Памятник первому

Путь в науку академик Курчатов начал в Симферополе

25 Октябрь 2017 1342

Он стал первым трижды Героем Социалистического Труда в Советском Союзе и первым в Европе создателем циклотрона (ускорителя протонов и ионов) и атомного реактора, «отцом» первой советской атомной и первой в мире термоядерной бомб. В честь него названы школы, улицы и города, кратер на Луне, Российская академия наук за выдающиеся заслуги в ядерной физике присуждает Золотую медаль его имени. А в памяти Симферополя, Крыма Игорь Курчатов остался золотым медалистом, балалаечником в гимназическом оркестре, слесарем на небольшом заводе, человеком, спасшим в Великую Отечественную корабли в Севастопольской бухте.

Крымская столица стала родной для Игоря Курчатова с 1911 года. В 1960-м, через два месяца после смерти учёного, в Симферополе появилась улица его имени (переименовали Госпитальную). А вот Почётным гражданином города он пока не стал - хотя предложения подавались, и памятника знаменитому земляку долгие годы не было. Несправедливость исправил Михаил Сердюков, скульптор, руководитель проекта «Аллея российской славы». Его усилиями в Симферополе уже появились памятники поэту и актёру Владимиру Высоцкому, инженеру-конструктору Сергею Королёву, первому космонавту Юрию Гагарину (кстати, в эти дни ещё один памятник ему появится в селе Витино Сакского района), создателю Черноморского флота Григорию Потёмкину, десантному «бате» Василию Маргелову, маршалу Победы Георгию Жукову. По словам Михаила Сердюкова, цель Всероссийского проекта - «возрождение патриотизма - источника духовного, политического и экономического возрождения страны, её государственной целостности и безопасности.
Я призываю всех неравнодушных поддержать установку в школах и военных учебных заведениях бюстов граждан, прославивших наше Отечество. Лучшие соотечественники должны стать нравственным ориентиром для всех, кому в будущем предстоит определять судьбу России». Памятник Игорю Курчатову установлен как раз в школе - старейшей в Крыму - симферопольской гимназии №1 имени Константина Ушинского, отмечающей в этом году 205-летие. И неслучайно: именно здесь, в мужской казённой гимназии, он начал путь в науку, здесь, в силу исторических перипетий, так и не получил заслуженную золотую медаль.
Память об Игоре Курчатове в гимназии хранили всегда, хотя достойных учеников и учителей в ней за 205 лет было немало. На двери кабинета в старинном корпусе табличка: «В этом классе учился Игорь Курчатов». И памятная скрижаль медалистов школы: год 1920-й, Игорь Курчатов - золотая медаль. Правда, её выпускник так и не получил на руки: не нашлось в ещё занятом белогвардейцами Крыму награды. Основатель и многолетний хранитель музея гимназии Людмила Барабашкина, увы, ушедшая из жизни, рассказывала нашей газете, что ученик Курчатов был талантливым - играл на балалайке и мандолине в оркестре гимназии, создавал удивительные изделия из дерева, занимался плаванием, футболом, французской борьбой. Очень много читал, любил путешествия с друзьями и младшим братом Борисом, ставшим позднее известным радиохимиком, - исследовал всю долину Салгира, Чатырдаг, с отцом-землемером побывал во многих уголках полуострова. А одноклассники парня вспоминали, что он был немного хулиганистым, даже снял с кокарды на гимназической фуражке буквы СГ (Симферопольская гимназия), чтобы не могли узнать, где учится: в те времена к гимназистам относились строго - форму надо было носить и в неучебное время, а, например, за посещение базара грозило несколько часов карцера или сниженная оценка по поведению. Но если отметки Игорю Курчатову и снижали когда-нибудь, то точно не за учебные предметы. Когда в 1911-м родители привели сыновей в гимназию, её директор Карпачинский сказал им: «Поверьте моему опыту старого педагога, Игорь - будущий медалист», и учитель математики Николай Александров прочил парню большое будущее.
В Симферополь семья землемера Василия Алексеевича и учительницы Марии Васильевны Курчатовых переехала с Урала - старшая сестра будущего физика Антонина болела, врачи посоветовали сменить климат. Увы, спасти девочку не удалось - её похоронили на старом кладбище, которое находилось в пределах нынешних улиц Крылова и Караимской. В Симферополе семья пережила революцию, голод и ужас гражданской войны. Чтобы выжить, Игорь Курчатов на каникулах работал рубщиком дров на фабрике Абрикосова (ныне завод имени Кирова), пытался репетиторствовать, но желающих почти не было. Потом, окончив вечернюю ремесленную школу и став слесарем, работал на небольшом механическом заводе Тиссена. И всё же поступил в 1920-м на физико-математический факультета Таврического (Крымского) университета. Через три года получил диплом с отличием: «Стремлюсь отдать силы и знания на укрепление хозяйственной мощи республики». Хотя и учась в университете, приходилось подрабатывать - был воспитателем в детдоме и сторожем в кинотеатре «Лотос» (ныне «Спартак»), строил железную дорогу от Бахчисарая до Бешуйских угольных копий. Научную деятельность начал, изучая приливы и отливы Чёрного моря на гидрометеорологической станции в Феодосии. Потом университетский преподаватель физики Семён Усатый пригласил ассистентом в Азербайджанский политехнический институт, а позже ещё один преподаватель из Крыма - известный физик Абрам Иоффе - пригласил в Ленинградский физико-технический институт.
В Ленинграде Курчатов встречает и начало Великой Оте­чественной, рвётся на фронт, хотя бы в ополчение, но Абрам Иоффе понимал, что рисковать талантливым молодым учёным нельзя - направили в Севастополь. С августа по ноябрь
1941-го Игорь Курчатов совместно с Анатолием Александровым спасал корабли в Севастопольской бухте, борясь с фашистскими морскими магнитными минами, взрывавшимися от действия магнитного поля приближающихся судов. Позже способ размагничивания мин, предложенный учёными, с успехом применяли на всех флотах. После Севастополя работал в Казани, там узнал о смерти в Ленинграде отца, из-за болезни не сумевшего эвакуироваться, и мамы, которая до последнего оставалась с мужем в блокадном городе, пережив страшную голодную зиму, - женщину эвакуировали в феврале 1942-го, но дороги в Казань она не перенесла, умерла в госпитале в Вологде.
Весной 1943-го Иосиф Сталин подписал распоряжение о создании Лаборатории №2 АН СССР - разведка доложила, что американцы активно ведут разработки по созданию атомной бомбы. Абрам Иоффе, которого хотели назначить руководителем атомного проекта, сказал тогда: «Я уже стар.
А здесь должен быть молодой и такой, который превзошёл бы меня. Это мой ученик Игорь Васильевич Курчатов, первый среди равных». В 1946-м пущен первый советский и первый в Евразии атомный реактор, а спустя три года на полигоне в Семипалатинске испытана атомная бомба. Иосиф Сталин, вручая Игорю Курчатову в конце октября 1949-го первую золотую медаль «Серп и Молот» - знак отличия Героя Социалистического Труда, отметил: «Если бы мы опоздали на один-полтора года с атомной бомбой, то, наверное, попробовали бы её на себе». Потом будет термоядерная (водородная) бомба, увидев последствия взрыва которой Игорь Курчатов заметит: «Единственное, что нас должно заботить, чтобы исключить ядерную войну». И он стал настаивать на применении атома в мирных целях: появились промышленные атомные электростанции, реактор для подводных лодок и ледоколов.
Став известным учёным, трижды Героем Социалистического Труда, академиком Академии наук СССР, лауреатом четырёх Сталинских и Ленинской премий, награждённый пятью орденами Ленина, двумя - Трудового Красного Знамени, медалью «За оборону Севастополя», Игорь Васильевич старался каждый год выбираться в Крым, был частым гостем и в школе, о которой всегда помнил.
И она никогда не забывала его. По словам директора симферопольской гимназии №1 имени Ушинского Ирины Гребенниковой, в учебном заведении уже формируются «курчатовские классы», объединяющие ребят, интересующихся математикой, желающих заниматься наукой, а маленькая копия памятника Игорю Курчатову станет переходящим призом для лучшего класса гимназии.

Наталья ПУПКОВА.