. Ну и, как следствие, возможно, со временем получится вернуть профессии врача тот заслуженный престиж, который когда-то достигался талантом, упорством и трудолюбием. Возможно, этот процесс уже начался - ведь, несмотря на все предстоящие трудности, вступительная кампания в Медакадемии КФУ идёт полным ходом. Двери распахнуты для всех желающих. И уже с сентября около 1000 первокурсников (из них 250 - студенты из дальнего зарубежья. - Ред.) с помощью новых технологий и старых традиций начнут осваивать мудрёную медицинскую науку.

Наталия НАЗАРУК.