Дроны, инструкции и никаких взяток

7 Март 2017 920

В России со следующего месяца может вступить в силу новый регламент по надзору за безопасностью дорожного движения, которым руководствуются автоинспекторы в том числе и при общении с водителями. Некоторые инструкции для сотрудников ГИБДД появляются в регламенте впервые. А теперь важная информация для иностранных автомобилистов, которые в данный момент колесят по просторам нашей необъятной Родины. Инспекторы ГАИ усилят контроль за нарушителями ПДД с «чужеземными» номерами. Речь идёт в частности об автомобилистах, которые передвигаются по территории России на машинах с номерами Казахстана и Белоруссии.

Вооружён и честен

Например, впервые инспекторам прописали, как следует себя вести, если водитель предлагает «решить вопрос на месте» - в документе эта ситуация описывается, как «склоняет сотрудника к злоупотреблению служебным положением, получению взятки и иному незаконному использованию своего положения в целях получения выгоды в виде денег, ценностей».
В в этом случае инспектор обязан будет уведомить о предложении вышестоящие органы.
При определении же размера штрафа инспектор ГИБДД теперь может руководствоваться «биографическими данными» нарушителя - возрастом, местом жительства и даже имущественным положением. Инспектору запрещено брать у водителя документы с так называемыми «удерживающими устройствами»: некоторые водители пристёгивают удостоверения к своим автомобилям цепочками или шнурами. Если же водитель отказывается отстегнуть права, инспектор может счесть это «неподчинением требованиям полицейского» со всей вытекающей ответственностью.
В новой версии регламента появились уточнения, уже зафиксированные в прочих нормативных документах - например, исключена норма о снятии номеров и добавлена возможность принимать при проверке документов распечатку электронной версии полиса ОСАГО. А вот документально зафиксированное право водителя «приводить контр­аргументы» и «ставить под сомнение доказательства» ГИБДД, по сути, появилось впервые. Ещё одно нововведение - право останавливать автомобили не только в случае нарушения ПДД, но и для того, чтобы обеспечить беспрепятственный проезд спецтранспорту. Что касается «спецсубъектов», то сейчас в случае нарушения ПДД прокурором или судьёй сотрудник составляет рапорт и передаёт его руководителю своего подразделения. Если такой водитель пьян, гаишник «принимает меры» для остановки машины. В новой редакции «особый порядок» судей не касается. Имеются и новшества, так сказать, технического характера: инспекторам ДПС разрешено применять для наблюдения за дорожным движением не только упомянутые в предыдущей версии регламента вертолёты, аэростаты и мотодельтапланы, но и беспилотные летательные аппараты.
Новый регламент пока считается только проектом и находится на стадии независимой экспертизы. Некоторые эксперты уже заявили, что проект регламента нуждается в доработке - некоторые его положения противоречат ПДД, которые являются основным документом для водителя. Если заинтересованные ведомства успеют вовремя согласовать все нюансы, документ вступит в силу уже 1 апреля нынешнего года.

Номера под прицелом

Между РФ, Казахстаном и Белоруссией планируется наладить межправительственные соглашения об обмене информацией о нарушениях правил дорожного движения, которые выявляются камерами автоматической фиксации. О подготовке соответствующих проектов сообщили в Главном управлении по обеспечению безопасности дорожного движения Российской Федерации (ГУОБДД МВД России).
Конвенцию о взаимном признании шести видов нарушений, фиксируемых инспекторами, Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Таджикистан и Киргизия ратифицировали в 1997 году. В число вошли, в частности, невыполнение требования сотрудника службы об остановке, вождение в нетрезвом состоянии, отказ от медицинского освидетельствования на состояние опьянения.
Согласно информации ГАИ, в течение прошлого года в РФ было выявлено 1,67 миллиона нарушений ПДД, совершённых иностранцами и лицами без гражданства. Этот результат на 4,5% больше по сравнению с показателем 2015 года. От общего количества совершённых водителями на территории страны и зафиксированных инспекторами без автоматических камер фактов их доля - 6%. Так, около 10600 иностранцев уличили в пьяной езде, 11300 водителей без гражданства РФ отказались от медосвидетельствования. За указанный период по вине иностранцев произошло свыше 5000 аварий с пострадавшими (прирост показателя составляет 5,7%).
В Госавтоинспекции МВД России отметили, что в случае, когда нарушение фиксируется в автоматическом режиме, штраф водителю, зарегистрированному на территории стран Таможенного союза, не приходит, несмотря на то, что камеры способны распознать номер авто. Это происходит, потому что система не обладает данными о владельце, то есть не может выслать письмо с постановлением ГИБДД.

Рафаэль ЗАЛЯН.