Неженское дело

7 Март 2017 1216
Помогать другим, бороться за справедливость - вот что привлекает женщин в «мужских» профессиях.
Помогать другим, бороться за справедливость - вот что привлекает женщин в «мужских» профессиях.

«Мамы разные нужны, мамы всякие важны», - эти строчки из стихотворения Сергея Михалкова наверняка узнает каждый. Но далеко не все знают, что постановлением правительства РФ №162 женщинам запрещено работать в 456 профессиях. Конечно, все они в реестре обос­нованы: связаны или с непосильным для женщин физическим трудом, или с опасными химикатами. Но и при появлении женщин во многих общедоступных профессиях общество по-прежнему безмерно удивляется. Почему прекрасная половина человечества продолжает «лезть на рожон», как завоёвывает себе авторитет и чем ей приходится жертвовать, «Крымская правда» узнала в канун Международного женского дня.

Случайности не случайны

Со своей будущей профессией Наталья Мошкина, ныне полковник юстиции, заместитель начальника следственного управления МВД Крыма, определилась ещё в школе.
- Когда я училась в 9-10 классах, познакомилась с женщиной-следователем, которая много лет вела уголовные дела по экономике в следственном отделе города Симферополя. Она мне предложила прийти к ней в отдел на практику, посмотреть на изнанку профессии. Тогда я и прониклась следственной работой и решила поступать на юридический. Для этого пришлось ехать в Калининград: в Крыму тогда не было юридического, - рассказывает она.
А психолог МЧС Вероника Циркун мечтала о погонах и вовсе с раннего детства.
- Дядя - майор в отставке, другой дядя - подполковник, дедушка тоже. Всегда было на кого равняться, - перечисляет она. - Военная форма, выправка - всё это безумно привлекало. Но после школы я поступила на психолога и уже почти оставила мечты, когда мне намекнули: а почему нет? И направили в МЧС: там тоже можно носить погоны, а помощь людям нужна не только физическая.
У двух миниатюрных женщин, посвятивших себя службе судебных приставов, выбор профессии определили воспитание и черты характера.
- Я начинала секретарём судебного заседания, и уже тогда мне больше нравилась не писанина, а реальные действия, которые помогают людям. Так и пришла в службу. Это сложнее, но интереснее, а со временем без этого уже скучно жить. Вот сейчас я в отпуске, и мне не хватает работы, - улыбаясь, жалуется Наталья Немцева, начальник отдела организации розыска, реализации имущества должников и розыска детей.
- Здесь должно быть призвание: исполнять закон. Есть решение суда, в котором написано, что делать, есть закон, в котором прописано, как, - отмечает зам. руководителя УФССП Крыма Анжелика Лугачёва. - Традиционные методы работы уже не приносят того эффекта, нарушитель становится хитрее. Сейчас это скорее битва умов, поэтому я думаю, что в любой профессии правоохранительных органов нужны и женщины, и мужчины.
А для 79-летней Галины Даниловны Вербицкой, посвятившей нейрохирургии больше 55 лет, судьбу решил случай.
- Всё началось на врачебной практике в Джанкое, когда мы привезли женщину с опухолью четвёртого желудочка в нейрохирургию Симферополя, - вспоминает она. - Мне это запало в душу. Заведующей отделением тогда была профессор Вера Леонидовна Лесницкая - она и взяла меня к себе в отделение. Работать было чрезвычайно трудно: нас было всего
4 человека на весь Крым.

Ломая стереотипы

Даже в двадцать первом веке женщинам, работающим наравне с мужчинами, ещё приходится слышать: «куда лезешь, женщина», «не бабское это» и другие подобные шутки.
В такие моменты приходится забывать о том, что ты маленькая, хрупкая и вообще - слабый пол. Авторитет приходится завоёвывать - твёрдостью и профессионализмом.
- Запомнился один случай с опытным преступником, - вспоминает Наталья Мошкина. - Помните, раньше в моде были норковые шапки? Он с подельником по вечерам выслеживал одиноких женщин и, угрожая ножом, срывал с них эти шапки. Когда их разоблачили и взяли, он вёл себя крайне негативно: во время следственных действий был озлобленный, оскорблял и меня, и свидетелей, угрожал. До сих пор помню, как он пытался спровоцировать, запугать этих бедных женщин. Почему, не знаю: то ли это была какая-то злость против всех женщин, которую он вымещал на своих жертвах, то ли на свою жизнь. Не попасться на его провокации помогала мысль о том, что если я сорвусь, никому лучше не будет. Главное - раскрыть дело, доказать его вину и направить дело в суд. И мне это удалось.
- Помню принудительное исполнение, связанное со сменой руководителя одного предприятия. Я приехала на территорию - а возле забора охрана частного предприятия. Помню, был очень дождливый день, на мне был плащ-палатка, а за спиной - сотрудники полиции, в бронежилетах, с оружием. Если бы на моём месте там оказался мужчина, может, это противостояние вылилось бы в более жёсткую форму. А когда в таких моментах участвуют женщины, они стараются решить конфликт мирным путём.
Я представляю, как выглядела со стороны, рассказывая этим здоровым богатырям, что не надо идти стенка на стенку, а лучше сесть и всё обсудить. Закон всё равно придётся исполнить, - делится воспоминаниями заместитель главного судебного пристава Крыма Лиля Мустафаева.
- «Жилку» приходится показывать, когда провожу психологический отбор или аттестацию на соответствие занимаемой должности: мужчины сидят напротив меня, и всем хочется доказать, что они мужчины, герои, и если пришли ко мне, то это уже полдела. В этой ситуации приходится показывать, что это моя территория и решения здесь принимаю я, - делится Вероника Циркун.

Цена призвания

Успешные в карьере женщины нередко жертвуют ради этого самым дорогим: семьёй, личным счастьем, свободным временем. Даже на чисто женские обязанности не всегда хватает времени.
- Мама работала врачом-педиатром, поэтому поняла и приняла мой выбор. А в остальном было сложно: пойдём с мужем, например, в театр, в антракте выходим - а меня уже ждёт машина санавиации.
И ты садишься, и без возражений едешь, - признаётся Галина Вербицкая. - Это очень интересная профессия, но тяжёлая. Во-первых, чисто физически: у нас много разных инструментов, с которыми тяжело управляться. Во-вторых, морально: больные часто поступают слишком поздно, когда мы уже ничем не можем помочь и вынуждены говорить об этом родным.
В такие моменты понимание и поддержка родных особенно ценны и дороги.
- Муж всегда поддерживает меня. Переживает, конечно, боится, особенно когда приходилось участвовать в резонансных исполнениях, но очень радуется успехам. Родители и дети тоже гордятся. Уже все привыкли, что у мамы работа на первом месте, - отмечает Наталья Немцева.
- Самое страшное для меня было, что ребёнок начнёт обижаться, что я мало участвую в его жизни, - признаётся Анжелика Лугачёва. - Но он очень часто бывает у меня на работе, ездит с нами, помогает и очень этим гордится. Он всё понимает и никогда не упрекает меня.
- Родители испытывают гордость за меня, за то, что я капитан, как гордо заявляет мама. Хотя тайком вздыхает о внуках, - улыбается Вероника Циркун. - МЧС - это символ мужества, уверенности, силы. В нашей семье этим символом оказалась я.
И при всей сложности работы, огромных нагрузках и ответственных решениях «железные леди» остаются обычными людьми, слабыми красивыми женщинами, остро радующимися прекрасному.
- Знаете, всё познаётся в сравнении, - рассуждает Лиля Мустафаева. - Когда ты всю неделю работал, не покладая рук, а на выходных с семьёй выезжаешь на море, то начинаешь видеть и чувствовать такие мелочи, на которые другие, может, не обращают внимания: на солнце, на шторм, на то, как здорово покормить лебедей. Это заряжает энергией, и в понедельник на работу приходишь свежим и отдохнувшим.

Наталия НАЗАРУК.