Константин Бахарев: Не все проблемы можно «залить» деньгами

1 Февраль 2017 1695

После короткого перерыва на новогодние праздники Государственная Дума РФ седьмого созыва возобновила работу. Впервые в составе высшего законодательного органа страны представлены депутаты от Республики Крым и Севастополя. О законо­творческой работе думцев нашей газете рассказал член Комитета ГД по государственному строительству и законодательству Константин Бахарев.

- Константин Михайлович, осенняя сессия Госдумы оказалась относительно короткой (депутаты работали менее трёх месяцев), но продуктивной, если судить по количеству принятых вами законов. С каким багажом законодатели ушли на новогодние каникулы?

- Мы выполнили основную задачу, которую поставил перед нами президент, выступая 5 октября на первом пленарном заседании Госдумы нового созыва, - приняли федеральный бюджет на 2017-2019 годы. Сделать это было непросто, учитывая крайне сжатые сроки и весьма отличные друг от друга, а порой диаметрально противоположные позиции депутатов от разных фракций в отношении ключевых параметров бюджета. Достаточно сказать, что главный финансовый документ страны в итоге был принят голосами представителей только «Единой России», все три оппозиционные фракции отказались нас поддержать. И это при том, что непринятие бюджета отбросило бы страну в 90-е годы, разрушило основы макроэкономической стабильности и не позволило выполнить социальные обязательства перед гражданами. В числе этих обязательств - индексация социальных выплат с 1 февраля на величину инфляции, единоразовая денежная выплата пенсионерам, рост зарплаты работников бюджетной сферы в соответствии с указами президента и т. д. К приоритетам бюджетного финансирования отнесены поддержка важнейших отраслей, в том числе оборонного сектора, сельского хозяйства, а также реализация ряда общефедеральных проектов.

- Расскажите немного об этих проектах. О чём конкретно идёт речь?

- Речь идёт о решении первоочередных проблем, с которыми к нам обращались избиратели в ходе недавних выборов в Госдуму. К примеру, жители городов на сходах, которые, как правило, проходили во дворах, постоянно обращали наше внимание на необходимость благоустройства внутридворовых территорий. Это проблема не крымского, а федерального масштаба, и на её решение в бюджете 2017 года предусмотрено двадцать миллиардов рублей. Или, скажем, взять наши сёла, где большинство встреч с избирателями проходило в местных домах культуры. Мой личный опыт проведения таких встреч убеждает в том, что рассуждать в тёмном, зачастую неотапливаемом клубе о светлых перспективах - задача неблагодарная. Эта проблема актуальна для всех регионов страны. Так возник проект «Местный дом культуры», на который в бюджете выделено 1,4 миллиарда рублей. Федеральное финансирование будет направлено также на благоустройство парков и мест массового отдыха в малых городах. Реализация всех этих проектов стартует уже в 2017 году и будет способствовать повышению качества жизни в городах и сёлах.

- Давайте перейдём от общефедеральных проблем к сугубо крымским. При составлении проекта федерального бюджета Крым не обойдён вниманием?

- Нет, конечно. Крым по-прежнему является получателем одной из самых крупных федеральных дотаций, наряду с республиками Северного Кавказа. Кроме того, в 2017 году предусмотрен значительно больший по сравнению с прошлым годом объём средств на реализацию федеральной целевой программы социально-экономического развития Республики Крым и Севастополя. Плюс выделены средства на решение, как вы выразились, сугубо крымских проблем. Скажем, в федеральном бюджете на 2017 год отдельной строкой предусмотрены два миллиарда рублей на строительство детских садов в Республике Крым и Севастополе, поскольку у нас ситуация с очередниками сложнее, чем в других регионах. В процессе принятия бюджета и бюджетообразующих законов нам удалось решить и некоторые другие вопросы. Скажем, продлено до 2019 года действие нормы Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой крымчане не платят государственную пошлину за регистрацию прав на недвижимое имущество. Сохранена нулевая ставка НДС на авиаперевозки в Крым, что позволит удешевить авиабилеты и увеличить туристический поток на полуостров. Кроме того, по инициативе депутатов нашей фракции, в том числе представляющих Республику Крым и Севастополь, для наших производителей вина и шампанского ставки акциза сохранены на прежнем уровне, в то время как для остальных категорий они существенно выросли. Отмечу, что в первоначальной редакции поправок в Налоговый кодекс, которую предложило Правительство РФ, предлагалось поднять акциз для всех категорий, но мы не согласились с такой позицией.

- Всегда ли удаётся сформировать у представителей федеральных органов власти понимание специфики наших крымских проблем?

- Выступая впервые с думской трибуны, я обратился к представителям всех фракций с призывом сохранить в нынешнем созыве Госдумы так называемый «крымский консенсус», сформированный нашими предшественниками. Могу с удовлетворением отметить, что пока это удаётся: наши проекты законов, как правило, получают консолидированную поддержку депутатского корпуса. С представителями Правительства РФ также стараемся совместно искать пути решения проблемных вопросов. Так было при принятии проекта закона о продлении для Республики Крым и Севастополя особого порядка регулирования тарифов на жилищно-коммунальные услуги. Сегодня крымчане платят за тепло, воду, вывоз мусора меньше, чем жители других регионов страны, и это, на мой взгляд, справедливо, потому что зарплаты на полуострове тоже в среднем ниже, чем на материке. И хотя задачу постепенного доведения коммунальных тарифов до экономически обоснованных никто не отменял, их резкий рост недопустим, поскольку это ударит по благосостоянию граждан. В декабре Госдума приняла проект соответствующего федерального закона, в соответствии с которым особый порядок формирования тарифов для Республики Крым и Севастополя будет действовать как минимум до 2018 года, а в сфере газоснабжения - до 2020 года, что позволит обес­печить постепенный переход на общероссийские стандарты тарифного регулирования.

- На прошлой неделе наша газета писала о том, что вы представили в Госдуме очередной проект закона по Крыму. Каких вопросов он касается?

- На самом деле проектов было два. Один из них направлен на поддержку крымских предпринимателей: он снимает ограничения для субъектов хозяйствования, осуществляющих деятельность в сфере пользования недрами, на получение ими статуса участников Свободной экономической зоны (СЭЗ). Госдума одобрила его в первом чтении в прошлую среду. Напомню, что в своё время СЭЗ на территориях Республики Крым и Севастополя была создана не только для привлечения сторонних инвестиций в экономику новых субъектов, но и для поддержки местных предпринимателей в непростой для них период адаптации к новым условиям работы, новому законодательству. А между тем сегодня промышленные, сельскохозяйственные предприятия, расположенные на полуострове, которые в производственных процессах используют подземные водные ресурсы ввиду отсутствия иных источников водоснабжения, не могут воспользоваться льготами участника СЭЗ. Мы пытаемся законодательно исправить эту ситуацию.
Кроме того, 27 января Госдума поддержала внесённый мной и коллегами по фракции «Единая Россия» проект изменений в Жилищный кодекс РФ. Мы предлагаем до 1 января 2020 года продлить срок, в течение которого жители Республики Крым и Севастополя смогут воспользоваться своим правом на приватизацию жилья. По этому вопросу также было много обращений в период избирательной кампании, и есть все основания надеяться на его положительное решение в ближайшее время. Суть проблемы в том, что многие граждане по независящим от них причинам не смогут реализовать это право до окончания установленного действующим законодательством срока - 1 марта 2017 года. Продолжается инвентаризация многоквартирного жилищного фонда, его постановка на кадастровый учёт, идёт процесс передачи жилых помещений, общежитий в муниципальную собственность, заключения с гражданами договоров социального найма, которые являются основанием для приватизации жилья. Для того чтобы ускорить этот процесс, в конце прошлого года был введён внесудебный механизм признания права собственности муниципалитетов на объекты недвижимости. Это облегчит для крымчан приватизацию занимаемых жилых помещений, но на реализацию данного механизма нужно время, поэтому мы подготовили соответствующую законодательную инициативу.

- Исходя из всего, о чём вы рассказали, можно сделать вывод о том, что проблем, связанных с интеграцией Крыма в социально-экономическое пространство РФ, меньше не становится.

- Не соглашусь с этим. За неполные три года вхождения Крыма в состав России многие проблемы удалось решить полностью или частично.
К сожалению, не существует конечного перечня этих проблем: сегодня решил одну, а завтра появляется новая. Да и не все проблемы можно «залить» деньгами - многие требуют нормативного урегулирования, и здесь важна оперативная реакция законодателей. Скажем, сейчас мы вместе с Министерством курортов и туризма Крыма ищем варианты, как сохранить возможность функционирования наших мини-отелей. На рассмотрении в Госдуме находится проект, который вводит запрет на сдачу комнат туристам в жилых помещениях. Его принятие фактически поставит вне закона целый сегмент туристического рынка Крыма, обслуживающий большую часть гостей полуострова и дающий возможность удовлетворить спрос на туристические услуги различной ценовой категории. Решить этот вопрос нужно до начала курортного сезона, а очевидного решения, которое бы устроило всех, пока не нашли. И, поверьте, таких вопросов немало. Но крымчане для того и выбирали нас в высший законодательный орган страны, чтобы мы отстаивали их интересы на федеральном уровне. Постараемся оправдать их надежды.

Беседовал

Рафаэль ЗАЛЯН.