1959 год. «Крымская правда»

14 Июнь 2017 2302
Открытие симферопольского троллейбуса.
Открытие симферопольского троллейбуса.

Говоря о нашей газете, Крыме и жизни всей необъятной советской Родины в ту пору, так и хочется перефразировать классика: велик был год и прекрасен год по Рождестве Христовом - 1959. В разных уголках планеты, как всегда, происходило множество значительных, интересных, грандиозных и трагических событий, но на фоне того развития, которое демонстрировал СССР, всё меркло. И это спустя 14 лет после самой страшной и разрушительной войны в истории человечества, в которой мы пострадали больше всех. Весь мир, затаив дыхание, следил за нескончаемой чередой грандиозных успехов и достижений нашей Родины.

Выход в океан

В пятидесятые годы руководство страны решило, что черноморскому рыболовству пора «выбираться из пелёнок» и выходить на просторы океанов для развития рыбохозяйственного комплекса.
К концу десятилетия в Атлантику из Крыма отправилась научно-поисковая экспедиция, в состав которой вошли первый большой морозильный рыболовный траулер «Жуковский», морской рыболовный траулер «Грот» и большой черноморский сейнер «Затвор». Перед экспедицией была поставлена задача - найти промысловые скопления сардины, являющейся ценным сырьём для консервной промышленности.
«Успешный промысел сардины и скумбрии мы ведём в Гвинейском заливе. Обнаружив в этом районе большие скопления рыбы, траулер «Жуковский» ежедневно вылавливает её 250-300 центнеров. С начала лова экспедицией добыто и обработано более шести тысяч центнеров ценных пород рыбы из 6500 центнеров по принятому обязательству.
Несмотря на тропическую жару (температура воздуха 35, воды 29 градусов, при влажности воздуха - 85-90%), переработка рыбы ведётся круглые сутки», - сообщает читателям «Крымская правда» 1 января 1959 года, публикуя радиограмму начальника экспедиции Ивана Фёдоровича Денисенко.
Выпускник Керченского вечернего рабфака и Астраханского института рыбной промышленности, защищавший Родину во время Великой Отечественной в составе Сталинградского, Южного, 3-го и 4-го Украинских фронтов; более 15 лет он стоял у руля рыбной промышленности юга страны. Именно с его именем связан расцвет рыбной отрасли региона.
Сегодня севастопольские рыбаки по праву называют БМРТ «Жуковский» флагманом рыболовецкого флота, который за десять лет совершил 16 рейсов в океан. Его экипаж из года в год лидировал в соцсоревновании, побив в 1963 году всесоюзный рекорд по добыче рыбы и был удостоен почётного звания экипажа коммунистического труда, а в 1966 году за большие трудовые успехи награждён орденом Трудового Красного Знамени.
Но всё это было потом, а в начале нового 1959 года руководитель экспедиции уверенно сообщает о первых победах и смекалке экипажа, которую успешно применяли не только в деле, но и в отдыхе.
«Для того, чтобы встретить его вместе с Родиной, решено было новогодний вечер начать в 21 час по местному времени. За общим столом собрались все участники экспедиции. Ответственная задача стояла перед работниками камбуза. Им пришлось немало потрудиться, чтобы хорошо украсить на флагмане «Жуковском» новогодний праздничный стол. Разумеется, все «малыши» получили подарки в виде двойной тропической дозы. Деда Мороза сделали из фанеры, так как из-за высокой, 35-градусной температуры воздуха никто не решился надеть шубу. Правда, была у нас возможность ощутить мороз в рефрижераторных трюмах, где температура 18-20 градусов холода, но в последнюю минуту мы загрузили их рыбой».

Навстречу звёздам!

А тем временем Советский Союз продолжал активно осваивать необъятные космические просторы. Второго января 1959 года страна успешно выполнила пуск ракеты-носителя «Восток-Л», которая вывела на траекторию полёта к Луне первую в мире автоматическую межпланетную станцию «Луна-1». Это был первый в истории космический аппарат, достигший второй космической скорости, преодолевший притяжение Земли и ставший искусственным спутником Солнца. Очередное торжество советской науки и техники состоялось.
«Второй день внимание всего мира приковано к сообщениям о новом выдающемся подвиге советских учёных и конструкторов, осуществивших первый межпланетный полёт - запуск космической ракеты в сторону Луны. За стремительным полётом ракеты в эти часы следят сотни советских и зарубежных научных измерительных станций.
Вчера мы побывали в Крымской астрофизической обсерватории Академии наук СССР, ведущей наблюдения за движением первого межпланетного корабля. Получаемые данные обрабатываются и передаются в Москву», - сообщали крымчанам корреспонденты нашей газеты.
Оптические наблюдения производились с помощью специальных светосильных камер, установленных в Крымской астрофизической обсерватории и её Симеизском отделении.
Между прочим, с этого года на спутниках и космических станциях было установлено четырнадцать приборов нашей обсерватории, с которыми проводились внеатмосферные наблюдения Солнца и яркости звёздного неба в ультрафиолетовом диапазоне.
«Оценивая новую победу оте­чественной науки и техники, учёный секретарь обсерватории кандидат физико-математических наук Л. С. Галкин сказал: «Запуск второй советской космической ракеты - новый гигантский шаг в овладении космосом. Поражает огромное разнообразие научных задач, решаемых с помощью установленной на ракете аппаратуры. Можно не сомневаться, что поставленные перед наукой задачи будут успешно выполнены», - сообщала «Крымская правда». И как мы все знаем, обещания не разошлись с делом.
После трагедии 1991 года уникальное научное учреждение неоднократно оказывалось перед угрозой уничтожения. Однако после воссоединения нашего полуострова с Россией дела пошли на поправку. Распоряжением правительства РФ от 7 сентября 2015 года на базе обсерватории было создано федеральное государственное бюджетное учреждение науки «Крымская астрофизическая обсерватория РАН». Позже КрАО включили в состав РАН, а все сокращённые ранее сотрудники были восстановлены. В наши дни идёт постепенное  обновление оборудования обсерватории.

Голубой экран и зелень

Тогда же, 58 лет назад, на нашем полуострове, как и во всей стране, шло не постепенное, а самое что ни на есть бурное развитие всех отраслей жизни, уровень и масштабы которого поражают воображение не только современных чиновников-приватизаторов, но и простых граждан, которые за долгие годы успели отвыкнуть от подобных свершений. В частности у нас стремительно развивались информационные технологии.
В конце января 1959 года «Крымская правда» сообщила об очередном достижении - на полуостров пришло телевидение.
«В ночь с 23 на 24 января проведены пробные передачи Крымского телецентра. Они прошли успешно. Технические передачи телевизионной аппаратуры были приняты в Ялте радиолюбителем Золотарёвым. Качество передачи и звука удовлетворительные».
Первая телепередача шла около часа, а с мая 1959-го телевещание на Крым стало регулярным. Первоначально планировали создать крупный телецентр в Ялте, но специалистам удалось убедить руководство в том, что постройка телецентра в Симферополе позволит охватить значительно большую зону вещания. Для этого ещё в 1955 году Совет министров СССР принял решение о создании в Симферополе областного телецентра. Спустя три года в районе улиц Красноармейской и Студенческой выросла почти двухсотметровая телевышка. Акт о введении в эксплуатацию первой очереди радиотелевизионного передающего центра был подписан в апреле 1959 года.
Кстати, техсотрудники передвижной телестанции привлекались для обеспечения космической связи, в том числе и первого полёта Юрия Гагарина.
Примерно в это же время власти крымской столицы успешно занимались реальной организацией благоустройства и озеленения города.
«За последнее время многое сделано по озеленению улиц и площадей. Только в нынешнем году посажено около 85 тысяч деревьев и кустарников. Значительные работы проведены по благоустройству набережной Салгира, аллеи «Дружба народов», пионерского парка, парка цветов и др. Но в озеленении города ещё есть ряд серьёзных недостатков. На многих улицах отсутствуют многолетние насаждения, редко встретишь цветы. Плохо поставлен уход за насаждениями. Ввиду этого деревья часто гибнут», - писала наша газета в отчёте с сессии горсовета.
В связи с этим решили провести месячник по озеленению областного центра, привлечь к этому делу коллективы предприятий, строек, учреждений, школ, техникумов и вузов, население, чтобы ещё посадить более 10 тысяч деревьев и 40 тысяч кустарников. Так Симферополь превращали в один из самых зелёных и цветущих городов страны.

Всенародная стройка Крыма

Весной 1959-го «Крымская правда» продолжает информировать читателей о планах, победах и достижениях рабочего класса, рассказывая о поистине всенародной стройке полуострова - сооружении межколхозного цементного завода в Бахчисарае.
«Товарищ строитель! Тебе доверено большое дело - сооружение межколхозного цементного завода. Трудись так, чтобы тобой гордились крымчане!», - призывала газета. Мощное развитие садоводства стимулировало идею создания подобного завода, поскольку  одни только виноградники размещались на площади более 100 тысяч гектаров. А до 1963 года совхозам и колхозам Крыма была поставлена задача довести площади садов и виноградников до 300 тысяч гектаров. Чтобы укрепить на таком пространстве виноградную лозу, потребовалось бы 50 миллионов кольев, на изготовление которых не хватило бы всех крымских лесов. Выход нашли - вместо деревянных кольев решили использовать железобетонные. Областным межколхозным советом постановили построить первую очередь завода с капиталовложением в 30 миллионов рублей, половина этой суммы предоставлялась государством в качестве долгосрочной ссуды.
В строительстве приняли участие 163 колхоза Крымской области.
Генеральным подрядчиком строительства назначили трест «Севастопольстрой» и субпод­рядные организации.
«Значительная часть объектов сооружается трестом «Севастопольстрой». Несколько других важных объектов поручено возвести трестам «Керчьметаллургстрой», «Ялтастрой», «Крымводстрой» и другим строительным и монтажным подрядным организациям. Сделано уже немало: проложена подъездная дорога, подведена высоковольтная линия, установлена трансформаторная подстанция, стройка обеспечена водой», - рассказал в газете начальник строительного управления №44 З. Лосев.
«Крымская правда» широко освещала ход строительства. Регулярно издавался специальный выпуск о стройке, в котором поощрялись передовики и  получали втык отстающие. Активно работала обратная связь между читателями и газетой, благодаря которой вскрывались и ликвидировались недостатки, имеющиеся на стройке.
«Коллектив Бахчисарайского дорожно-эксплуатационного участка, проложив подъездную дорогу, ведёт сооружение других временных путей. С выполнением этих работ бригадир товарищ Комарова, механизаторы товарищи Гурдин, Старастенко и Белик в сроки не укладываются. Дорожники, подтянитесь! Обеспечьте грузам, идущим на стройку,  «зелёную улицу»… «Дружно трудится коллектив «Крымводстроя». Проложена линия водопровода на протяжении двух километров. Бригада товарища Борисенко закончила монтаж каптажа и насосной станции. Растворобетонный завод скоро получит воду. Водопроводчики бригады борются за звание коллектива коммунистического труда. Строители и монтажники! Равняйтесь на водопроводчиков бригады! Развёртываются подготовительные работы на других узлах и объектах. Ни часу промедления! Все силы на своевременную сдачу в эксплуатацию каждого узла и объекта!».
Завод был построен за 11 месяцев! Без иностранных инвестиций, инноваций, коррупционных скандалов и прочих «прогрессивных» составляющих современности. Предприятие успешно работает и по сей день, выпуская высококачественные цемент, бетон и строительные смеси.
К слову, тогда же было решено создать на полуострове предприятие, равное знаменитой «Массандре». Выбор пал на знаменитый Коктебель, где на склоне горы построили грандиозные винподвалы и винзаводы, недалеко от посёлка Планёрского. Привлечённые к работе московские метростроевцы соорудили нижнее винохранилище - восемь врезающихся в гору тоннелей, соединённых 90-метровой галереей. Длина каждого тоннеля - 60 метров. Затем создали верхнее винохранилище, которое состоит из пяти таких же тоннелей, но длиной от 120 до 360 метров.

«Рогатые автобусы»

В октябре 1959 года «Крымская правда» рассказала об очередной новинке - на улицах Симферополя в первый рейс вышли девять новеньких троллейбусов, которые стали перевозить пассажиров вместе с трамваями. Один билет стоил 40 копеек.
«В первый рейс троллейбус отправился по маршруту №2 Вокзал - Марьино: по Перекопской (Гагарина), Автомагистрали, Мичурина (Киевская), Институтской (Ялтинская). Теперь горожанам и гостям города будет удобно. Новые троллейбусы более вместительные, чем трамваи, в них больше мест для сидения и большие окна», - писала наша газета. Сегодня, увы, симферопольцы могут только позавидовать такой заботе со стороны местных властей, которые, кажется, больше озабочены увеличением количества платных парковок, штрафплощадок и эвакуаторов.
В ноябре «двойку» пустили через центр: по улицам Карла Маркса, мимо кинотеатра «Пионер», Серова, Ушинского и Кирова. Машины отправлялись в путь через каждые шесть минут. «Первый» номер отдали маршруту по трассе из Симферополя до Перевального. А с 1961-го года «рогатые» стали ходить и в Ялту.
Для работы нового экологического транспорта создали соответствующую инфраструктуру. Для этого в 1958 году правительством УССР было принято решение строить уникальную междугородную горную троллейбусную линию Симферополь - Алушта - Ялта.
«На строительство троллейбусной линии общей протяжённостью 60 км ассигновано 118 млн. рублей. Это будет первая в нашей стране горная троллейбусная трасса.
Строительным организациям в чрезвычайно сжатые сроки предстоит выполнить огромный объём работ. Достаточно сказать, что необходимо будет вынуть до 1 миллиона кубометров грунта, установить 6 тыс. железобетонных опор. Ежесуточно строители должны выполнять не менее 9 тыс. кубометров земляных работ, устанавливать до 50 опор, подвешивать до полутора километров проводов», - рассказывала «Крымская правда».
Первая очередь этой линии: Симферополь - Алушта была сдана в эксплуатацию в рекордно короткий срок - 11 месяцев!
Строили её специалисты более 80 предприятий из 10 городов Украины: Севастополя, Киева, Херсона... В первой очереди было построено два троллейбусных парка в Симферополе и в Алуште, 16 тяговых подстанций, установлено более трёх тысяч опор и подвешено свыше 200 км контактного провода.
Открытие междугородного троллейбусного движения, которое приурочили к 42-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции, стало настоящим праздником для крымчан.
Старожилы «Крымтроллейбуса» рассказывали, что в те годы профессия водителя «рогатого» по престижности едва ли не сравнялась с появившейся чуть позже профессией космонавта. Конкурс на работу составлял более семи претендентов на одно место. Отбирались лишь первоклассные водители, не совершавшие ДТП и нарушений правил дорожного движения, ранее работавшие в Крыму и знавшие условия вождения в горной местности. Обучение проходило в течение 4 месяцев со стажировкой в Севастополе, где уже существовало троллейбусное предприятие, и закончилось 16 июня 1959 года присвоением соискателям квалификации «водитель троллейбуса 2 класса». Тогда же подготовили и рабочих по ремонту подвижного состава, контактной сети и тяговых подстанций.
Таким выдался для крымского полуострова 1959 год - год больших надежд, свершений и открытий.

Всекрымская стройка - межколхозный цементный завод.

Кстати

В 1959 году в Симферополе состоялась первая конференция Крымского отделения Союза журналистов УССР. С докладом о деятельности и задачах журналистов области выступал главный редактор нашей газеты, председатель оргбюро Крымского отделения Союза журналистов УССР Владимир КЛЯЗНИКА, фактически формулируя рабочую повестку для коллег.
«В созидательной жизни советского народа достойное место занимают журналисты - работники идеологического фронта. Созданный в нашей стране Союз журналистов СССР является боевой творческой организацией работников советской печати, призванной повышать идейный уровень и профессиональное мастерство журналистов, развивать их творческую инициативу, содействовать укреплению связей печати с массами трудящихся и развёртыванию рабселькоровского движения, мобилизовывать работников печати на лучшее выполнение задач коммунистического строительства», - отмечал наш главред.
Всего же на тот момент в Крымской области в Союзе журналистов состояло около 140 человек.

Александр ДРЕМЛЮГИН.