Назвать и замостить

Решать эту задачу в крымской столице начали в XIX веке

20 Январь 2016 308
Замощённая щебнем улица Дворянская. Фото с сайта www.simfion.net
Замощённая щебнем улица Дворянская. Фото с сайта www.simfion.net

С возвращением Крыма в Россию Симферополь, как и все населённые пункты полуострова, начал преображаться: асфальтируют улицы, власти подумывают о возвращении им исторических уникальных названий. Между тем, судя по архивным документам, впервые об этих работах в крымской столице - центре Таврической губернии - задумались ещё в первой половине XIX века.

Дайте имя улице
Это сейчас городские власти, планируя, на каких улицах пройдёт ремонт, указывают в перечне Беспалова, Ким и так далее, а в 1835 году, когда в Симферополе впервые в истории появился «комитет по вопросам мощения улиц», планировали проще: «главные магистрали от Перекопского въезда до Алуштинского шоссе; от Севастопольского въезда до Феодосийского выезда». Просто улицы к тому времени не имели официальных названий, немногочисленные горожане (на 1827 год было всего 1264 человека) определяли их по-своему: Базарная - торговые ряды; Армянская, Греческая, Цыганская - по национальности жителей, Кладбищенская - последний приют. А дома и вовсе нумеровались по времени отведённой земли, так что  номер 1 мог находиться от 2-го на расстоянии нескольких домов - между 10 и 25, к примеру. Никакого генерального плана или просто плана размещения домов не было, путаница была большая. И потому осенью 1834 года, как свидетельствуют документы, хранящиеся в Государственном архиве Республики Крым, строительная комиссия занялась перенесением существующего в натуре города на план. Через пять лет он лёг в основу росписи наименований, составленной архитектором П. Григорьевым, и подан на утверждение Таврическому губернатору Матвею Муромцеву. Тот внёс свои правки, и в итоге официальные имена появились у 23 улиц и 4 переулков.
В 1837-м губернатор предписал: «Для лучшего порядка сделать наименование главных симферопольских улиц и заказать 72 жестяные доски, точно такие, какие прибиты уже к обывательским домам. Издержки на сие дума имеет потребить из городских доходов». Во многом названия улиц совпадали с народными: Александровская
(в советское время - Розы Люксембург, ныне восстановившая историческое имя Александра Невского), Губернаторская (Пролетарская), Новособорная, Московская (Карла Либкнехта, ныне вернувшая историческое имя Долгоруковская), Дворянская (Горького), Малобазарная (Некрасова), Мокрая, Тарановская (Жуковского), Полицейская (Карла Маркса), Гостиная (проспект Кирова), Базарная (район сквера Тренёва), Торговая (Самокиша), Жидовская (позже - Еврейская, ныне - переулок Урадова), Греческая (Одесская), Петропавловская (Октябрьская, ныне вернула историческое имя), Госпитальная (Курчатова), Татарская (Футболистов), Цыганская (переулок Днепропетровский), Банная, Мясная, Кладбищенская (Крылова), Армянская (Кавказская), Нагорная (Красная), а также переулки: Узкий, Грязный, Жандармский (переулок Белогорский), Каретный.
Появиться-то названия появились, но таблички на дома не повесили, хотя и изготовили. В июне 1849 года таблички нашлись… в полиции. Их всё-таки закрепили, хотя и не везде, а указатели с номерами домов и фамилиями владельцев оставили на совести последних. Однако то ли совесть была не у всех, то ли денег на изготовление не хватило...
В итоге в 1882 году Таврический губернатор Андрей Всеволожский сетовал: «Объезжая город неоднократно, я заметил, что не на всех улицах есть таблицы с обозначением названия её, на некоторых домах нет досчечек с обозначением нумера и фамилии владельца... нумера домов не разделены по улицам... и доходят до 1400 нумеров». Принять меры предписывалось полицмейстеру: уговорами, штрафами порядок был наведён.
Щебень из Салгира
Хоть и получили улицы официальные имена, но на их облике это отразилось мало. Путешественники, которым довелось побывать в губернском городе, писали о топкой непроходимой грязи и кочках с ухабами. Даже гравия на дорогах не было, чтобы ходить легче. Власть это, конечно, волновало: из членов городской Думы создали «комитет по вопросам мощения улиц Симферополя», работу курировал таврический губернатор Александр Казначеев. План к концу 1835 года разработали: вымостить главные магистрали от Перекопского въезда до Алуштинского шоссе; от Севастопольского въезда до Феодосийского выезда. Ещё через год определили исполнителя - инженер-поручика Н. Коршунова, который снял план улиц и составил смету. На том дело и закончилось: денег не было, хотя комитет предписывал большую часть улиц замостить «самим обывателям за свой счёт». В 1844 году уже новый губернатор Тавриды Виктор Рославец решил открыть подписку «на обязательный сбор денег с жителей города на приведение улиц в благоустроенное положение, ибо они непроходимы от грязи в течение многих месяцев, ноги у большей части жителей беспрерывно мокры и вредныя испарения от грязи сказываются на их здоровьи». Народ деньги собрал, и Базарная, Губернаторская, Дворянская, Полицейская, Московская были замощены. Губернатор проверял лично, пройдя и проехав по новой дороге - совсем как в наше время это делал глава республики.
А в Министерство внутренних дел Российской Империи, курировавшее это направление, посланы «образцы грохоченага щебня, употребляемага на это дело из горных пород и русла реки Салгир».
Через 10 лет началась Крымская война. Симферополь стал госпитальным городом - тысячи раненых свозили в него из осаждённого Севастополя. Дороги под многочисленными обозами не выдерживали нагрузки, оголялись, их размывало в дождь, и вскоре они опять превратились в кашу. Благоустройством занялся губернатор Григорий Жуковский, повелевший замостить мостовые, прежде всего Севастопольское шоссе, устроить тротуары, коих по сути и не было, превратить в дорогу топь у вокзала (ныне там рынок). При городской управе появился новый комитет - по благоустройству Симферополя. Засыпали оставшимся от прошлых работ щебнем Бульварную (Ленина), Губернаторскую, Долгоруковскую, переулок Фабра (Ушинского). На остальные денег не хватило. Город утопал в грязи, увязнуть в ней ничего не стоило, по улицам бродили свиньи, помои выливались прямо на улицу. Тот ещё вид и запах был в столице! «Содержатели магазинов, лавок, трактиров, ресторанов, кабаков, пекарен, харчевен, шашлычень, цирюлен и других подобных заведений позволяют себе выбрасывать сор, помои и другия нечистоты прямо на улицу», «По улицам идет усиленная езда, а они давно не ремонтировались и все находятся в крайне неудовлетворительном состоянии», - писали друг другу чиновники. Но средств не хватало - особой статьи расходов на это не предусматривалось.
И всё же выход нашли: в 1912 году ввели налог - попудный сбор со всех перевозимых товаров. Удалось замостить щебнем Салгирную (проспект Кирова), Севастопольскую, Вокзальную (бульвар Ленина), Александро-Невскую, Воронцовскую (Воровского), Гоголевскую, Кантарную (Чехова).
А через год в центре появился первый асфальт: к 300-летнему юбилею Дома Романовых городская Дума постановила «асфальтировать улицу Пушкинскую - от Александро-Невской до Екатерининской асфальтированными плитками инженера Каннигисера, а другую литым заграничным асфальтом, остальную часть перемостить во всю ширину старым камнем, с обделкой его под кубик».

Наталья ПУПКОВА.