«Быстрых побед не будет»

1 Март 2017 1340
Глава Корпорации развития Крыма Олег Морозов рассказал о планах, особенностях и сложностях российских и иностранных инвесторов на полуострове.
Глава Корпорации развития Крыма Олег Морозов рассказал о планах, особенностях и сложностях российских и иностранных инвесторов на полуострове.

Уже три года Крым в плане экономики живёт «благодаря» и «вопреки». Благодаря огромным федеральным дотациям, направленным на исправление последствий 20-летнего игнорирования. Вопреки блокадному имиджу, созданному в глазах международной общественности. И всё же само слово «Крым» в глазах людей, которые хотят зарабатывать деньги, звучит крайне привлекательно. Почему так и с чем приходится сталкиваться смельчакам от бизнеса на гостеприимной крымской земле, рассказал директор Корпорации развития Крыма Олег МОРОЗОВ.

- Олег Борисович, год назад, когда корпорация начинала работать, ваш предшественник рассказывал о больших перспективах, о повышенном интересе к полуострову и о многочисленных инвестпредложениях. Какова ситуация на данный момент?
- Надо исходить из того, что Крым является брендом. Во времена Советского Союза слова «бренд» не было, но Крым любили и ценили. Если мы посмотрим на промышленную карту Симферополя советских времён, то увидим, что здесь было практически всё: мясокомбинат, молочный завод, даже завод по производству телевизоров. Сегодня Крым - это территория новых возможностей. Есть земля, хороший климат, море. Есть все предпосылки для развития. Конечно же, это вызывает интерес инвесторов. Сейчас страна делает невероятные усилия, чтобы созданием инфраструктуры повысить привлекательность Крыма как площадки для выгодного вложения инвестиций. В связи с этим основные точки роста связаны с объектами, включёнными в федеральную целевую программу и обеспеченными всеми видами коммуникаций. Это значит, что инвестор придёт на участок земли, где есть газ, вода, электричество.
- Получается, коммуникации - краеугольный камень в вопросе привлечения инвестиций.
- Да. Заинтересованность высокая, её показатель - 144 подписанных инвестиционных соглашения в различных сферах: от промышленности до сельского хозяйства и рекреации. Инвесторы работают по своим графикам. Они пришли в регион ещё в 2015 году, но есть объективные сроки, отведённые для получения земельных участков, оформления документов, постановки на учёт имущества, разработки проектно-изыскательской документации. Учитывая «техническую» сторону вопроса, первые существенные результаты мы увидим в середине, а то и в конце 2017 года.
- Если первые инвестсоглашения были заключены ещё в 2015 году, получается, требуется почти полтора года, чтобы только подготовить проект?
- Есть нюансы, объективные факторы. Чтобы что-то построить, нужно провести проектно-изыскательские работы. Они должны пройти госэкспертизу - это чёткие временные сроки, и никто их не сдвинет. В свою очередь, мы понимаем: чтобы перейти к действиям, инвестору нужно получить массив земли, очищенный от прав третьих лиц. Вот это ответственность Республики Крым.
К сожалению, у нас не налажено межведомственное взаимодействие. К сожалению, тяжело приватизировать имущество и быстро поставить на учёт все земельные участки. Поэтому, к сожалению, процедура с момента одобрения проекта на инвестсовете до подписания в среднем занимает 250 дней.
И одна из задач как Мин­экономразвития, так и корпорации - сократить эти сроки хотя бы до 90 дней. Тогда мы быстрее увидим результаты.
- Именно поэтому корпорации отдано право работать по принципу «одного окна»?
- Да. Не может быть, чтобы набор документов был в одном месте, а их согласование - в другом. Задача Корпорации развития Республики Крым - оценить возможности инвестпроекта, помочь с оформлением документов, разъяснить, как работает существующий порядок, запросить возможности реализации с точки зрения коммуникаций и дать инвестору готовое решение, чтобы он понимал ситуацию с точки зрения временной и финансовой характеристик.
- Вы ранее упоминали о большом проценте отказов инвесторов от работы на полуострове. Это вызвано только проблемами с оформлением документации или есть ещё какие-то факторы?
- Причины, на самом деле, объективно-субъективного характера. Если инвестор готов вложить 500 миллионов рублей в развитие, не тратя времени, прийти и работать сейчас, а процедура почти год, то думаю, он задастся вопросом, зачем ему это. Ведь эти 500 миллионов можно использовать по-разному.
- То есть, время - деньги?
- Да, именно так. Инвесторы видят потенциал, видят, что любое дерево вырастет, будет цвести и приносить плоды. Но время-то идёт.
- Какие сферы в Крыму представляют наибольший интерес для инвесторов?
- Территория перспективна в сфере сельскохозяйственного развития. Во времена СССР в Крыму было 130000 гектаров виноградников, сейчас 30000. Есть куда расти, согласитесь. Климатическая зона благоприятна для любого вида земледелия, надо только понять, какой из продуктов даст на сегодня большую маржинальность и ввиду нехватки воды даст возможность не потерять урожай. Перспектива? Да. Во времена Украины снабжение шло оттуда, сейчас - с материка. Здесь живут 2,5 миллиона человек, они едят и пьют, а ниша не занята. Рынок растёт. Мы ожидаем, что мост построят и приедут люди. Сколько бы ни приехало, кормить надо. Вози­ть - дорого, цены и так уже сравнялись с московскими. При этом зарплата немного отстаёт от среднероссийского уровня. Значит, нужно выращивать своё. Поэтому сельское хозяйство - абсолютный лидер, особенно, если кто-то поставит перед собой задачу помимо реализации внутри региона ещё вывозить на экспорт. Развитие сельского хозяйства повлечёт за собой развитие транспортной инфраструктуры. Далее - санаторно-курортная часть, для неё тоже всё есть: воздух, вода, лечебные грязи. Осталось построить санаторно-курортные объекты. А для того, чтобы их построить быстро, нужны быстровозводимые конструкции. Это выводит нас к новому уровню строительства, быстрому и надёжному. Такие технологии есть, они просто должны сюда прийти, а это уже промышленность.
- Так гладко всё звучит у вас. Но насколько быстро окупятся такие вклады? У нас ведь очень любят на всём экономить или делают ставки на проекты, которые быстро «отобьются».
- Здесь всё зависит от того, какую задачу ставит перед собой инициатор проекта. Один рассчитывает на эконом-класс, второй - на бизнес-класс, третий - на премиум-класс.
- То есть, на каждую нишу найдётся свой инвестор, интересы которого соотносятся с интересами республики?
- Главный интерес республики: люди должны быть сыты, одеты, обуты, жить в комфортных условиях, иметь работу, платить налоги. Кстати: по статистике, которая у нас ведётся по потенциальным резидентам индустриальных парков, которые мы сейчас строим, они в перспективе дают около 14000 новых рабочих мест.
- Раз уж вы затронули эту тему: в какой стадии готовности находятся индустриальные парки?
- В прошлом году и в начале этого года мы полностью сделали геодезические и геологические работы. Сейчас ведутся проектно-изыскательские работы. Мы практически на финишной прямой с точки зрения разработки плана территорий. Дальше эти планы будут вынесены на общественные слушания, по результатам их будут полностью сформированы пакеты проектно-изыскательской документации.
И мы надеемся, что в мае или в июне наши проектировщики зайдут в госэкспертизу. Это значит, что в сентябре-октябре мы на одном из парков уже начнём строительно-монтажные работы.
- И когда Крыму ждать первых резидентов?
- Мы очень рассчитываем, что первые резиденты у нас появятся в 2018 году и, скорее всего, в Бахчисарае. Несмотря на то что у нас было много проблем с территорией, с местным населением, на сегодня мы понимаем, что Бахчисарай развивается гораздо быстрее, чем Феодосия и Евпатория.
- Вернёмся к потребностям населения. С такой массой перемен народ находится в какой-то прострации и не знает уже, чего ожидать. Многие не сомневаются, что будут со временем и одеты, и обуты - но сохранится ли при этом Крым таким, какой он есть, для потомков?
- Есть такой интересный бренд «Сделано в России». Так вот, Крым теперь - площадка, демонстрирующая успехи, которых Россия достигла за последние 5 лет. К слову, за последние 5 лет в России было построено 1570 новых заводов. Мы хотим видеть в Крыму новые заводы, новое производство? Другое поколение технологий, которое может дать фору зарубежным аналогам?
И они создаются с совершенно другими требованиями по шумности, пыльности, защищённости и так далее.
- У вас есть проекты, уже готовые к реализации?
- Да, есть. В прошлом году мы приобрели передвижные амбулаторные центры для проведения медосмотров. Одновременно мы немного изменили конфигурацию и добавили оборудование, которое позволяет делать более детально такие вещи, как УЗИ и рентгеноскопию. Проект называется «Крымский медицинский центр». У нас уже есть первый клиент - «Артек»: там почти 2500 сотрудников, которые бесплатно пройдут медицинский профосмотр, обязательный для всех служащих, которые работают в санаторно-курортной зоне. Это большое подспорье уже работающему в Крыму диагностическому центру.
В дальнейшем мы хотим развивать диспансеризацию, диагностику. Медицина в Крыму требует огромного внимания, и с точки зрения привлечения инвестиций, я считаю, это один из наиболее интересных бизнес-сегментов.
- Насущный вопрос - проекты, которые не могут ждать. Наши ахиллесовы пяты - это отсутствие воды, дефицит энергии, ситуация с мусором.
- Сразу скажу: мусороперерабатывающие заводы - тема сложная. Но она движется. Мы хотим видеть современные автоматические мусороперерабатывающие заводы, после переработки на которых на захоронение шло всего от 10 до 20% мусора 4-5 классов опасности.
И первые три концессии мы уже практически разыграли.
5 мая, 21 мая и 7 июня - даты, когда будут определены победители. После этого подписывается договор, у них есть 12 месяцев на проектно-изыскательские работы и строительство, и мы надеемся, что в начале 2018 года будут первые три завода.
- Где будут эти заводы?
- Симферопольский район, Керчь и Джанкой.
- А что касается воды? Об опресняющих установках говорят уже давно. Есть ли предложения?
- Есть вещи, которые я пока не хотел бы анонсировать. Но мы ведём работу, потому что понимаем, что проблема северного Крыма с точки зрения воды стоит очень остро. Заводы не могут без воды, люди тоже, есть проблема с засолением почв. И эти проблемы надо решать. Думаю, что через месяц мы сможем дать первые официальные анонсы. С точки зрения воды в других городах, которые ориентированы на санаторно-курортную сферу и находятся у моря, честно вам скажу: проблема бытовой воды для владельцев гостиниц, оте­лей и пансионатов решается просто. Современные технологии опреснения позволяют поставить локальную опреснительную установку и закрыть свою потребность легко. Это вопрос инвестиций владельцев. Позиция «я сам сделаю» или «подожду, когда сделают мне». Если они хотят продать свои услуги дорого, то должны вложиться в качество.
- Хорошо. А что с дефицитом электроэнергии? Много было говорено о том, что даже с запуском энергомоста нам придётся затягивать пояса.
- Задача ФЦП - довести до среднестатистического уровня. Задача министерств и ведомств - преодолеть планку среднестатистического уровня, немного заглянуть вперёд и дать свои предпосылки для дальнейшего развития. Страна провела газовые нитки, сделала энергомост. Дальше - работа наших местных коллег. И наши коллеги, сейчас поменяв систему энергообеспечения, уже должны задумываться о том, что будет завтра, в какой точке будет много, в какой мало, как организовывать перетоки, как обеспечивать объекты, которые будут создаваться. Плюс у нас есть ещё огромный резерв - я имею в виду потери, которые наверняка есть при передаче энергии, причём немаленькие.
- Изношенность сетей?
- Именно. И это значит, что нужно найти внутренний резерв для перекладки этих сетей и уменьшения энергопотерь при транспортировке. И я знаю, что сейчас этим уже занимаются.
- То есть, остаётся ждать, надеяться и верить.
- Понимаете, надо честно говорить, что быстрых побед не будет. Быстрые победы - это результат долгой подготовки.
А нам доставшееся наследство не позволяет. Но на самом деле, если сравнить ситуацию, которая была в августе 2016 года, с февралём 2017-го, мы видим, что как минимум здорово вырос профессионализм чиновников. Они действительно стараются.
- Огромное количество иностранных делегаций регулярно посещает Крым. Есть ли инвесторы среди них? И есть ли какой-то КПД от этих визитов?
- Огромное количество делегаций - политические. Нам нужно разрывать режим санкций и декларировать, что Крым - это Россия. С точки зрения движения иностранного капитала есть две позиции. Первая: если инвестор хочет вложить деньги, ему санкции не помеха. Он найдёт тысячу и один способ, как их обойти. Поэтому иностранные инвестиции в Крыму есть. Не буду говорить, где именно, чтобы не подставлять наших партнёров. Вторая: иностранные инвестиции, которые могли бы зайти в Крым в больших объёмах, конечно, ищут механизмы более-менее законные, которые защитили бы их в условиях нынешней политической ситуации. И эти делегации - разведка. Все видят тот потенциал, о котором мы с вами говорили вначале.
- Крымские делегации регулярно посещают экономические форумы. Сейчас участвуют в Российском инвестиционном форуме (г. Сочи, 27-28 февраля 2017 г.). Есть ли от них толк?
- Форум - это то место, куда ты привозишь уже сформированные чёткие инвестпредложения, которые требуют либо решения, либо инвестора, либо обсуждения. Республика уже приобрела большой положительный опыт и теперь везёт конкретные площадки и проекты. Мы везём индустриальные парки и говорим, какие резиденты нам для них нужны. Везём санатории и говорим, что хотим видеть и какие будут отягощения, - в случае с санаториями это сохранение профиля и рабочего персонала. Везём частные проекты и предлагаем дофинансировать. И когда это всё выносится на большое пространство, куда приезжает большое количество людей бизнеса, есть возможность обсудить это с главой республики, с министрами, задать вопросы, получить ответы и принять решение. Вот поэтому экономические форумы - очень эффективный механизм.

Наталия НАЗАРУК.
Фото пресс-службы
Корпорации развития Крыма.