От Сапун-горы до Суруби

7 Май 2017 1005

Эти строки я посвящаю моему отцу Анатолию Григорьевичу Шватченко, штурмовавшему Сапун-гору в мае 1944-го, миллионам советских воинов, отдавших жизни за нас, за Родину, и тысячам советских воинов, погибших при исполнении интернационального долга в Афганистане. Суруби - это уезд в провинции Кабул в Афганистане, на дороге Кабул - Джелалабад.

Июль 1961 года. Обруч, скакавший по дорожке, весело звенел, а мальчик шести лет смеялся, направляя его так, чтобы не налетел на цветы. Хлопнула калитка. Папа пришёл с работы. Сильный, строгий, железный. Сел на лавочку. «Дуся, завтра едем в Севастополь на экскурсию». «Папа, на большой машине? Ура!», - запрыгал мальчик. Машина была очень большая - Газ-51, и самое главное, что открытая. Мама всё время кутала мальчика в одеяло, а он настойчиво пытался вылезти и смотреть. Мама побеждала, но не всегда. Севастополь! Колыбель Черноморского флота! Святыня! Гордость! Диорама. Панорама. Балаклава. 35-я батарея. Нахимов. Владимирский собор. В шесть лет всё вызывало восторг. Главное, что с папой. А папа бережно и надёжно держал его на руках и говорил: «Смотри, сынок, это Севастополь». Остановились. Экскурсовод говорил о штурме, о подвиге, о Сапун-горе. И вдруг папа поставил его на землю и быстро куда-то ушёл. Мальчик не понял, что случилось. Его тут же подхватили женские руки. Пришёл отец, взял его на руки. Мальчик тут же прижался к папиной щеке. Щека была мокрая. Солнце светило ярко, на небе ни тучки, откуда дождь? А рядом с ними нерушимо стояла Сапун-гора.
Май 1985 года. Капитан вернулся из Афганистана. Два года войны закончились. «Григорич, давай открывай чемодан, шмотки надо разобрать». Отец открыл чемодан. На самом верху, на аккуратно сложенной эксперименталке (так воины-интернационалисты называли комплект полевой формы. - Ред.) поблёскивал орден Красной Звезды. Отец резко встал. Скулы его дёрнулись, точно так, как когда мальчик просил его рассказать о штурме Сапун-горы. Старый ветеран, защитивший Родину от фашистов, впервые пожал руку сыну, как равному. Мальчику шёл 31 год, и он был горд тем, что не подвёл своего отца.
Я горжусь своим отцом (Анатолий Григорьевич награждён орденом Отечественной войны. - Ред.). Никогда не забуду страшный шрам через всю его спину, который я видел, когда отец снимал майку у рукомойника. Я горжусь, что не подвёл отца. Для меня большое значение имеет понятие Отечество - отец, Отчина, батя, Батькивщина, Отчизна, Родина. Я - крымчанин, и край мой большой - от Керчи до Балаклавы. Не должен быть забыт ни один герой, жизнь подаривший подвигом своим нам с вами.

Владимир ШВАТЧЕНКО.
Симферопольский район.