1944 год. «Красный Крым»

26 Апрель 2017 1571
Наша самоходная артустановка в Симферополе, фото Леонида Яблонского, 13 апреля 1944-го.
Наша самоходная артустановка в Симферополе, фото Леонида Яблонского, 13 апреля 1944-го.

Германия увеличивает производство вооружения, а в нашей стране строят тракторные заводы. Великобритания и США после долгих раздумий открывают в Европе второй фронт. Красная Армия продолжает победное наступление: полностью деблокирован Ленинград, освобождены Псков, Одесса и сотни других городов и сёл. Наши войска полностью освободили от фашистов СССР и начали освобождение Европы. В состав СССР на правах автономии вошла Тувинская Народная Республика, а Закарпатская Украина соединилась с Украинской ССР. В концлагере Освенцим за день убиты 24 тысячи заключённых, а в СССР депортированы из родных мест чеченцы, ингуши, крымские татары, армяне, болгары, греки. Мы продолжаем отсчёт вековой истории, отражённый на страницах газеты.

В ожидании

Весна 1944-го принесла Крыму долгожданное освобождение, начало которому положено 1 ноября 1943-го занятием плацдармов на Перекопе, Сиваше, Эльтигене. Утро 8 апреля 1944-го началось с почти трёхчасовой артподготовки - залпы тысяч орудий на Перекопе и Сиваше возвестили о начале решающей битвы. Актуальны стали слова, опубликованные в «Красном Крыму» 1 января, - «С Новым годом товарищи! Годом борьбы и побед!».
Наша газета в начале года выходит пока ещё в Сочи и на полуостров доставляется самолётами. Но крымчане всё чаще находят её, четвертинки нынешнего размера, во дворах, приклеенной на месте сорванных подпольщиками фашистских приказов. Ведь в ней радостные вести. Об освобождении других городов, снятии блокады Ленинграда и салюте от имени Родины в этом городе (единственный раз салют не в Москве. - Ред.). И трудовых успехах: «трудящиеся Урала выполнили священную клятву, данную товарищу Сталину, - дали в 1943 году в полтора раза больше вооружения, чем в
1942-м»; «Донбасс возрождается»; «в короткие срок возрождают трудящиеся Киева предприятия и культурные учреждения». «Завод, где директором тов. Максарев, в течение декабря 1943-го выпустил сверх плана колонну танков». «Эвакуированный из Симферополя завод 1 Мая дал фронту 4,5 миллиона банок консервов, в соцсоревновании работников промышленности Узбекистана занял первое место». «Рыбаки Маяксалынского района передали н-ской части, ведущей бои по освобождению Крыма, две тонны свежей керченской сельди». «На Алтае создан тракторный завод, уже выпустивший первую тысячу тракторов»; «закончено строительство 3 очереди Московского метрополитена, началось движение поездов от Курского вокзала до Измайлова»; «за 200 дней построен мартеновский цех на Челябинском трубопрокатном заводе». «78 тысяч учебников отправлено в школы освобождённых районов Белоруссии»; «начато восстановление Пулковской обсерватории в Ленинграде». «Жителям Сталинграда вручён меч - дар британского короля горожанам, крепким, как сталь». Спустя 71 год Мечи Победы, выкованные на Урале, переданы девяти городам-героям страны, в том числе Севастополю и Керчи.
А ещё газета выпускает книгу стихов крымского поэта Якова Чапичева: «Настанет день, и ты увидишь нас, потомков легендарного Алима, того, кто храбро бился за Кавказ, того, кто немцев вышвырнет из Крыма». Он погиб 9 марта 1945-го за польский Бреслау (Вроцлав), спустя месяц ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

«Крепче бить!»

«Недавно я видел с воздуха Крымские горы, где прошло моё детство. Сердце загорелось жгучей ненавистью к немецким разбойникам, терзающим нашу Родину. Близится час расплаты, пути отхода из Крыма по суше для немцев отрезаны, их дни сочтены. Твёрдо верю, что скоро мы встретимся в нашем Советском Крыму. Ваш Аметхан», - газета публикует письмо крымского лётчика, Героя Советского Союза.
Пути отхода по суше для фашистов отрезаны, но бои идут жестокие. В каждом номере - сводки боёв на Керченском полуострове, где участники прошлогоднего Керченско-Эльтигенского десанта сражаются за каждый метр плацдарма, и победный счёт крымских партизан. «На Керченском полуострове комсорг роты Комченко грудью закрыл амбразуру вражеской пулемётной точки, наши войска продвинулись вперёд». «Бесстрашные черноморцы доставляют подкрепление бойцам, сражающимся на Керченском полуострове. 150 рейсов через Керченский пролив совершил на тендере старшина 1-й статьи Диденко. Однажды в шторм, во время рейса, на винт навернуло проволоку, он нырнул в ледяную воду и освободил тендер. Тендер старшины Ивасюка подходил к берегу под вражеским обстрелом, закреплять концы было некогда. Старший краснофлотец Иван Довбня схватился руками за выступ мола, судно тянуло назад, но моряк напрягал все силы и не отрывал рук. Десантники становились на его спину и, как по сходне, перебрались на землю, вступая в бой».
«Партизанский отряд комсомольца тов. К. (сегодня мы знаем, что это Октябрь Козин) разгромил вражеский гарнизон в 200 человек, взорвав крупный склад боеприпасов. За месяц отряд провёл 11 успешных операций». «Недавно н-скому партизанскому отряду (6-й отряд Николая Дементьева и Андрея Сермуля) пришлось выдержать тяжёлый бой (Бешуйский) с крупным карательным отрядом  гитлеровцев. Народные мстители уничтожили 480 фашистов, 27 взяли в плен, захватили много оружия». Наших бойцов тогда погибло 18. «Партизанский отряд разгромил вражеский гарнизон в Старом Крыму, освободив из тюрьмы 400 узников, половина должна быть в этот день казнена».

Погибшие

Предчувствуя скорый конец, фашисты зверствуют особенно. «Учительница Аджимушкайской школы Валентина Желко рассказала, как немцы загнали 500 жителей посёлка 3-й Самострой в галерею каменоломни и взорвали её». «Отступающие немцы погрузили на баржу несколько сот детей и затопили её». «Деревня Улу-Сала Бахчисарайского района сожжена фашистами. Партизаны успели отстоять лишь 8 домов. Число погибших - 36 человек, самому младшему, Энверу Абибула, - год, Хатидже Фезла - 79 лет». Из крымских сёл активно «эвакуируют» людей в совхоз «Красный», тех, кто отказывается, расстреливают на месте, как в деревне Кучук-Озенбаш, или сжигают, как 34 женщин и детей во Фридентале. «Гитлеровцы сожгли 168 деревень - Бура, Новоивановка, Ени-Сарай, Кара-Коба, Розенталь и другие».
«Под предлогом эвакуации гражданского населения вывезены на баржах тысячи мирных жителей в открытое моря и затоплены. В ночь на 7 декабря 1943-го в Евпаторийском порту погрузили большую группу насильно эвакуированных с Кубани и затопили. 8 декабря близ Севастополя потоплено 5 тысяч заключённых, содержавшихся в тюрьмах гестапо. На днях вывезена и потоплена большая группа советских военнопленных». «Большая группа советских людей, согнанных немцами в Симферопольские казармы по Эскадронному переулку, вывезена в Севастополь, погружена на пароход и задушена в трюме». «В Симферополе фашисты шныряют по домам, хватают мужчин от 14 до 70 лет и вывозят группами по 100 человек в Севастополь и Евпаторию, где топят в море, или на территорию совхоза «Красный», Картофельного городка - на голодную и мучительную смерть. В горсаду, на вокзале, на улицах Карла Маркса, Горького, Севастопольской установлены виселицы, ежедневно палачи вешают десятки ни в чём не повинных людей. Противотанковые рвы на Красной горке, в Мазанке, на Феодосийском, Севастопольском, Алуштинском шоссе, ямы на Петровской балке до отказа заполнены телами советских людей. Страшное зрелище открыли весенние ручьи, смывшие верхний покров земли: торчат человеческие руки, ноги, головы».
«В Бахчисарайском лагере смерти военнопленных расстреливали и травили собаками»;
«в Феодосии фашисты застрелили троих мальчиков, Володю, Колю и Серёжу, лепивших снеговика»; «в Зуе фашистские псы схватили 36 семей, вывели на кладбище и зверски убили, в этой же деревне умертвили сотни детей, смазывая им губы ядом, дети умирали в страшных муках».
В освобождённых районах Керченского полуострова наши бойцы нашли письма, написанные за несколько дней до казни. Письмо задушенной Елизаветы Семёновны Коротковой сыну Пете - «убили всех родных, заплати, сынок, за сестёр и маму». Записка 26-летнего Николая Кокарева - «найдите мою семью, сына, ему 5 лет, скажите, что отец погиб за его счастье, за счастье миллионов советских детей». После полного освобождения Крыма газета постоянно публикует акты комиссии по установлению фашистских злодеяний. Крымчан уничтожали в Дубках, в Севастополе на Юхариной балке, в Сергеевке и ещё сотнях мест на полуострове, известных и до сих пор не обнаруженных. «В Старом Крыму расстреляли 584 человека, целыми семьями, как Плотниковых, например»; «в деревне Саблы подожгли 50 женщин в сарае и бросили туда детей». «Близ деревни Сарабуз найдены 17 тел, в том числе 7 детей, среди уничтоженных - семья Якова Новикова, жена Любовь, дети Марика, Ада, Ниан, 102-летний Ленчук, 60-летняя Ткач, не пощадили даже годовалого сынишку Шорниковых». «В с. Челюскинцы Лариндорфского (Первомайского) района - 21 труп, 11 детских, в том числе  - целая семья Анисия Рейблат, жена Шива, дети Зенко, Бейла, Ичка». «Совхоз «Красный» - довоенное передовое хозяйство - немецкие палачи превратили в место страданий. Бежавшие под нашими ударами бандиты сожгли большую часть совхоза.
В ночь с 10 на 11 апреля выводили заключённых и сбрасывали в 24-метровый колодец живыми. Комиссия извлекла 60 тел, осталось не менее 200, только из 4-х ям подняты 415 тел».

Освобождение

Вместе с Красной Армией в Крым вернулась и наша газета, первый номер вышел 14 апреля, на следующий день после освобождения Симферополя. На первой полосе - приказы верховного главнокомандующего Иосифа Сталина вой­скам, освобождающим Крым, о присвоении частям почётных наименований  - Перекопская, Сивашская, Симферопольская, Севастопольская. И о долгожданных салютах Родины: 11 апреля в 21 час - 20 залпами из 224 орудий за прорыв на Перекопе и Сиваше, освобождение Армянска и Джанкоя, в 22 часа - 20 залпами из 224 орудий - за Керчь, 13 апреля в 20 часов - 12 залпами из 124 орудий - за Феодосию, в 21 час - 12 залпами из 124 орудий - за Евпаторию, в 22 часа - 20 залпами из 224 орудий за освобождение Симферополя. 16 апреля в 20 часов - 12 залпами из 124 орудий - за Ялту, 10 мая в час ночи - 24 залпами из 324 орудий - за Севастополь. И о том, что обком партии «вручил партизанской бригаде тов. Ф. (Фёдор Федоренко) красное знамя как лучшей партизанской бригаде Крыма».
«Красная Армия освободила большую часть Крыма от немецко-фашистских захватчиков, скоро вся крымская земля будет очищена от гитлеровцев, в бухты Севастополя зайдут советские корабли, начнётся созидательный труд, жемчужина Советского Союза - Крым возродится». «7 мая наши войска начали штурм Сапун-горы». «Героически сражается танковый экипаж Дмитрия Данилкина, Ивана Минина, Александра Ханова». «Идёт по Карасубазару (Белогорск) группа пленных румын, их сопровождает парень лет 15 с винтовкой. Паренёк серьёзен, старается шагать, как солдат». «10 мая доблестные советские войска штурмом овладели крепостью и важной военно-морской базой Черноморского флота - Севастополем. Ликвидирован последний очаг сопротивления немцев в Крыму». Такие светлые, долгожданные вести публикует газета.
Впрочем, и грустные есть : о жертвах фашистов, о похоронах погибшего генерала армии Николая Ватутина и работников Крымдрамтеатра, подпольщиков группы «Сокол» - Николая Барышева, Дмитрия Добросмыслова, Александры Перегонец, Зои Яковлевой, Ильи Озерова, Елизаветы Кучеренко, Павла Чечёткина, Прасковьи Ефимовой и 15-летнего Олега Савватеева.

Возрождение

Каждый номер с 14 апреля 1944-го наполнен строками о возрождении: «Сейчас мы должны отдать все силы и знания общему делу - быстрее залечить раны войны». Жизнь возрождается в каждом населённом пункте. В Феодосии заработали баня, водопровод, хлебопекарня; отремонтирована первая очередь Керченского водопровода. В Саках подготовлены к пуску электростанция и маслозавод; в колхозах Биюк-Онларского (Октябрьского) района начались полевые работы. В Ялте - восстановление разрушенных санаториев, открыто регулярное сообщение с Симферополем (2 раза в сутки ходят приспособленные под автобусы грузовики). Восстанавливается НИИ вина и виноградарства «Магарач»; в Карасубазаре демонстрируется  фильм «Валерий Чкалов».
В Симферополе начались занятия в школах, заработала городская библиотека (в первый день принято несколько десятков читателей), кинотеатр «Спартак» (первые 10 сеансов - киножурнал «Битва за Советскую Украину» и фильм «Суворов» посетили около 6 тысяч жителей); открылись киоски с газированной водой, на рынках разрешена свободная торговля. Приведена в порядок водопроводно-канализационная сесть, к 1 мая центральная часть города получит электроэнергию. Заработали мастерские, баня, прачечная, радиоузел, Симферопольская табачная фабрика (первые 12,7 кг высокосортного табака Дюбек - в дар бойцам), артель Технохим начала выпуск хозяйственного мыла, возрождается завод имени Куйбышева, уже дано первое литьё. По Крыму восстановлены 635 школ, принявших 35 тысяч учеников, открылись детсады, заработали 36 аптек, введён
8-часовой рабочий день, начался сев поздних культур, лучшим колхозам, МТС и совхозам вручаются переходящие красные знамёна обкома партии. Первое и лучшее зерно урожая 1944-го передали государству, первый урожай крымских фруктов отправлен в Москву, Ленинград и Сталинград.
«С 18 апреля по 15 мая жители Симферополя отправили 735150 писем по всему Союзу, в город доставлено 292500 писем». Не всегда они находили адресата, отчаявшись, люди писали в газету: «С каким нетерпением  ждал освобождения Крыма! Надеялся связаться с семьёй. Мечте не суждено сбыться. Немецкие изверги расстреляли в Симферополе мою мать 56 лет,  жену 28 лет, 6-летнего сына, 25-летнюю сестру и всех 10 родственников. Кровь расстрелянных и замученных гитлеровскими извергами сотен тысяч людей взывает к мщению. Буду биться до последнего дыхания. Орденоносец Н. Глуховский». «Немецкие бандиты убили всю мою семью в Симферополе. Я уже дважды ранен на фронте, но клянусь, дорогие земляки, что буду биться с врагом до последней капли крови. Красноармеец Е. Токман».
Воодушевлённые победами Красной Армии, крымчане подписываются на 3-й выпуск государственного военного зай­ма - за пять дней Крымская АССР собрала 22 миллиона рублей. И собирают деньги на танк «Крымский школьник», танковые колонны «Героический Севастополь», «Крымский партизан», авиаэскадрилью «Симферополец» - потом на полуостров придут телеграммы «с благодарностью Красной Армии и братским приветом. Иосиф Сталин». До Победы оставалось совсем немного.

Наталья ПУПКОВА.