Как отказаться от фальсификата?

7 Декабрь 2017 849
Родители имеют право запросить у детсадов документы, если подозревают, что детей кормят некачественно.
Родители имеют право запросить у детсадов документы, если подозревают, что детей кормят некачественно.

После публикаций в «Крымской правде» о фальсифицированных молочных продуктах мы получили много вопросов от читателей и не только. Как должны действовать родители, если им не нравится качество питания? Как заведующим детсадами расторгать договора? Не останутся ли дети без питания? Опасения понятны, и мы поясняем нашим читателям, как следует действовать при подозрении на поставку некачественных продуктов питания в школы и детские сады Крыма.

Договор расторгнуть!

Родители вправе знать, какая продукция используется в питании их детей. Все продукты, поставляемые в школу или детский сад, должны сопровождаться документами, подтверждающими их безопасность. Доступ к этой информации открытый. Если вам кажется, что молоко или другие продукты не соответствуют требованиям, то можно обратиться к руководству образовательной организации с просьбой предоставить документы.
- В случае, если имеются обоснованные подозрения о наличии в питании детей фальсифицированной продукции, по обращению граждан нами может быть инициирован выезд общественной комиссии  в школу или детский сад для проведения контроля, - добавила заместитель председателя совета ОПР в Республике Крым Надежда Анельчук. -
В соответствии с п. 1 ч. 15 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ (Ред. от 29.07.2017)
«О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в случае, если в ходе исполнения контракта установлено, что поставляемый товар не соответствует установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям, заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Важно отметить, что решение о расторжении контракта принимается в обязательном порядке. Есть нарушения - должно быть принято решение. Заказчик в одностороннем порядке отказывается от исполнения контракта. После этого не позднее чем в течение трёх рабочих дней об этом сообщается в единой информационной системе, и бумаги направляются поставщику. После получения уведомления поставщик в течение десяти дней должен устранить все недочёты.
В случае устранения нарушений решение об одностороннем отказе заказчиком отменяется, в случае неустранения - контракт считается расторгнутым. После этого материалы направляются в органы ФАС для включения такого поставщика в реестр недобросовестных поставщиков.
Практика показывает, что такие меры предпринимаются далеко не всегда. Многие поставщики продолжают выигрывать тендеры на миллионы рублей, при этом замечаний к ним хватает. И это касается не только продуктов питания, но и строительства дорог, реконструкции зданий и многого другого.

Выход есть

В случае расторжения контракта в одностороннем порядке в соответствии с п. 6
ч. 1 ст. 83 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку путём проведения запроса предложений. Да, торги пройдут снова. Но на этот период заказчик может воспользоваться правом осуществления закупки у единственного поставщика в порядке ст. 93 44-ФЗ. Таким образом удастся избежать аукциона, который подразумевает, что победит самая низкая цена. На этот недостаток 44-ФЗ жалуются многие.
- Однако проведение аукциона на поставку продуктов питания в детские сады и школы не является обязанностью заказчиков. Об этом мы информируем заказчиков при проведении семинаров в городах и районах Крыма, - пояснила заместитель председателя совета ОПР в Республике Крым Надежда Анельчук. - Недостатком аукциона является то, что единственный критерий, по которому определяется победитель, - это наименьшая цена, без каких-либо дополнительных требований к поставщику. Заказчик вправе проводить процедуры, которые позволяют снизить риск заключения контрактов с недобросовестными поставщиками.
При желании во время закупки можно установить дополнительные требования. Это минимизирует риски. Например, можно попросить указать наличие опыта надлежащего исполнения подобного контракта за последние три года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе. При этом стоимость ранее исполненного контракта составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора, на право заключить который проводится конкурс. Проще говоря, можно повлиять на то, чтобы государственные деньги не получили охотники за наживой, у которых нет опыта и продукции надлежащего качества.
В результате общественного контроля специалисты ОПР в Крыму могут оказать консультационную помощь заказчику на всех этапах исполнения контрактов. Но на практике получается иначе. Происходят две прямо противоположные ситуации. В первой имеют место подтверждённые, неоднократные факты поставок фальсификата, о которых руководители знают, но  никаких действий не предпринимают. Во второй руководитель использует все механизмы для обеспечения детей качественным и безопасным питанием, в том числе расторжение контрактов с недобросовестными поставщиками.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.