Каждый человек создаёт себя сам

10 Ноябрь 2017 2327
Февзи Якубов.
Февзи Якубов.

Сегодня основатель Крымского государственного инженерно-педагогического университета, его первый ректор с 1993 по 2016 год, а нынче его почётный президент Февзи ЯКУБОВ отмечает большой юбилей - 80 лет. Несмотря на почтенный возраст, наш собеседник полон энергии и жизненных сил - впереди так много планов, ещё столько всего нужно успеть…

- 80 лет - внушительная цифра. С какими мыслями, чувствами встречаете свой юбилей?

- Конечно, я всё время размышляю на сей счёт. Ещё в прошлом году у меня родилась идея написать воспоминания, но потом я понял, что за один год этот труд не одолею. Каждый человек создаёт себя сам, и только от него зависит конечный результат его намерений, но каждый человек в любых условиях определяет свою судьбу самостоятельно. Если вы контролируете себя в позитивном плане, вы сможете очень многого достичь! А кто-то, напротив, с детства так привыкает к материнской опеке, что потом её всё время ищет, и это в конечном итоге играет злую шутку с человеком. Раньше таких людей называли «мамсиками».

- А вы кем были?

- В Ташкенте во времена моего детства было очень много детдомовских ребят. Это особая среда, особая система взаимоотношений. Кто-то в сторонке ест свой обед, они сразу подходят и говорят: «Делись, либо получишь по морде!». Там были классные ребята, с характером. Одним из них был мой близкий друг Володя Крамаренко, с которым мы потом очень долго поддерживали отношения.
Ну и в целом жизнь тогда была не из лёгких - холодно, голодно, это тоже в какой-то степени отражалось на характере людей. От моего дома до школы было восемь километров. Каждый день приходилось выезжать на велосипеде за пару часов до занятий, чтобы успеть на уроки. Мы ещё и во вторую смену учились, так что обратно приходилось возвращаться затемно. Я, впечатлившись восточными сказками, всегда боялся, что у речки на меня нападут какие-нибудь черти или шайтаны. До сих пор их боюсь, первый раз в этом признаюсь. А если серьёзно: тяжёлое послевоенное время, голод, страшная депортация, бесконечные смерти... Слабый человек в таких условиях сдаётся и деградирует, а сильный развивается и двигается дальше.

- Много ли вам жизнь преподносила моментов отчаяния, когда опускаются руки и больше ничего не хочется делать?

- Не просто много, а очень много! Самые тяжёлые моменты были связаны с моей национальностью. Например, в хрущёвские времена я работал секретарём комитета комсомола Ташкентского политехнического института. Меня с коллегами пригласили в Москву на большое совещание по вопросам образования, на котором присутствовали ректоры, секретари партийных комитетов, секретари комитетов комсомола. Я был на седьмом небе от счастья, Москву увижу, мы уже приобрели билеты. В аэропорту всех пропускают, а меня сотрудники органов отводят в сторонку и говорят: «Вам лететь нельзя». За меня попытались заступиться коллеги, но безрезультатно. Так и не полетел. Очень обидно было. Отсутствие работы, еды, денег и прочие материальные проблемы легко преодолеваются в жизни, моральные травмы - сложнее.
Много было неприятных ситуаций. Однажды меня обвинили в подпольной работе на национальное движение крымских татар (НДКТ), с которым я никогда не был связан, занимался только наукой. Это было накануне защиты кандидатской диссертации. Пришлось много крови попортить, сигарет выкурить, но свою честь и достоинство я отстоял.
У меня были очень хорошие товарищи, я горжусь нашей дружбой. Все ребята были порядочными, умными и талантливыми людьми, стали потом большими специалистами: Гриша Стешенко - заведующим отделом тяжёлой промышленности ЦК, Слава Ардатов - первым секретарём Ленинского райкома партии в Ташкенте, Галя Юсупова - председателем молодёжного комитета республики.

- Вы обмолвились, что курили. Когда бросили?

- Я начал курить, когда мне было 15 лет, причём курил настоящий ядрёный табак: «Памир», «Приму». Бросил это дело в 47 лет после защиты докторской диссертации. По статистике, кстати, 90% защитивших докторскую диссертацию вскоре получают инфаркт. Я, слава Богу, его избежал.

- Ваша работа отмечена большим количеством советских, узбекских, украинских наград и знаков отличия СССР, Узбекистана, Украины...…

- И России! Недавно мне присвоили звание почётного работника науки и техники РФ. И скажу вам честно: я имею очень много наград, но эта - далеко не самая высокая по статусу, - для меня самая дорогая. Где бы я ни работал, что бы полезного ни сделал, - всё это связано с русским языком!
И с моей не очень грамотной, но очень мудрой мамой, которая в своё время настаивала на том, чтобы я учился на русском языке и получил хорошее образование, лучшее советское образование.
К слову, когда я учился в Коканде, все наши педагоги были из Ленинграда.

- О чём вы сожалеете сегодня, Февзи Якубович?

- Получив высокие научные знания в области машиностроения, я по сегодняшний день сожалею о том, что не стал в своё время серьёзно заниматься математикой. Мне предлагали педагоги на первом курсе перевестись в другой институт и заниматься ею профессионально. Это самая высокая наука. Увы, друзья смогли отговорить меня от этой затеи, а ведь математика - царица наук. Ещё я в своё время хотел пойти на истфак, но все крымскотатарские ребята, поступавшие туда, пролетели, и, честно говоря, я не хотел оказаться в их положении. Хотя, может быть, меня с моей золотой медалью и взяли бы.

- Что для вас значит столетие Великой Октябрьской социалистической революции?

- Кто бы что ни говорил, я считаю, что Ленин - гений,
7 ноября - великий день, изменивший ход мировой истории.
Я 56 лет прожил в Советском Союзе, с 1961 году был членом КПСС. У нашей страны была мощнейшая индустрия, ни одна страна в мире не могла с нами сравниться по многим показателям. СССР потерял огромное количество граждан в Великую Отечественную войну, миллионы… Но какими темпами восстанавливалась страна, какое мощное развитие шло!

- Насколько возможен был бы такой рывок без советской системы народного образования и культуры, на ваш взгляд?

- Безусловно, партия сделала главную ставку на образование и науку. В 1944 году во время войны Верховный Совет принимает постановление о направлении 11,2% бюджета на образование! Сегодня Россия тратит гораздо меньше на эти цели. В советское время учитель был самым уважаемым человеком. Внимание государства к этим вопросам было огромным.

- Увы, уровень образования за последние два десятилетия утрачен...

- Самая главная потеря современной школы заключается в том, что мы фундаментальную часть образования решили заменить на специальную. Потеря математики, физики и биологии в самом ближайшем времени сильно аукнется нашей стране.
Образование по своей природе консервативно. Во всём мире есть определённый стандарт: чтобы вырастить грамотного человека, нужно 16 лет. Можно ускорить изготовление прибора, самолёта, но не обучение человека. Мы теряем плотность отечественного образования, ровного и системного обучения людей.
А ещё сегодня болезнь мира, которой страдает и наше государство, - это потеря нравственности. Нравственные устои - фундамент любого народа, любого общества, любой страны. Можно быстро восстановить производство, но не нравственность.
А делать это обязательно нужно, во многом через систему образования и религиозное воспитание.

- Дай Бог и ваш университет внесёт свою лепту в это благородное дело.

- Сегодня КИПУ признан в Крыму и за его пределами, за 20 с лишним лет своего существования он стал в один ряд с такими крупнейшими вузами республики, как НАПКС, Агроуниверситет и т. д. Я уверен, что в дальнейшем Крым без КИПУ уже не сможет жить и развиваться, потому что мы плотно интегрировались в систему образования на полуострове, готовя квалифицированные кадры.

- Власть помогает вам сегодня?

- Благодаря руководству республики мы получили новый импульс. Сейчас на базе нашего университета строится современный Центр полиэтнической культуры молодёжи. Я 16 лет на Украине «воевал» за этот корпус, от Кучмы до Януковича мне безрезультатно обещали решить этот вопрос.
В России дело сдвинулось с мёртвой точки. У нас запланировано ещё несколько мощных шагов в плане развития университета. Я очень хочу, чтобы наш университет через десятки лет был бы в первых рядах университетского мира России.

- А какие у вас планы на будущее?

- В следующем году столетний юбилей комсомола. Я сейчас на диализе нахожусь, если получится договориться с Ташкентом, чтобы они мне там проводили эту процедуру, обязательно поеду в Узбекистан встретиться со своими товарищами.

Александр ДРЕМЛЮГИН.