Зеленоглазое такси, притормози, притормози

29 Апрель 2017 1435
Ранее таксисты были более профессиональны.
Ранее таксисты были более профессиональны.

Дело было в декабре - на носу Новый год, на шее жена с малолетним сыном, маленькая зарплата и большой кредит. Друзья говорят: хватит на жизнь жаловаться, машина есть - иди таксуй. Ну я и пошёл…

Куда глаза глядят

В мафию «карпал», которые обдирают гостей нашего полуострова, как липку, в аэропорту и у паромной переправы, не захотел соваться изначально. Решил попробовать в городе.
- За три с половиной недели я заработал «грязными» около тридцати тысяч рублей, - рассказал мне товарищ, работающий в самом популярном такси Симферополя, и в качестве доказательства показал свои учётные записи. - Конечно, выгоднее всего по межгороду, но туда очень нелегко устроиться. Днём с нашими пробками работать невыгодно, поэтому я выезжаю в девять вечера и катаюсь до двух-трёх ночи. В пятницу и субботу, когда народ активно отдыхает после трудовых будней, вкалываю больше. Клиенты разные встречаются: от воспитанных и образованных людей до наркоманов и преступников. Нужно всегда быть готовым к неприятным сюрпризам. Я на всякий случай пистолет таскаю, - подметил мой собеседник и пояснил, где находится их офис.
После этого разговора в моих глазах вспыхнул огонёк алчности, который быстро погасил первый «облом» - моя ласточка - ВАЗ-2115, 2009 года рождения не устроила этих бессердечных извергов:
- Извините, в данный момент есть ограничения по марке автомобиля.
- Но позвольте, меня на днях везла гнилая «шестёрка» из вашей конторы.
- Извините, в данный момент только иномарки, - как робот, был непреклонен менеджер по персоналу.
Дальше, чтобы наверняка, решил трудоустраиваться оптом.
В бывшее самое популярное такси города, которое сейчас «сильно испортилось», меня взяли буквально по телефону, просто записав данные и выдав пароль для фирменной программы.
В самое перспективное такси города я зарегистрировался онлайн, как акула, нырнув в глубины Интернета. Ещё несколько рядовых контор меня приняли с распростёртыми объятиями в своих офисах. Везде одна и та же процедура: заполняешь анкету, проходишь некое подобие собеседования, показываешь своё авто, устанавливаешь в телефон программу для заказов, подписываешь договор и вперёд.
Так что не обольщайтесь по поводу того, что в одной службе такси трудятся вежливые и толковые профессионалы, а в другой - сплошные придурки, потому что большинство ребят одновременно работают и там, и там.

Без бумажки ты…

Лицензию на работу в такси никто не спрашивал и делать не заставлял. Устанавливать «таксометр», «шашку», специальные фонари, обклеивать кузов шахматными кубиками - тоже. Мол, твоя личная ответственность, попадёшься гаишникам, выкручивайся сам. А штраф, на секундочку, за нелегальный извоз - до пяти тысяч рублей. В разных регионах эти цифры могут отличаться друг от друга, в Москве, например, они достигают 10000 рублей. Если попадёшься, конечно. Главное, говорят, не признаваться в том, что у людей деньги берёшь.
Всё потому, что сейчас вместо таксопарков появились диспетчерские службы, которые оказывают только информационные услуги, скидывая в программу заказы, и не попадают под действие законов о такси. А значит, ответственность за нарушение правил перевозок ложится не на них, а на самих водителей. Хоть эта сама лицензия в Министерстве транспорта оформляется бесплатно на пять лет, многие водители «не заморачиваются», предпочитая отсутствие нужных бумаг оправдывать тем, что такси - это всего лишь подработка.

Первый блин

В старые добрые времена, когда журналисты работали не с хитроумными гаджетами, а с блокнотом «в полях» и печатными машинками в редакциях, настоящие таксисты знали весь город, как свои пять пальцев. В наши дни это условие перестало быть главным, став, скорее, приятным дополнением к мобильному интернету и GPS-навигатору. Короче говоря, измельчал наш подрабатывающий брат с развитием технологий.
Мой дебютный выезд «на линию» в ночь на пятницу вышел комом, за три часа я не смог поймать ни одного заказа. Проболтался три часа под холодным дождём и в расстроенных чувствах отправился домой.
В программе бывшего самого популярного такси Симферополя, которое сейчас испортилось, заявки клиентов выскакивали поодиночке каждые несколько минут, но я не успевал их даже открыть, чтобы посмотреть маршрут, так как проворные коллеги молниеносно забирали всё себе. Остальные программы вообще не подавали признаков жизни. Позже я выяснил, что дело не только в ловкости рук, но и в хитрости - народные умельцы смастерили специальные приложения, благодаря которым заказ в программе открывается на несколько секунд раньше, чем у остальных, создавая тем самым неоспоримое преимущество перед честными лопухами вроде меня.
Стоит это удовольствие несколько тысяч рублей, но если на фирме узнают, в наказание могут вывести из эфира на пару месяцев.

Новый поворот

Очень скоро я решил сменить тактику, отказавшись от романтических, но бессмысленных скитаний по ночному городу, во время которых максимум удавалось выполнить один-два заказа, общей стоимостью не более 300 рублей. К тому же, ночью больше всякой нечисти обретается по городу.
По выходным работал, как попало, а в будние дни стал таксовать до и после работы. Утром выезжал к семи утра на пару часов, вечером - в пять-шесть и до победного конца. Но за редким исключением, как только час-пик проходил, практически сразу всё замирало.
В долгожданные Новогодние праздники конкуренция была настолько высока, что я решил провести их с семьёй. Порой казалось, что в эти дни за халтурой на дороги Симферополя выперся каждый второй обладатель автомобиля.
Всего же за пятнадцать дней декабря - как ни старался, ежедневно «бомбить» не получилось, - я заработал 9800 рублей «грязными». Учитывая расходы на эксплуатацию автомобиля, траты на бензин, мобильный интернет и прочие мелочи, эту сумму можно смело делить на два, а то и на три. Так что негусто…

Зато!

Я окончательно понял, что в жизни лёгких денег не бывает.
И что в каждом деле есть множество нюансов и подводных камней.
Помимо этого, я заново открыл для себя родной город, его самые дальние и неожиданные стороны. К примеру, отвозил двух старушек на улицу Бабушкина в гости к любимому внуку; двух весёлых украинских строителей, которые тоскуют по былым советским временам, когда все дружно жили в одной стране, - на Украинку. Целый час плутал в переулке Спартака, где местные жители непонятно по какому праву перегородили каменными блоками почти все въезды и выезды. Заезжал в Зеркальный проезд и Ломаный переулок, побывал на улице Отважных. Разбил себе задний бампер утром в снегопад, маневрируя по дорогам Ада. Есть у нас и такая улица - Ешиль Ада. Возвращал в семью после долгих скитаний «по бабам» одумавшегося Казанову Валерия, который через пару-тройку лет собирается на пенсию.
Ещё я по невнимательности чуть не задавил на пешеходном переходе возле седьмой горбольницы женщину с ребёнком. Остановился, сердце в пятки улетело. Пришёл в себя и побежал извиняться. Она растрогалась и говорит сыну:
- Видишь, какой дядя молодец: напакостил, но не сбежал, как все остальные, а нашёл в себе мужество прийти и попросить прощения!

Ложка дёгтя

Но больше всего в памяти отпечатался разговор с пассажиркой, которая меньше года назад перебралась в Крым с материка в поисках новой, тёплой и прекрасной жизни.
- Честно говоря, я и представить себе не могла, что тут настолько всё … печально, - ни с того ни с сего грустно сказала мне симпатичная девушка-парикмахер, отрешённо глядя в чёрное запотевшее окно.
- А в чём дело?
- Да во всём. Везде бардак, разруха, грязь, люди какие-то жадные, злые.
- Я полгода снимала квартиру в Питере, почти в центре, за те же 25 тысяч рублей, что и сейчас у вас на Павленко. Только там продукты  дешевле, дороги ровнее и город несравнимо красивее и чище. И зарплата у меня там была выше. Вы, кстати, знаете, что и массандровское вино в Питере и Москве стоит дешевле, чем в Крыму? Это бред какой-то. Я мечтала быть ближе к морю, но уже решила вернуться обратно, потому что в Симферополе нормально жить просто невозможно.
...Понаехали тут.

Кстати

Согласно легендам, первые такси появились ещё в Древнем Риме. На оси колесницы был закреплён «таксометр», представлявший из себя обычный таз, в который периодически падал камешек. Оплата производилась по числу камешков, оказавшихся в тазу в конце поездки.
В России же подобие такси появилось только в конце XIX века - к козлам прикреплялся ящичек с окошком, в котором отражалась стоимость проезда по «возвышенной» и нормальной таксе.

Александр ДРЕМЛЮГИН.