С виновника спросят

14 Март 2017 640

Конституционный суд Российской Федерации (КС) разрешил взыскивать с виновников дорожно-транспортных происшествий дополнительные суммы ущерба сверх страховых выплат. По решению КС, истец теперь может в судебном порядке требовать от виновника ДТП дополнительную компенсацию, если страховых выплат по «автогражданке» не хватило для устранения последствий аварии. Ещё одна немаловажная информация для тех, кто следит за новостями рынка автострахования. Итак, наши законодатели готовят новый проект об ОСАГО, по которому денежные выплаты заменяются на ремонт повреждённого в аварии автомобиля. Как это будет работать? Давайте разбираться вместе.

Лихач компенсирует ущерб
Что же стало поводом для подобного решения Конституционного суда? Оказывается, в Конституционный суд с жалобой на несколько статей Гражданского кодекса России обратились автовладельцы из Краснодарского края, которые после ДТП получили со страховых компаний выплаты на ремонт автомобилей с учётом износа деталей. Суды отказали заявителям в выплатах сумм, которые составляют разницу между ущербом, рассчитанным с учётом и без учёта износа деталей.
На это КС разъяснил, что если не хватило страховой выплаты на ремонт повреждённого при ДТП автомобиля только с учётом износа деталей, потерпевший вправе взыскать разницу с виновника аварии через суд. При этом оспариваемые нормы Гражданского кодекса признаны конституционными.
Правоприменительные решения по делам заявителей подлежат пересмотру, говорится в сообщении суда. Как указал суд, закон об ОСАГО и основанная на нём Единая методика не препятствуют включению в рамках гражданско-правового спора полной стоимости ремонта и запчастей в состав подлежащих возмещению убытков потерпевшего при ДТП.
При этом КС подчёркивает, что стоимость некоторых деталей всё же должна рассчитываться с учётом износа. Так, суды могут снижать сумму ущерба, если в процессе ремонта использовались новые детали, узлы или агрегаты, которые имеют постоянный нормальный износ и подлежат регулярной замене.
Поправка,
меняющая всё
Российские власти готовят новый закон об ОСАГО, по которому денежные выплаты заменяются на ремонт повреждённого в аварии автомобиля. Но теперь в проект внесена поправка, которая кардинально меняет порядок вступления в силу реформы «автогражданки».
Напомним, ранее предполагалось, что действовать изменения будут для договоров ОСАГО, заключённых после вступления закона в силу.
И Банк России получит право определять регионы, где преимущество «ремонтных» выплат будет установлено для всех полисов ОСАГО, независимо от даты их заключения.
Но теперь Комитет Госдумы по финансовому рынку поддержал поправку Главного правового управления администрации президента о том, что ремонт вместо денежных выплат будет введён только для новых договоров «автогражданки», заключённых спустя 30 дней после опубликования закона. Новая форма ОСАГО заработает на всей территории страны одновременно и случится это в мае.
Страховое лобби, выступающее за замену выплат ремонтом и для уже действующих договоров, прогнозирует новый дефицит полисов ОСАГО в регионах. Попутно страховщики недовольны запретом на использование при ремонте бывших в употреблении запчастей и жёсткие требования к доступности автосервисов (не далее 50 км от места аварии или жительства пострадавших).
Как заявил в ходе заседания комитета его глава Анатолий Аксаков, у депутатов и ранее «были большие сомнения насчёт равенства прав автовладельцев разных территорий».

Рафаэль ЗАЛЯН.