2000 год. «Крымская правда»

2 Ноябрь 2017 1646
 Владимир Путин возлагает цветы к монументу защитникам Севастополя. 18 апреля 2000 года, первый приезд в Крым после избрания президентом России.
Владимир Путин возлагает цветы к монументу защитникам Севастополя. 18 апреля 2000 года, первый приезд в Крым после избрания президентом России.

Последний год XX века и II тысячелетия оказался сложным, противоречивым, со своими трагедиями и попытками диалога. Украина рвётся в НАТО: впервые за 51-летнюю историю организации встреча главного политоргана - Североатлантического совета - прошла за пределами стран-членов - в Киеве. Вступил в силу Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, подписанный в декабре прошлого года. Государственная Дума РФ ратифицировала российско-американский договор СНВ-2 о дальнейшем сокращении стратегических наступательных вооружений обеих стран. Россия и Германия договорились обменяться произведениями искусства, вывезенными обеими сторонами во время Второй мировой. В Нидерландах (Голландия) узаконили однополые браки; на Украине отменили смертную казнь; в России продолжается вторая чеченская военная кампания. И словно супротив всем невзгодам в воссозданном Храме Христа Спасителя в Москве впервые совершается Рождественская Литургия, которую отслужил патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

О газете

«Крымская правда», которой в 2000-м исполнилось 82 года, провожала век и тысячелетие появлением новых рубрик. Главная из них - прообраз нынешних редакционных «прямых линий» с властьимущими и специалистами различных сфер: «Крымская правда» - посредник между народом и властью». Правда, технической возможности напрямую, по телефону, связать народ и власть у нас тогда не было, газета принимала вопросы читателей в письмах. Кстати, для ответов на них была ещё одна и ныне существующая рубрика «Вопрос по существу». Вообще, отдел писем в редакции всегда был самым «горячим» - почтальонам приходилось туговато, принося минимум по полсотни конвертов в день, наполненных читательскими вопросами, мыслями, переживаниями, историями. К примеру, в январе редакция предложила читателям рассказать о самом памятном дне ушедшего года. Интересно, что у некоторых крымчан эти воспоминания так или иначе связаны с любимой газетой. «Для кого-то, - писала завотделом писем Наталья Астахова, - такими стали «Дни «Крымской правды» (тогда мы проводили их дважды в год. - Ред.). Т. Мухиной из Симферополя газета подсказала, когда любоваться красотой: «Самой незабываемой была ночь на 18 ноября. Караулила, ждала, когда разойдутся тучи. И дождалась. Такого дива в жизни видеть не приходилось. Небо было покрыто метеоритами, их невозможно было сосчитать. Эта ночная сказка до сих пор перед глазами. Спасибо вам за то, что предупредили заранее о метеорных потоках, если бы не вы, не астроном Вениамин Можжерин, рассказавший об этом в газете, проспала бы такое чудо!». Для ветерана 51-й Армии, участницы боевых действий Надежды Самойленко самым незабываемым стал «день 13 апреля - 55-летие освобождения Симферополя. Собрались ветераны в сквере Победы. Душа моя трепетала. Очень жаль, что из-за болезни не смогли прийти боевые подруги Катя, Ира, Муся, Шура, Мила (её сын Михаил Бахарев - редактор «Крымской правды»). Ещё был у нас друг Лёня Яблонский, фронтовой корреспондент, сын которого Марк также трудится в нашей родной газете. Вместе мы делили в то трудное время хлеб, а также радости и горести».
Двухтысячный был годом 55-летия Великой Победы.Письмом В. Лисановой из Белогорска о сестре, ялтинской подпольщице Надежде Лисановой, редакция начала акцию «Помним!». Воспоминания о наших героях публиковались часто, а ещё «Крымская правда» рассказала о поездке крымских ветеранов в Москву на Парад Победы. Ещё одна новая рубрика - «Интервью с тем, у кого никогда не брали интервью», радовала новыми героями. Читатели узнали, например, что преступников, пытавшихся в 1999-м взять заложника в «Детском мире», задержал инспектор ДПС сержант милиции Евгений Клюгер. А в рубрике «От Афин до Сиднея» спортивный обозреватель газеты Гарринальд Немировский рассказывал о предстоящей летней Олимпиаде в Австралии: «Олимпийские игры - именно та арена, на которой человек неопровержимо доказывает, что нет предела его возможностям, нет предела совершенству».

О политике

Почти в каждом номере - публикации политического обозревателя Олега Шахнюка: на Укране парламентский раскол, в Крыму очередное противостояние парламента во главе с Леонидом Грачом и правительства Сергея Куницина. Впрочем, внутри этих органов тоже нет единства: часть депутатов добивается отставки Грача, а от Куницина уходят министры-коммунисты. «Уйти» хотели и самого премьера: как писал с очередного заседания наш корреспондент Валентин Яровой, «депутаты, поддерживающие спикера парламента, не дождавшись отчёта правительства, отправили его в отставку». Но спас президент Леонид Кучма, выступивший «против перераспределения власти в Крыму, дабы не дестабилизировать политическую ситуацию в автономии».
Поводов для политических волнений крымчанам хватало и без властных баталий: повальная украинизация стала всё явственнее. «Хочешь быть здоровым - учи украинскую мову, - пишет Светлана Сергиенко, рассказывая о том, что письмом Минздрава Украины с 1 января 2001 года запрещено ввозить на Украину и продавать лекарственные препараты, на которых нет маркировки и аннотации на украинском языке. К чему это приведёт, догадаться нетрудно - нас уже давно не 52 миллиона, а будет ещё меньше. Кто из вас, уважаемые русскоязычные сограждане, знает, что «нырки» - это почки, «шлунок» - желудок, а «тиск» - давление? А ведь таких, незнающих, - больше половины населения Украины. Уже сегодня в аптеках граждане отказываются приобретать даже жизненнонеобходимые лекарства, если аннотация есть лишь на украинском. И ведь они правы: поди разберись в противопоказаниях либо побочных действиях без словаря». «Родной подавляющему большинству крымчан русский язык повсеместно притесняется
(и вытесняется) из нашей повседневной жизни. Телевидение и радио с утра и до ночи щедро пользует нас западно-украинским суржиком. При оформлении документов украинский теперь везде. «Завещание и то составляют на украинском», - сетует у нотариальной конторы гражданка весьма преклонного возраста. - Да не нужен мне их перевод, дайте хотя бы умереть русским человеком!».
На фоне «братания украинских властей в Киеве с представителями натовского альянса» новый премьер Украины Виктор Ющенко вводит «порядок пересечения государственной границы военнослужащими, военными кораблями (судами обеспечения) и летательными аппаратами Черноморского флота РФ». Офицер Черноморского флота Андрей Неверов в нашей газете чётко разъясняет, что «логика всех сегодняшних шагов Украины в отношении ЧФ России следует простой формуле, выведенной киевскими экспертами российско-украинского переговорного процесса: «Конечной целью временного пребывания Черноморского флота Российской Федерации на территории Украины является его полный вывод с территории Украины». Этой «логике» Украина активно следовала и далее, хотя тогда, в 2000-м, Леонид Кучма и Владимир Путин, вдвоём (даже на одном самолёте летели) побывавшие в Севастополе, «серьёзно обсуждали сотрудничество двух флотов». По словам Владимира Путина, «мы исходим из того, и сегодня мы ещё раз это подтвердили друг другу в беседе с президентом Украины, что в сохранении ЧФ здесь, в Севастополе, заинтересованы как Украина, так и Россия. Что касается статуса ЧФ, то он уже определён.
И никакие изменения в нём не намечаются».
А севастопольцы, которым посчастливилось встретить новоизбранного президента России (инагурация состоялась 7 мая), 18 апреля 2000-го принесли с собой плакаты: «Сдаёмся России», «Путин, не забывай: Севастополь, Крым - это Россия».

О России

О чуде, о возвращении домой, в Россию, которое произойдёт спустя 14 лет, в 2000-м крымчане только мечтали.
И «Крымская правда» всегда поддерживала эту мысль, все статьи наши коллеги, все письма наши читатели писали с верой в это. «Мы вернёмся к тебе, Родина!», писал главный редактор Михаил Бахарев год спустя после I Всемирного конгресса соотечественников в Москве. Россия была с полуостровом в мыслях, в экономических и гуманитарных программах фонда «Москва - Крым», в деятельности Русской общины … А 26 марта 2000-го, когда в России были президентские выборы, граждане РФ, находившиеся в Крыму (таковых было более 20 тысяч), показали рекордную явку - 91,85%. Причём 84,29% отдали свои голоса за Владимира Путина.
«Можно предположить, что молодой, энергичный, образованный новый президент поведёт свою страну тем путём, которым следовали Петр I, Екатерина II, другие выдающиеся наши соотечественники, сделавшие Россию действительно Великой. Либо это будет президент, который войдёт в историю как человек, продолжающий и прикрывающий преступные деяния так называемых реформаторов последнего десятилетия. Очень бы хотелось верить и от всего сердца желать Владимиру Владимировичу первого», - писал в «Крымской правде» профессор Павел Хриенко. Пожелание сбылось, Владимир Путин смог сделать Россию Великой, а главное, смог осуществить мечту крымчан, делом ответить на просьбы, которые писали на плакатах в его первый приезд на полуостров в качестве избранного президента.

О референдуме

Но 17 лет тому назад Россия ещё была мечтой, крымчане боролись за свои права с Украиной. В апреле в стране состоялся референдум «народной инициативы», на котором более 80 % избирателей, принявших участие в голосовании, высказались за создание двухпалатного парламента, сокращения числа депутатов с 450 до 300, ликвидацию депутатской неприкосновенности…. Но, как это уже было на Украине, результаты референдума так и остались на бумаге.
Остались там и желания крымчан об иных вопросах референдума: мнение полуострова в Киеве игнорировали. Вопросы были выстраданные: «Вы за то, чтобы русскому языку на Украине придать статус государственного наравне с украинским?», «Вы за то, чтобы Украина присоединилась к Союзу России и Белоруссии?» С инициативой проведения такого референдума выступили депутаты Железнодорожного райсовета Симферополя, «обратившиеся к гражданам, органам местного самоуправления, Верховным Советам Украины и Автономной Республики Крым». Едва наша газета рассказала об этом, шквал писем, в том числе коллективных, обрушился на редакцию - все одобряли, надеялись. «Не вижу никакого ущемления интересов Украины, если в ней будут говорить по-русски», - писала, например, жительница Симферополя В. Сонина, - Почему забыто, что украинец Гоголь писал прекрасные произведения на русском языке, а великий Шевченко был освобождён совместными усилиями передовой русской интеллигенции? И таких примеров много». Ей вторит жительница Севастополя Ж. Корнеева: «Я знаю украинский язык, понимаю и читаю по-болгарски, а родным считаю русский. И нас таких много на Украине. Поэтому я против сплошной украинизации. Кстати, её сторонники сами не знают украинского языка». Но идею, что называется, «прокатили»: в Киеве, уже тогда помешанном на украинизации, не могли допустить крымского «лихачества».

Об экономике

Не могли допустить и одноканального бюджета - чтобы все собранные на территории автономии налоги оставались в Крыму, как и заложено было в Конституции АРК. Это право в законе «О государственном бюджете Украины на 2000 год», что называется, имели в виду. «Автономия мечтала о том, что в казну поступит 779 миллионов гривен, из которых 41 миллион заберёт Киев. Осталось бы 738 миллионов. Но теперь, согласно украинскому закону, наш бюджет составит 550 миллионов, из которых 52,5 миллиона подлежат изъятию в государственную казну. 497,5миллиона - таков предел доходов автономии вместе с её регионами». Пока ещё самодостаточный Крым, по логике сверху, должен был продолжать кормить дотационные регионы, в том числе запад страны, где открыто высказывались о ненависти к «москалям-крымчанам».
В целом же экономическая жизнь полуострова была уже грустная. Помните, задолженности по выплате зарплат и пенсий и при этом постоянный рост цен на продукты и «коммуналку», массовое отключение электроэнергии (вице-премьер Юлия Тимошенко неоднократно заявляла о введении в сфере энергетики чрезвычайного положения), аграрная реформа, ударившая по и так бедным селянам.  «Потребители не успевали реагировать на повышение цен, свалившееся аккурат к старому Новому году, - писала Марина Смирнова. - Сначала подорожала картошка. Завоз почти весь турецкий, по 1.70-1.80 за килограмм. Подорожал сахар на 15%. Борщ превращается в деликатесное блюдо: свёкла - от гривны до двух (!), капуста - по 1.20-1.30 (дай Бог, немороженая), морковь - от гривны до полутора». Как следствие - многочисленные пикеты и митинги по всему полуострову, наши корреспонденты Елена Озерян и Николай Горюнов мотались то на один, то на другой и с грустью констатировали, что очередное предприятие нарастило огромный долг по зарплате сотрудникам.

О боли и трагедии

Последний год тысячелетия принёс немало бед. В Симферополе на пятый день нового года погиб сержант милиции Денис Колосов, вместе с напарником Александром Ступаком (он получил тяжёлые ранения), пытавшийся задержать вооружённых преступников.
В России шла война на Северном Кавказе, и крымчане узнавали новые «горячие» точки - Шали, Аргун, Шатой. Скорбели вместе с россиянами, узнав о гибели 84 десантников 6-й роты 104-го парашютно-десантного полка, сражавшихся с боевиками Шамиля Басаева, о гибели ребят из пермского, сергиевопосадского ОМОНа, о нападении на колонну 51-го парашютно-десантного полка, о терактах в Волгограде, селении Алхан-Юрт, во Владикавказе, в московском метро.
О погибшем 12 августа в Баренцевом море экипаже подлодки «Курск», в котором были и 17 севастопольских ребят.
Беспощаден год был и к журналистам. В авиакатастрофе погиб президент медиахолдинга «Совершенно секретно» Артём Боровик (с ним погиб и бизнесмен Зия Бажаев), в Киеве нашли обезглавленное тело пропавшего редактора «Украинской правды» Георгия Гонгадзе. Позже его исчезновение и гибель стали поводом для первого украинского майдана «Украина без Кучмы».
В день 82-летия «Крымской правды», 6 февраля, не стало нашего журналиста Раисы Лазаревны Смольговской,
23 года прослужившей читателям, ставшей для многих любимым журналистом. А 27 апреля умер Владислав Рябчиков. Ему было всего 27 лет. Сын журналистов Татьяны и Льва Рябчиковых, выпускник исторического факультета нашего университета, он пришёл в редакцию всего 3 года назад, а в конце 1999-го, по результатам проведённого редакцией социологического опроса, был уже самым «читаемым» журналистом газеты. У многих крымчан до сих пор хранятся его серьёзные статьи об истории Крыма, полюбившаяся серия материалов «Киммерия. Таврия. Крым. Времена и лица». Вечером 21 апреля Владислав возвращался домой с работы, на пешеходном переходе на улице Севастопольской его сбила мчавшаяся на красный свет иномарка. Увы, при тяжелейших травмах, полученных журналистом, врачи оказались бессильны.

О символах

«Нивы и горы твои волшебны, Родина!» - эти строки поэтессы Ольги Голубевой, положенные на музыку Алемдара Караманова и впервые исполненные Юрием Богатиковым стали гимном нашей республики. Решение об этом депутаты парламента автономии приняли 18 октября.
Примечательно, что крымский гимн появился на 2 месяца раньше российского. В Москве члены Совета Федерации одобрили принятый депутатам Государственной Думы закон о государственном флаге (триколор), гербе (двуглавый орёл) и гимне (на музыку Александра Александрова) лишь 25 декабря 2000-го. 30 декабря президент утвердил и текст Сергея Михалкова: «Россия, священная наша держава».

О строительстве

Наша редакция сейчас находится в здании МФЦ «Гагаринский», там, где и ледовый каток, но интересно, что в 2000-м году газета писала: «Лет 10 назад в парке имени Юрия Гагарина в Симферополе полным ходом сооружался Ледовый дворец спорта. Затем работы на стройке прекратились. Сейчас она представляет жалкое зрелище: с объекта растащено всё, что можно было унести. Одиноко стоят голые железобетонные опоры, а на них - вся в зияющих дырах крыша». Но ледовый дворец всё же возродился, чего не скажешь о другой глобальной стройке: Дворце культуры автомобилестроителей, который сооружался в Симферополе на месте бывшего кинотеатра «Мир». 31 декабря 2000-го в нём, по словам главы парламента Леонида Грача, «планировали встретить новое тысячелетие». Паралельно строили новый цех для «КрымавтоГАЗа», наша газета, взяла шефство над строящимися объектами, корреспондент Иван Дьяков регулярно рассказывал о ходе строительства. Если с цехом ещё ситуация была нормальная, даже из Нижнего Новгорода специалисты приезжали, то о дворце сам гендиректор «КрымавтоГАЗ» Анатолий Лазарев заметил, что «работы застопорились на сооружении фундамента». Застопорились на годы. Дворец культуры так и не появился, симферопольцы долгое время с грустью смотрели на площадь, где когда-то был первый на полуострове широкоформатный кинотеатр, а теперь там вырос жилой дом.

О миллениуме

Традиция встречать Новый год на центральной площади города родилась у симферопольцев в 2000-м, когда ярко, с фейерверками, встречали новый век и новое тысячелетие. И старались вспоминать только хорошее. Оно всё же было в том году: например, «Крымская правда» словами Людмилы Обуховской порадовала патриотов полуострова тем, что Никитский ботанический сад официально признан достоянием страны, а «в верхнем парке его цветоводы во главе с докто­ром наук Зинаидой Клименко начинают создавать розарий». А Керчь отпраздновала тогда юбилей, и Татьяна Рябчикова писала: «Центр, особенно улицы Ленина и Карла Маркса, которые после реконструкции приобрели совершенно европейский вид, были переполнены нарядными, радостными людьми. Горожане веселились от души по поводу, который случается раз в век: Керчи исполнилось 2600 лет».
В номере же за 31 декабря газета призывала «оглянуться назад. Пусть вы не ровесник века, но ваша жизнь в нём началась, проходила. Не меря прожитое категориями вечными, всё же оглянитесь на себя, свою жизнь в уходящем двадцатом веке. И увидите, что она неразрывно связана со всеми вашими современниками, соплеменниками, сопланетниками. Мы радовались рождению детей и провожали в последний путь близких. Мы любовались картинами, читали книги, слушали музыку, восхищаясь талантом тех, кто это создавал. Мы сами создавали и творили, порой не сознавая, что наш повседневный труд, наша обычная жизнь - тоже творчество. Он был жестоким, уходящий век. Войны, катаклизмы, катастрофы, ожесточение, агрессия... Но ведь не сам же по себе таким он был, это мы так жили в нём - неправедно, неправильно. А что помогло выстоять, выдержать, преодолеть? Тоже мы. Наши вера, надежда, любовь. Наши любимые, наши близкие - наша опора, наш якорь в бушующем море жизни, в круговерти событий. Какими будут год, век, тысячелетие грядущие? И это тоже от нас, живущих ныне, зависит. Мы уже его видим, будущее. Мы в нём продолжимся, продлимся. Через наших детей, внуков, потомков. Наверное, им тоже будет нелегко. У них будут проблемы, о которых мы не подозреваем. Но почему-то же всегда у слова «будущее» есть определение «светлое». Так хочется верить, что именно так и будет».

Наталья ПУПКОВА.