Постапокалиптическое путешествие

18 Июль 2017 998
Пять лет строили, но так и не достроили: «останкам» АЭС уже 30 лет.
Пять лет строили, но так и не достроили: «останкам» АЭС уже 30 лет.

Город Щёлкино на севере Керченского полуострова живёт несколько месяцев в году. Курортный сезон - временное спасение. В остальное время работы тут почти нет. Местные жители жалуются, что не знают, что ждать дальше. Туристы могли бы быть тут чаще, если бы Крымская АЭС стала полноценным туристическим объектом.

Всесоюзный проект

Поездка в Щёлкино - это лёгкое путешествие в прошлое. Маленький городок, красивое море, неторопливые люди. В основном, тут живут за счёт торговли и туристов, мужчины уезжают работать в другие города. Рядом с городом - уникальный пример бесхозяйственности нескольких поколений - разрушенная атомная электростанция. При должном внимании к ней тут можно было проводить фестивали, устраивать мероприятия, но до бетона и металла никому нет дела.
Мы приехали на АЭС вечером, когда закат был совсем рядом. Ощущения жутковатые. Страшно красиво - вот точное определение эмоций. Постройка такого масштаба не может не впечатлять и шокировать одновременно. При этом тени на здании, торчащие куски железа и глыбы бетона пугают.
Часть КАЭС охраняется. Нас встретила настороженная сотрудница охраны и три её четвероногих помощника - собаки. Причём одна из них оказалась на редкость дружелюбной. Пролаяв для приличия пару минут, она уже вовсю давала почесать себя за ухом. Её коллеги были настроены куда более решительно, одну охранница даже оставила за забором.
Женщина рассказала, что охраняется небольшая территория АЭС, на которой по сути организован склад. К основному зданию они отношения не имеют. Тут периодически ездят сотрудники частного охранного агентства и только.
Поговорив пару минут, мы пошли к огромному кубу из бетона. Строительство этого и других объектов началось в 1982 году. Многие, кто родился в этом году, теперь отпраздновали своё 36-летие. Они здоровы и жизнерадостны, а вот их ровесница - АЭС - умерла.
В 1984 году здесь началась Всесоюзная ударная стройка. Первый блок реактора Крымской АЭС создавали с присущим советскому времени рвением. В городе Щёлкино, созданном исключительно ради строительства, уже жили около 25 тысяч человек.
В 1989 году всё закончились. 80% готовности первого энергоблока и 18% второго не спасли от росчерка ручкой на бумаге. Участок признали геологически нестабильным, и все работы остановили в миг. Повлиял и страх повторения Чернобыльской трагедии, а также землетрясение в Армении в декабре 1988 года, унёсшее множество жизней.

Разруха как она есть

Сейчас город и АЭС кажутся близнецами. Один пытается выжить, второй уже сдался и просто ждёт своего часа.
В Щёлкино, к примеру, когда-то должно было быть 5 детских садов. Один отдали горсовету, второй под детский дом, причём часть здания всё равно разрушена, ещё один оказался в частных руках, в итоге через несколько десятилетий в городе всего один детский сад. Местные жители жалуются, что исчезла молочная кухня. Толком нет работы. Многие спасаются рыбной ловлей в Азовском море. Если наловить достаточно пеленгаса, то можно заработать на необходимые нужды.
Всё это невольно вспоминаешь, когда прогуливаешься по ЩАЭС. Торчат куски арматуры, видны части скелета здания. В тёмные коридоры страшно заходить. Кажется, что ещё вот-вот и навстречу выбежит кто-то страшный из прошлого. На самом деле, на объекте давно никого нет.
С 1995 по 1999 годы в турбинном отделении станции проводились дискотеки. Тут устраивали фестиваль «Республика КаZантип». Местные жители говорят, людей приезжало много, что было на руку и щёлкинцам. Удавалось сдавать жильё, продавать продукты с огородов.
В годы разрухи отсюда вывозили всё, что только можно. По оценкам разных экспертов, на станции оставалось оборудования на несколько сотен миллионов рублей. Так это или нет, уже неизвестно. Но многие щёлкинцы знают, у кого появилась дача, а у кого машина после развала АЭС.
А пока станция напоминает ветхого монстра. Сюда часто наведываются фотографы и туристы. Говорят, летом на АЭС постоянно видны люди. Когда-то Фёдор Бондарчук снимал тут часть фильма «Обитаемый остров».
Если бы среди развалин организовали так модные сейчас фестивали или другие мероприятия, в Щёлкино такому повороту точно бы обрадовались. Частые туристы, которые ещё и готовы платить деньги, - находка для подобных городов. Но пока о мероприятиях в Щёлкино ничего не слышно.

Развалины станции впечатляют и шокируют одновременно.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.