Топливная кутерьма

Почему в Крыму бензин дорогой?

28 Июнь 2017 867
Посредники, инфраструктурная отсталость и высокая маржа не способствуют снижению цен на топливо.
Посредники, инфраструктурная отсталость и высокая маржа не способствуют снижению цен на топливо.

Болезненная для всех крымских автомобилистов тема цены и качества топлива всегда обостряется после поездки в соседние субъекты. Там, говорят автолюбители, бензин не в пример лучше нашего, да и цена его несколько ниже. В чём же дело? Давайте разбираться.

Хитрое ценообразование

Причин дороговизны моторного топлива в Крыму, как водится, несколько. Участники этого рынка уверяют, что всё дело в дорогой логистике. Однако в Федеральной антимонопольной службе России (ФАС) уверены, что всё не так просто.
- Цены на АЗС в Крыму несколько выше, чем среднероссийские, и наша задача выяснить, почему. Предварительные данные нам позволяют сказать, что есть как объективные, так и субъективные причины. Мы понимаем издержки инфраструктурные, паромной переправы, но, с нашей точки зрения, они могли быть и ниже, - сообщил на недавней пресс-конференции в Симферополе начальник управления регулирования топливно-энергетического комплекса ФАС Дмитрий Махонин.
Для начала владельцам крымских автозаправочных станций стоило бы отказаться от услуг посредников и попробовать закупать топливо напрямую на российских биржах. Сейчас же ситуация такова, что почти все нефтепродукты поступают в республику через биржевые торги с участием трейдинговых посреднических структур. Прямое участием крымских АЗС в биржевой торговле, по мнению Махонина, снизило бы закупочную стоимость нефтепродуктов, что должно отразиться на конечной стоимости топлива на АЗС.
Кроме того владельцы крымских автозаправочных станций закладывают в конечную стоимость бензина большую маржу, нежели их коллеги в соседних субъектах РФ. Эта разница, по данным ФАС, составляет 5-7%. Так что говорить о том, что причина дороговизны топлива кроется исключительно в сложной логистике, нельзя.
Впрочем, за транспортировку нефтепродуктов крымским автозаправщикам действительно приходится платить больше, чем бизнесменам из соседних регионов. Но и эта проблема не относится к разряду неразрешимых. Просто её урегулированием должны заниматься не только владельцы АЗС, но и крымские власти.
- Нужно разобраться с внутрироссийскими проблемами относительно налаживания схем поставок нефтепродуктов в обход инфраструктуры РЖД, например, с использованием инфраструктуры феодосийской нефтебазы и танкерных поставок. Региональным властям надо приложить максимум усилий, чтобы обеспечить нормальную работу феодосийской нефтебазы, - пояснил Махонин, уточнив, что сейчас потенциал феодосийской нефтебазы используется менее чем на 10%.
Если наладить её работу и организовать танкерные поставки горючего, то это снизит логистические издержки и благоприятно отразится на стоимости продукта в сети АЗС.
В общем, для выравнивания цен хотя бы до общероссийского уровня всем участникам этого рынка необходимо предпринимать активные действия. Надеяться на чудо не стоит. Не стоит рассчитывать и на то, что бензин в России подешевеет на фоне падения цен на нефть. Дело в том, что цены на баррель нефти, торгуемой где-то на зарубежных рынках, к фактическим поставкам топлива отношения не имеют - это бумажный рынок.
К тому же сама нефть стоит не так дорого. Если взять для примера один литр бензина и попытаться разобраться, из чего складывается его цена, то выясняется, что нефть, из которой он сделан, составляет всего около 12%. Основные составляющие цены топлива - это налоги и акцизы, затраты на переработку, логистические затраты и прибыль нефтяных компаний.

Хромое качество

Что до качества топлива, то оно, по правде сказать, страдает не только в Крыму, но и в других регионах России. Так, по мнению первого заместителя председателя Комитета Государственной Думы по госстроительству и законодательству Вячеслава Лысакова, регулярные проверки качества топлива проводятся преимущественно в Москве. В других субъектах количество контрафакта может доходить до 80-90%.
Проблема в том, что большое количество бензина производится «кустарными методами». По данным парламентария, из почти 1,5-2 тысяч производителей топлива около 40 - крупные нефтеперерабатывающие заводы. Чуть больше - средние производители, а остальные - это «бодяжники», мелкие организации, которые в кустарных условиях, привозя из Китая ядовитые железосодержащие добавки, делают топливо, которое продают под видом высокооктанового бензина.
Бороться с продавцами контрафакта намерены с помощью увеличения штрафов. В Госдуму уже внесён соответствующий законопроект. Он подразумевает, что продавцы бензина, керосина и дизтоплива, не соответствующих Техническому регламенту Таможенного союза, могут быть оштрафованы на сумму до 2 млн. рублей. Производителей некачественного горючего могут наказать ещё суровее - наложить штраф в размере 1% от годового оборота или приостановить деятельность на 90 дней до устранения нареканий.
В действительности принципиальное значение имеет не суровость законного наказания, а его неотвратимость. Ведь способы проучить заправщиков, торгующих контрафактом, есть и сейчас, однако по какой-то причине наказания им удаётся избегать.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.