Мандельштам возвращается в Крым

21 Октябрь 2017 1184
Проект памятника поэту.
Проект памятника поэту.

Руководители Крыма и Феодосии поддержали инициативу культурных, общественных и политических деятелей по установке в городе, связанном с жизнью и творчеством Осипа Мандельштама, памятника известному, любимому многими поколениями русскому поэту.

Идея создания памятника Мандельштаму принадлежит инициативной группе в составе ректора Литературного института имени М. Горького Алексея Варламова, Мандельштамовской лаборатории РГГУ, журнала «Вопросы литературы» и журнала «Новая Юность», писателя Романа Сенчина и писателя, депутата Госдумы Сергея Шаргунова.
Крым был для поэта воплощением античной Греции, романтическим волшебным краем, где можно уловить тени Орфея и Эвридики. В свой приезд в Алушту в 1917-м году поэт написал ставшее знаменитым стихотворение: «Золотистого мёда струя из бутылки текла…».
В июне 1919 года, когда пала Крымская Социалистическая Советская Республика и вся территория полуострова перешла под контроль Добровольческой армии, Осип Эмильевич жил в Коктебеле. Общался с поэтами, писал стихи.
Летом 1920 года, когда Крымом управлял генерал-лейтенант барон Пётр Врангель, сменивший А. И. Деникина на посту главнокомандующего Вооружёнными силами на Юге России, поэт собирался покинуть полуостров, но в феодосийском порту был арестован. По свидетельству проживавшего в это время в Коктебеле Ильи Эренбурга, причиной ареста стало свидетельство какой-то гражданки о том, что Мандельштам служил у красных. В дело вмешались Максимилиан Волошин, княгиня Майя Кудашева - поэтесса, вдова капитана Белой армии, в будущем жена Ромена Роллана. Волошин написал письмо начальнику контрразведки Апостолову, в котором привёл такие доводы: «Мне говорили, что Мандельштам обвиняется в службе у большевиков. В этом отношении я могу вас успокоить вполне: Мандельштам ни к какой службе вообще не способен, а также и к политическим убеждениям: этим он никогда в жизни не страдал». Письмо вручили Майя Кудашева, Викентий Вересаев и полковник-поэт Александр Цыгальский.  Заступничество возымело действие, и Мандельштам избежал расстрела. Освободившись из тюрьмы, поэт при содействии начальника феодосийского порта отправился в Грузию, где его снова арестовали, но уже как белогвардейского шпиона.
 Несмотря на трагические перипетии, время, проведённое в Крыму, было плодотворным для творчества поэта. Его лирика наполнилась античными реминисценциями и образами, в ней отразились раздумья о мире и человеке в нём. Яркими примерами являются стихи «Феодосия», «Меганом», «Ещё далёко асфаделей…»
В последний раз поэт посетил Крым в 1933-м году. Холодной весной в Старом Крыму он написал стихотворение, в котором признался: «Всё так же хороша рассеянная даль…».
Это свойство его поэзии - в печали и грусти находить свет.
Уже выполнена модель скульптуры. Новый памятник значительно отличается от установленных во Владивостоке и Воронеже, изображающим лагерного, измождённого, больного поэта. И от петербургского, который называют памятником тени поэта, стелящейся на камне.
Автор памятника, который будет установлен в Феодосии, художник - станковист, автор концепции о метафорическом реализме в изобразительном искусстве Михаил Картузов признаётся, что идею ему подсказали строки стихотворения любимого поэта:
Кому зима - полынь
и горький дым к ночлегу,
Кому - крутая соль
торжественных обид.
О, если бы поднять фонарь
на длинной палке,
С собакой впереди идти
под солью звёзд…
Михаил подчёркивает, что это памятник живому поэту, такому же гордому, как Пушкин.
- Поэтический образ создан самим поэтом, это не наша выдумка, - отмечает автор. - Торжественность одинокого шествия по снегу - горькое торжество. Жест, вздымающий, как знамя, шест с фонарём, это жест и Диогена, и городского сумасшедшего. Одиночки, дерзнувшего написать известные стихи о Сталине. Только у безумцев не действует инстинкт самосохранения. В этом жесте весь поэт.
Эта скульптура воплощает отвлечённый от документальной портретности образ, наиболее близкий самой поэзии Мандельштама, как я это понимаю.
- Тот Мандельштам, которого нам предлагают сегодня, живой и гармоничный, динамичный и символичный, без однозначно навязанной символики, - считает заведующий учебно-научной лабораторией мандельштамоведения ИФИ РГГУ, доктор филологических наук Леонид Кацис. - В нём можно увидеть и отголоски стихов, и услышать (как это ни странно для скульптуры) музыку «Египетской марки» с её фонарщиками из свёрнутых в трубочку нот, а кто-то может захотеть усмотреть здесь и «дароносицу, как солнце золотую». Это Мандельштам, не зажатый в замкнутом пространстве и недоступный взгляду читателя, это Мандельштам, идущий к нам и нашим потомкам.
Таким и должен быть поэт.
- Новый памятник Мандельштаму работы Михаила Картузова действительно смещает акцент с привычного, устоявшегося за последние годы отношения к поэту как к символу катастрофы Большого террора и напоминает о Мандельштаме эпохи 1910-х годов, - отмечает поэт, критик Елена Погорелая.- Призрачный след символизма, пространство поэзии и истории, по которому молодой поэт на ощупь прокладывает свой путь с фонарём… Новый памятник - это памятник человеку идущему, неслучайно юная лёгкость движений сопровождается здесь зрелыми портретными чертами: путь Мандельштама проходит сквозь разные земли и разные времена. Он заставляет ощутить космическую «всемирность» раннего Мандельштама, уверенного, что «…если подлинно поётся / И полной грудью, наконец, / Всё исчезает - остаётся / Пространство, звёзды и певец».
- Мы уверены, что установка памятника помимо увековечения памяти поэта и подчёркивания его важнейшей роли в русской литературе послужит и другим благородным целям - объединению музеев Крыма: Старый Крым, Феодосия, Ялта, Коктебель. Сам памятник станет частью туристских маршрутов, - считает куратор проекта памятника Игорь Дуардович.
Будем надеяться, что галерея памятников в Крыму пополнится достойной скульптурой, передающей мятежный образ поэта, на долю которого выпало столько испытаний, сколько не каждый человек может выдержать. Он выдержал. И даёт нам пример, как во вех ситуациях сохранять достоинство и честь.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.