Итог высокого сезона

Почему туротрасли не удалось преодолеть прошлогодней планки

7 Ноябрь 2017 801
Чаще всего отдыхающие жаловались на недоступность пляжей и их санитарное состояние.
Чаще всего отдыхающие жаловались на недоступность пляжей и их санитарное состояние.

Высокий курортный сезон вместе с бархатным остался позади. Некоторого наплыва туристов и отдыхающих теперь стоит ждать разве что к Новому году. Так что уже сейчас можно смело подводить итоги минувшего курортного сезона. Каким он был? Сколько людей отдохнуло на крымских пляжах? На что чаще всего жаловались туристы и что сделать, чтобы в следующем году не повторить допущенных ошибок?

Оценки успешности туристического сезона 2017 неоднозначны. В сравнении с прошлым годом в Крыму побывало не так много отдыхающих. По данным руководителя «Ростуризма» Олега Сафонова, по состоянию на 27 октября, на полуострове отдохнули
4 миллиона 930 тысяч человек. В 2016 году к этому дню планка в 5 миллионов отдохнувших уже была преодолена. Впрочем, по мнению чиновника, сезон всё равно стоит считать удачным, а сравнивать его с прошлогодним не вполне корректно хотя бы потому, что год назад у россиян отсутствовала альтернатива на туристическом рынке. Турецкое направление, напомним, было закрыто. С его открытием часть туристов по старой памяти отправилась на знакомые и проверенные курорты Антальи и Аланьи.
Ситуацию поправили иностранные туристы (читайте - украинцы), которые, несмотря на санкции и иные искусственно создаваемые препятствия, всё же побывали на курортах полуострова. Кроме того, по информации главы Ростуризма, увеличился спрос на отдых в Крыму и среди граждан ближнего зарубежья, Америки и Европы.
Что до жалоб и обращений, то об их характере позволяет судить запущенная в прошлом году горячая линия «Вежливый Крым». В период высокого сезона (с 15 мая по 15 октября) операторам этой линии поступило 5435 звонков. Из них 89% так или иначе были связаны не с жалобами (что отрадно), а с предоставлением справочной информации и консультациями гостей полуострова. Только 11% позвонивших на «Вежливый Крым» оставляли жалобы и пожелания.
Больше всего обращений (35,1%) было связано с доступностью пляжей и их санитарным состоянием. Кроме того, отдыхающие обращали внимание на благоустройство курортных городов и посёлков, а также жаловались на мусор и работу городских и коммунальных служб (25,5%). Некоторые гости полуострова остались недовольны качеством услуг в санаторно-курортных организациях и гостиничных комплексах, а также работой туристических и экскурсионных компаний (18,6%). Сообщали отдыхающие также о проблемах, связанных с посещением особо охраняемых природных территорий (11,3%). На работу аэропорта «Симферополь» и Керченской паромной переправы пожаловались 2,7% туристов.
Вместе с этим Минкурортов отмечает снижение количества обращений по вопросам транспортного сообщения, мобильной связи и обслуживанию банковских карт. И если в 2016 году они были в ТОП-5 самых задаваемых вопросов, то в этом сезоне их общее количество сократилось до 20 обращений.
При этом очевидно, что основной проблемой туристической отрасли полуострова остаётся большое количество теневых отельеров. По оценкам министра курортов и туризма Крыма Вадима Волченко, до 70% туристического потока в Крыму обслуживается в «теневом» секторе, а оборот средств в нём исчисляется в десятки миллиардов рублей. По разным подсчётам, на полуострове работает от 2,5 до 4,5 тысяч незарегистрированных объектов размещения.
- Чаще всего, это достаточно приличные гостиницы с большим номерным фондом, которые стоят на землях индивидуальной жилой застройки, - отметил министр. - Поэтому правительством республики разрабатывается ряд мер по такой своеобразной амнистии незарегистрированных баз размещения.
Эти меры должны позволить «теневым» отельерам в течение трёх-пяти лет мягко войти в законодательное поле и продолжить работу уже на легальной основе.
Что до конкретных планов по развитию отрасли, то он, по словам Вадима Волченко, уже разработан и проходит апробацию. Широкой общественности он будет представлен на сессии Государственного Совета Крыма, которая пройдёт 22 ноября. Это будет стратегия «на короткую и длинную дистанции». Также, по словам министра, депутатам представят и проект крымского закона по курортному сбору.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.