1928 год. «Красный Крым»

15 Март 2017 2013
Восстановленное после землетрясения Ласточкино гнездо ненадолго открыли для туристов.
Восстановленное после землетрясения Ласточкино гнездо ненадолго открыли для туристов.

В Арктике терпит бедствие дирижабль «Италия» Умберто Нобиле: часть экипажа погибла, оставшиеся месяц провели на льдине, - спас советский ледокол «Красин». В США из-за разрушения плотины на реке Санта-Клара погибло более 600 человек. Лев Троцкий и ещё 29 оппозиционеров отправлены в ссылку; «Шахтинский процесс» - 53 инженера и техспециалиста Донбасса обвинены в саботаже, 5 - расстреляны. Официально началась первая пятилетка и совершил первый полёт самолёт У-2 («работяга - «кукурузник») Николая Поликарпова. В Азербайджанской ССР - всеобщее обязательное начальное обучение, а в Москве открыт Парк культуры и отдыха (ныне - ЦПКО имени Горького. - Ред.). Появился общесоюзный орден Трудового Красного Знамени и запрещена продажа рождественских ёлок как религиозного пережитка. Мы продолжаем отсчёт вековой истории, отражённый на страницах газеты.

О газете
У редакции новый адрес: улицу Троцкого после опалы бывшего главы Реввоенсовета переименовали в Карла Маркса. И частая смена редакторов - Аркадия Шпаера отправляют на Дальний Восток, вслед за ним газету возглавляют Перегудов, Евсеев, В. Ходаков, Барышников, Михаил Сокольский, Абрам Райчук. Это и общая политическая ситуация в стране, где начался новый виток борьбы с «врагами народа», привели к тому, что из редакционного архива сотрудниками Объединённого государственного политического управления (ОГПУ) изъяты все номера за период с середины 1928-го по 1940 годы. К счастью, часть их сохранилась в Государственном архиве Республики Крым, и мы можем рассказать, о чём писал «Красный Крым».
1928-й стал трагическим годом для селькоров: 20 марта - первая боевая потеря «Красного Крыма» - убит Фёдор Приходько из деревни Илларионовка Джанкойского района, опубликовавший разоблачительный материал против местных богатеев «Кулацкие проделки». 1 апреля газета писала: «нет уже Илларионовки, названной по имени кулака Ищенко. А есть Фёдоровка, названная по имени батрака-общественника Приходько. Фёдоровцы решили открыть избу-читальню. Фёдоровцы решили жить по-новому. А за убийство того, кто расчистил фёдоровцам путь к новой жизни, виновники должны получить суровое заслуженное наказание. Чтобы знала беднота, как защищаются в Стране Советов крестьяне-общественники и селькоры». От рук кулаков погибли в этот год ещё два наших селькора - комсомолец Антон Алексеев из села Мушаш (Вишнёвое) Карасубазарского (Белогорского) района и Мартын Белый из Керченского (Ленинского) района. Отчасти из-за этого появляется новая рубрика «Правда ли, что»: короткие заметки рабселькоров с подписью-псевдонимом, но без выводов. «Завлавкой общества потребителей в д. Б-Бузаве растратил 198 рублей». «В лавке потребительного общества в
д. Айбары (Джанрайона) продаются сельди с червями и свиное сало, от которого на версту несёт зловонием».
Год ознаменован и появлением нового приложения - «Еженедельник»: «в номере рассказы, очерки, многочисленные фотографии и рисунки».
О религии
Усиление «борьбы антирелигиозного фронта» Союзом безбожников, созданном в
1926-м. «Ещё сильны в нашей деревне божественные традиции, молятся люди перед посевом зерна». «Отдельные элементы в гостипографии не стремятся расстаться с пережитком - нательными крестами. Надо усилить работу агитаторов». «Христианские церкви, мусульманские мечети и еврейские синагоги ещё имеют достаточную клиентуру, но с каждым годом всё труднее отыскать среди молящихся людей моложе сорока. Это объясняется революцией, проделанной историческими событиями последнего десятилетия в умах современного поколения». Первая волна закрытия храмов: в Симферополе исчезли часовня в память о спасении наследника престола на привокзальной площади, первые колокола сняты с собора Александра Невского - через два года его взорвут.
О политике
В начале года - громкий процесс «над бандой террористов и заговорщиков во главе с Вели Ибраимовым». Вначале его обвинили в убийстве, потом «добавили» статей - террористический акт, участие в бандитской шайке и растрата государственных средств. 9 мая 1928-го Вели Ибраимова и его соратника Мустафу Абдуллу расстреляли. Это было бы простое дело, если бы Абдулла не был бывшим секретарём Общества содействия переселению и расселению татар, а Ибраимов - с 1924-го председателем Центрального исполнительного комитета Крымской АССР (первым лицом автономии). Несколько лет назад читатели «Красного Крыма» избирали его «почётным участником» различных обществ и артелей, благодарили за помощь, а теперь писали, что «мы оказались окружены врагами, чья деятельность явно направлена против бедноты», требуем «применить к этим социально опасным элементам высшую меру наказания».
В 1990-м Вели Ибраимова и товарищей реабилитировали.
О селе
Одно из обвинений Ибраимова - «противство приказам из Москвы о новом землеустройстве, отдачи земли наиболее беднейшим слоям и активной борьбе с зажиточными кулаками». Он считал, что «нормы в Крыму научно обоснованны, пересмотр их нужен только в интересах еврейского переселения». В 1925 году КрымЦИК принял положение, по которому за кулаками оставались крупные земельные участки, а наличие двух постоянных рабочих давало право считаться трудовыми артелями. В 1928-м в начале коллективизации по стране «Красный Крым» писал: «Кулаки разлагают артели, портится имущество. Необходимо усилить руководство, влить бедняков в колхозы. Например, артель «Заря» Феодосийского района состоит из 13 зажиточных крестьян, причём все они в родстве. Это недопустимо». И неважно, что работящие - кулаки. Надо бороться. 1 августа 1928 года ЦК ВКП(б) принял постановление «О работе Крымской партийной организации», в котором отмечалось, что основная задача советского строительства в Крыму - ликвидация помещичьего землевладения - проведена «с явным нарушением неоднократных директив ЦК и советского законодательства», это привело к «известному замедлению темпа хозяйственного строительства и культурного подъёма трудящихся масс Крыма и способствовало усилению влияния кулачества в крымской деревне». Через полгода пришло указание: «упразднить повышенные нормы землевладения, изъять у кулаков и передать бедноте и батрачеству излишки земли».
О городе
Города развиваются активно: «в Керчи - новая консервная фабрика - крупный вклад в социалистическую промышленность. Строятся химический завод и коксовые печи, которые ежегодно дадут 18 миллионов пудов (293,4 миллиона килограммов) чистого кокса». В Симферополе дан старт строительству Аянского водопровода. «Много десятков лет страдавший от безводья Симферополь не напрасно устремляет свои взоры к Аянскому источнику». Решается вопрос об искусственном орошении в Альминской долине, «утверждён проект проведения Альма-Тамакского канала для создания нового участка орошаемой площади».
И дома строятся. В Севастополе «на Куликовом поле (район Исторического бульвара, улицы Генерала Острякова) разбиты участки под 18 рабочих домиков. При каждом отводится земельный участок в 800 квадратных метров под сад, виноградник или огород. Рядом - два больших участка под разбитие скверов». В Симферополе «в конце улицы Гоголевской произведена закладка 11 домов жилищно-строительного кооператива «Гудок», железнодорожники получат 22 квартиры».
А ещё столица Крымской АССР приобретает новинку - дом НОРДа (новейшей организации разборных домов). «Он - деревянный, достаточно тёплый и в смысле антисейсмичности не оставляет желать лучшего.
В сложенном виде он представляет клетку из толстых брёвен, промежутки между которыми заполняются щитами». Приобретаемый в Симферополе дом в 6 квартир обойдётся вместе со сборкой и отделкой в 17 тысяч рублей. «6 двухкомнатных квартир, обогреваемых одной печкой, которая служит и для приготовления пищи. При каждой квартире - кладовка, коридор и отдельный вход. Дом будет предоставлен работникам завода «Кость».
О курортах
Землетрясение 1927-го выработало новое направление в крымском строительстве - все постройки должны быть сейсмически устойчивыми, особенно на Южном берегу.
В минувшем году удар стихии распугал курортников и разрушил множество санаториев и домов отдыха. В Ялте начаты работы по восстановлению: «постройки будут деревянные на каменном фундаменте, наиболее дешевые и отвечающие требованиям сейсмостойкости. Идёт строительство пяти домов и столовой в районе Ласточкиного гнезда. Его, потерявшего зубцы башни, участок скалы с садом планируют восстановить для посещения уже к 1 мая» (правда, вскоре вновь закрыли - в башне была трещина). «Необходимо срочно восстановить туберкулёзный диспансер. После землетрясения детский дневной санаторий на 30 детей и ночной санаторий для взрослых на 30 человек не функционируют. Горсовет должен срочно предоставить помещение для диспансера».
Большинство курортников, ещё опасаясь приезжать на Южный берег, отправляются в Судак, Коктебель, Феодосию, Саки. «Сакский госкурорт обогатился пляжем, обустроен навес и другие приспособления для воздушных ванн и физкультуры». Год назад в Саках восстановлена грязевая лечебница, а вот в Феодосии «начатая ещё до революции постройка грязелечебницы при Аджигольском озере находится в заброшенном состояния. Целебное озеро уже почти высохло. Несмотря на то, что горсовет ассигновал 200 рублей на впуск в озеро морской воды, средства эти до сих пор не выданы. Между тем впустить в озеро морскую воду необходимо в этом же месяце, так как иначе высохшие грязи утратят всякое целебное свойство».
О детях и спорте
О здоровье в конце двадцатых прошлого века заботились хорошо, что помогло не допустить прошлых эпидемий. Так, в Симферополе «выявлено весной лишь по несколько случаев заболеваний корью, дифтеритом, скарлатиной». А вот Джанкой неприятно поразил: «у молодого человека выявлен редкий случай заболевания ящуром. Под наблюдением он отправлен в Симферопольскую больницу».
Заботились и о детях: в Ялте «организована бесплатная баня для детей беднейшего населения и введены горячие завтраки во всех школах». В Симферополе «открыты 14 летних детских площадок на 500 детей, питание они получают 2 раза в день, в Керчи три таких площадки для дошкольников открылись в русских населённых пунктах и три - в татарских».
По стране 1928-й ознаменован Всесоюзной спартакиадой. «В состязаниях по борьбе в лёгком весе Ковтуненко (Крым) победил Акопова (Закавказье) в 4 минуты 26 секунд. По мужскому пятиборью команда Крыма заняла 13 место. Первенство СССР по итогам спартакиады выиграла РСФСР. Крымская АССР в командном первенстве РСФСР заняла 10 место (1-е - у Москвы, 12-е - у Северного района).
О науке
Для выяснения причин землетрясения прошлого года из Севастополя ушла в море «большая научная экспедиция, снаряжённая на средства Госплана СССР. Её главная задача - проверить мнение геологов о том, что крымское землетрясение явилось результатом происходящего сейчас процесса опускания дна Чёрного моря и поднятия Азовского моря и самого Крыма. Экспедиция обследует обнаруженную в прошлом году в октябре линию ненормального грунта, идущую вдоль Южного берега Крыма на расстоянии 10-20 миль от последнего».
Ещё одни исследования - на суше. В районе Судака при «проведении земляных работ обнаружено более 70 останков, но, по предварительной оценке, признанные человеческими, при детальном исследовании выяснено, что черепа гораздо больше людских». А на Южном берегу исследования проводили сотрудники ялтинского Восточного музея (директор Якуб Якуб-Кемалев) совместно с учёным Рогинским из Московского антропологического института. «В прошлогодней этнографической экспедиции Восточного музея директор, известный тюрколог, сделал любопытные наблюдения, что в среде коренного татарского населения деревни Ускут (Приветное) и других пунктах горной части Крыма сохранились следы древнего населения племени готов, владевшего предгорьями Крыма в средние века, и впоследствии исчезнувшие с лица земли. В 30 татарских семействах их родовое наименование, принявшее форму фамилии, - Гото. Совместно с командированным Московским антропологическим институтом Рогинским весной этого года провели исследование около 300 человек, мужчин, женщин, детей, стариков. Первоначальные предположения полностью подтвердились: большое число лиц с голубыми глазами, белокурыми волосами и другими признаками северной расы именно в старинном роде, носящем фамилию Гото».
Об изобретениях
Славится полуостров не только историей, но и мастерами. В газете появляется специальная рубрика «Шевели мозгами» - рассказы о местных изобретателях. «Старший механик консервной фабрики «Возрождение» (ныне завод имени Кирова) А. Кузьмин изобрёл новый автоматический аппарат для розлива томата-пюре. До этого на фабрике пользовались германским аппаратом, который при нажиме на педаль выполнял одну закладку. Аппарат Кузьмина при одинаковой трате времени и при одинаковом нажатии, наполняет одновременно 25 банок, а в минуту - 400. Вместо прежних 750 банок одна работница наполняет в час 20 тысяч банок. Имеющиеся на фабрике 16 германских конструкций остановлены. Аппарат Кузьмина прост - его изготовили тут же в фабричной мастерской, работать на нём может любая работница без подготовки». «Гершин с хлебозавода придумал переустройство хлебной рамы для посадки хлебов, теперь в печь можно отправить сразу 30 хлебов». «Мастера завода «Крымского машиностроения» (не существующий ныне завод Продмаш имени Куйбышева, на его месте в Симферополе - торговый центр), выполняя заказ московского хлебозавода, усовершенствовали машину для замешивания теста. Теперь в тестомесе работа полностью автоматическая. Это даёт 500 рублей экономии в месяц». «Рабочий завода «Кость» (не существующий ныне завод «Пластмасс» в Симферополе) Евгений Фёдоров изобрёл нож для вырезания пуговиц, значительно облегчив работу и экономя до полусотни рублей в месяц». Увы, о современных изобретателях теперь говорят редко, или просто перестали «шевелить мозгами».

Наталья ПУПКОВА.