Парад волеизъявлений

Оборотная сторона народного выбора

24 Октябрь 2017 759
Рисунок Эдуарда КУЛИША.
Рисунок Эдуарда КУЛИША.

Технологии «цветных революций» давно стали всеобщим достоянием - так же, как пиратские версии Windows. И как любое другое программное обеспечение, эти технологии постоянно совершенствуются. Как известно, майдану для успеха необходимо предательство элит, а совершаемый ими дворцовый переворот прикрывается мощным уличным движением электоральной «массовки» (впрочем, в Молдавии сейчас отрабатывается бюджетный вариант - президента Додона там отстранили от власти без участия улицы, которая, скорее всего, встала бы на его сторону). А как показала история, референдум, результаты которого попраны властью, - одно из самых эффективных способов внесения раскола в общество.

От Каталонии до Курдистана

Формально задекларированная независимость Каталонии продержалась весьма недолго. Правительство Испании приняло решение применить действие 155-й статьи Конституции, которая позволяет ограничить самоуправление Каталонии. Премьер-министр Мариано Рахой подчеркнул, что это временная мера: автономия Каталонии не упраздняется, а лишь отстраняется от власти всё правительство региона, и назначаются досрочные парламентские выборы.
Всё это отчасти напоминает Крым 1995 года. Но есть и серьёзные отличия: во-первых, Мадрид (по крайней мере, пока) не отменяет законодательные основы автономии, как это сделал в своё время Киев, а, во-вторых, в отличие от нас, в Каталонии всё «не так однозначно». Ещё к началу лета сторонников независимости было менее половины. Затем процесс стал лавинно нарастать. И в итоге Каталония вопреки воле Мадрида проголосовала за независимость от Испании, но не смогла защитить свой выбор, поскольку, кроме воли народа (не вооружённого и не готового к восстанию и гражданской войне), представить ей было фактически нечего.
«Промышленное и сельскохозяйственное производство Каталонии, равно как и туристический бизнес, не является чем-то эксклюзивным. Достаточно непродолжительного периода неопределённости - и позиции местных производителей на европейском и испанском рынках будут заняты, а захват латиноамериканских, африканских, азиатских рынков и рынков СНГ для Барселоны - задача неподъёмная, - отмечает президент Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. - Неопределённость статуса Каталонии уже привела к оттоку из неё европейских капиталов (а других никогда и не было). Но аналогичные процессы происходят и в Испании - ведь не ясно, чем закончится конфликт, а, как показывает практика, даже локальная военно-полицейская операция по подавлению сепаратистов наносит стране серьёзный экономический ущерб, требует огромных непродуктивных расходов и приводит к снижению деловой активности. Если тенденция сохранится, а в случае продолжения конфронтации между Мадридом и Барселоной она сохранится обязательно, то Испания, чьё финансово-экономическое состояние и без того не блестящее, погрузится в очередной кризис, имеющий двойной (политический и экономический) характер. При этом нарастание финансово-экономических проблем будет не только подкреплять каталонский сепаратизм (чем меньше было в Каталонии Испании, тем лучше жилось), но и ослаблять поддержку правительства лояльным испанским населением».
Если всё-таки сравнивать несравнимое и искать какие-то параллели, то для начала напомним, что Крым о независимости не мечтал. В нашем случае речь шла не об отделении, а воссоединении - с Родиной, от которой мы оказались незаконно отторгнуты.
Зато можно вспомнить о том, что идея независимой Каталонии по возрасту сравнима с идеей независимого Курдистана и гораздо старше идеи независимой Украины. А вот украинский опыт показал, что ценой колоссальных экономических и демографических потерь идея была реализована, но вместо независимости получилась «незалежность».
Но люди редко учатся на чужих ошибках, и каталонцы не откажутся от своей мечты. Вопрос лишь в том, будет ли она реализована на практике и к чему это в конечном итоге приведёт.
Похожая ситуация с Курдистаном: страны никогда не существовало, но самой идее несколько веков. Иракские военные при не особенно афишируемой помощи Ирана потеснили курдские боевые отряды «Пешмерги», и нынешний референдум, как и прошлый, не будет, скорее всего, иметь геополитических последствий. К большому неудовольствию Вашингтона. Но и там история не закончена.

Федерализм по-итальянски

Совсем иначе обстоит дело с референдумом в наиболее пострадавших от санкционной войны с Россией северных областях Италии - Ломбардии и Венето - на долю которых приходится треть итальянского ВВП. Губернаторы Лука Дзайя и Роберто Марони - члены хорошо известной крымчанам «Лиги Севера», представители которой первыми посетили полуостров, несмотря на европейские санкции, заявили о признании Крыма российским. На референдуме, итоги которого пока рано подводить (социологи предсказывают свыше 60% голосов «за») поставлен вопрос не об отделении, а о предоставлении регионам автономии с более широкими полномочиями.
«Никак не могу охарактеризовать эту инициативу, кроме как персональная политическая кампания Марони и Дзайи. Референдум не имеет никакой конституционной значимости», - сказал в интервью ТАСС замминистра по делам регионов и автономий Джанклаудио Бресса. - На следующий день после референдума губернаторы должны будут начать процедуру переговоров с правительством, так что мы тратим почти 45 миллионов евро впустую». Однако секретарь «Лиги Севера» Маттео Сальвини так не считает. Кроме того, он намерен баллотироваться в премьер-министры весной следующего года. Стремление к федерализации поддерживает идущая в связке с «Лигой Севера» партия экс-премьера Сильвио Берлускони «Вперёд, Италия!».
В настоящее время из 20 итальянских областей автономны 5. Но одному Богу известно, что будет дальше. Как бы там ни было, федерализация - самый эффективный из бескровных способов сохранить страну в её границах. По крайней мере так принято считать.

Уплывающие острова

В следующем году должен состояться референдум в Новой Каледонии. Острова принадлежат Франции с 1853 года. Прошлая попытка обрести независимость, предпринятая в 1998 году, провалилась.
В составе 250-тысячного населения архипелага белые (в том числе французы) составляют около трети. Одно из главных достоинств будущего самостоятельного государства в глазах «международного сообщества» - крупное месторождение никеля.
На 2019 год запланирован референдум в автономном регионе Бугенвиль, отделившемся от Папуа - Новой Гвинеи в ходе долгой кровопролитной войны с метрополией. Независимость провозглашалась дважды - в 1975-м и 1990-м годах, но безуспешно. При посредничестве ООН в 2005-м году регион получил автономное правительство. Право на референдум закреплено в конституции островов, на самом большом из которых находится одно из крупнейших в мире месторождений меди.
О том, какую роль в истории с самоопределением упомянутых островов играют полезные ископаемые, предлагаем читателю подумать самостоятельно.

Примайданная самодеятельность

На Украине очередное шоу идёт с использованием старых технологий, дважды доказавших свою эффективность. А само слово «референдум» - практически ругательное.
«Майдан 3.0 только начинается, но он обещает стать ещё более радикальным и нео­нацистским, чем прошлый», - констатирует французское интернет-издание AgoraVox. «Перед киевским парламентом стоит палаточный городок с баррикадами и полевыми кухнями, демонстранты в камуфляже требуют проведения досрочных выборов и отставки президента Петра Порошенко. Полиция безуспешно пыталась снести палаточный лагерь, но, потеряв 20 щитов, отступила», - пишет немецкая Junge Welt. И тут же добавляет, что «правосеки» уже успели договориться с Порошенко, а лидер этой запрещённой в РФ неонацистской организации Дмитро Ярош не участвует в «протестах»… по состоянию здоровья. Потом, если надо, больничный лист принесёт. Или записку от родителей. А всё почему? Да потому, что уверен в том, что как бы ни был плох Порошенко, следующий «гэтьман» будет ещё хуже. И, скорее всего, ещё и «зрадныком» окажется. Историческая традиция, куда ж от неё деться…
Пока «Майдан 3.0» буксует из-за отсутствия интереса у заокеанских кураторов. За кулисами вовсю идут торги между Порошенко, его парт­нёрами и «оппозицией». А сам «гэтьман» очень зол на главу силовиков Арсена Авакова, допустившего-таки установку палаток. Ведь это - символ. Теперь, как известно, нужна жертвенная кровь. И гораздо больше, чем в 2014-м, потому что с тех пор украинское общество успело привыкнуть к человекоубийству. Вот с этим пока заминка: некому отдать приказ. Да, «снайпера» в Киеве уже задержали и предъявили миру. Вот только во время настоящих «цветных революций» снайперы стреляют и остаются неизвестными, а не сдаются полиции без единого выстрела.
Как бы там ни было, формальные признаки майдана организованы и предъявлены прессе, а что касается содержания, то чем дольше будут тормозить организаторы, тем выше вероятность, что инициативу перехватят украинские наци - не такие дальновидные, как Ярош. Вот тогда о какой-либо человеческой логике происходящего можно будет просто забыть.
«Противостояние, ранее подаваемое как конфликт между Западом и Востоком, левыми и правыми, на всех уровнях выродилось во внутрисистемный конфликт за ресурсы. Руководство противостоянием в обоих случаях осуществляет олигархат и его наёмные политики, в поле с обеих сторон выведены армии нацистских боевиков. Относительный баланс при очевидном численном превосходстве полицейских сил, выведенных для защиты Порошенко, обеспечивает «нейтральная» позиция министра внутренних дел, который не даёт мятежникам свергнуть Порошенко, но и не отдаёт требуемую Порошенко команду на разгон мятежников», - отмечает Ростислав Ищенко.
Самая большая проблема для всех заинтересованных сторон состоит в том, что на этот раз Вашингтон не поддерживает ни одну из сторон и не руководит процессом, как в прошлый раз. А как «революционеры», так и «можновладцы» без хозяйского пинка мало на что способны сами. Зато одной из главных тем недели было открытое участие Ротшильдов в приватизации украинской ГТС.

Вместо послесловия

Зачем и почему всё это происходит? Проект глобализации, который можно сравнить с операционной системой для всего мира, предусматривает разбивку на регионы, замену нынешних 218 государств 600 городами и сокращение населения Земли. Альтернатива этой явно устаревшей операционке, все «глюки», «баги» и «закладки» которой известны президенту России, как следовало из его речи на Валдае, существует. У «партнёров» есть выбор - либо продолжать пользоваться старой системой, либо совместно с нами разработать и внедрить новую, менее бесчеловечную. А новый, майданный, «Вавилон», всё равно, не будет построен. Ведь кроме «русских хакеров» есть ещё и Суд Божий.

Николай ФИЛИППОВ.