Ямал Ири, Чысхаан и другие
Знакомимся с зимними волшебниками страны

Длинная шуба, боярская шапка, валенки, посох, длинная белая борода, добрая улыбка и главная помощница - внучка Снегурочка. Это наш российский Дед Мороз. Тот самый, который оставляет подарки под ёлочкой (а не в носках, как импортный Санта-Клаус) и уверен, что «делам добрым нет никаких границ и никаких преград». Крымчане, вернувшиеся весной в Россию, теперь точно знают, что живёт добрый волшебник огромной страны в Вологодской области в Великом Устюге. И оттуда он с помощью помощников прислал на полуостров огромную красавицу ель - она установлена в Симферополе на перекрёстке улиц Пушкинской и Горького. Но, оказывается, кроме общероссийского Дедушки Мороза в большой Российской Федерации есть и другие зимние волшебники: у многих регионов - свои.
В Бурятии волшебника зовут Сагаан Убугун - Белый старец. Покровитель долголетия, богатства, семейного благополучия, продолжения рода и плодородия; повелитель людей, диких и домашних животных, владыка гор, земли и воды. Новый год - праздник Белого месяца - в Бурятии празднуют по лунному календарю 19 февраля. Белый Старец приглашает гостей на озеро Байкал. Считается, что если рассказать ему о том, сколько добрых дел совершил в уходящем году, то может щедро одарить здоровьем, любовью и благополучием на новый год. Впрочем, может Сагаан Убугун и покарать за плохие дела, для этого у него в руках - посох с головой дракона.
С карельским Дедом Морозом - Паккайне крымчане уже знакомы: именно он привёз на полуостров подарок со своей родины - ели для наших детсадов, самую большую установили на площади у железнодорожного вокзала в Симферополе. Карельского волшебника и дедушкой не назовёшь - молодой весёлый парень без бороды. По легенде, он родился в начале зимы, во время возвращения торгового обоза в город Олонец, который некогда был административным центром обширной Олонецкой губернии, а по возрасту немного старше Москвы. Родители назвали малыша Паккайне, что в переводе с карельского означает «морозец», словно в подтверждение имени ему нипочём были самые лютые холода. Когда Паккайне вырос, много путешествовал по миру и привозил в свою лавку множество диковинных товаров. С тех пор каждый раз в канун Нового года Паккайне возвращается на родину в образе Деда Мороза.
В Марий Эл волшебник с подарками - Йушто Кугыза - Холодный дедушка. Его сопровождают внучка Лумудыр и волшебница Вувер ака - аналог Бабы-яги.
И празднуют Новый год там дважды - как все, в ночь с 31 декабря на
1 января, и национальный - 22 декабря, в день зимнего солнцестояния. Впрочем, в национальный Новый год, который празднуется неделю и называется шорык-йол («овечья нога»), появляются ещё один волшебник - Васли Кува-Кугыза и его спутница Шорыкйол Кува-Кугыза. Их принято хорошо угощать, тогда они могут поведать о будущем.
В Мордовии волшебников тоже два. Главный - высшее божество Нишке, создавший небо, землю, людей. У Нишке есть две дочери, Кастарго и Вецорго, которых призывают в заговорах от болезней, и жена Нишке-ава.
А на небе у него есть семь волшебных амбаров. В одном живёт Дед Мороз - Мороз-атя, в другом - Дед Мякина, в третьем - пятница, в четвёртом - воскресенье, в пятом - зима, в шестом - лето, а седьмой открывать нельзя, и поэтому никто не знает, что там находится.
В Удмуртии волшебник - маленький из великанов Тол Бабай. Он много путешествовал по миру, знает язык птиц и зверей, целебные свойства растений. Его помощница - Лымынылу. Тол Бабай ходит в фиолетовой шубе, подарки носит в берестяном коробе и учит детей и мастерить кормушки для птиц.
В Чувашии у Хел Мучи есть внучка Юр Пике, исполняющий желания сундук, говорящий самовар и часы с маятником, приносящие счастье.
В Якутии Дед Мороз - Чысхаан - современное воплощение якутского мифического образа Быка Зимы, Повелителя холода. По якутским преданиям, Бык Зимы ежегодно выходит из Северного Ледовитого океана. Когда 8 ноября начинает расти первый рог быка - начинаются и первые морозы. Рог заканчивает расти 21 ноября - морозы крепчают. С появлением 21 декабря второго рога наступают самые сильные холода, они ослабевают лишь 31 января, когда рога начинают постепенно таять. А ещё каждый год Чысхаан даёт общероссийскому Деду Морозу символ холода - прозрачный кристалл. Дед Мороз хранит его у себя всю зиму, а возвращает кристалл в Якутию только весной, после чего и начинается оттепель. Впрочем, есть в Якутии ещё один волшебник - повелитель года Эхээ Дьылу, а у него жена - Королева Зима (КыхынХотун), три дочери - Весна (Саасчаану), Лето (Сайыыну) и Осень (Кухуунэй), внук - Ветерок (Тыалчаан) и внучка - Снегурочка (Хаарчаану). И вообще национальный Новый год в Якутии - в июне: ысыах - «изобилие».
В Ямало-Ненецком автономном округе волшебника зовут Ямал Ири - Дедушка Ямала. Он живёт в волшебном чуме, а в помощниках у него - множество лесных зверей и северная Баба Яга. Он дарит подарки, помогает попавшим в беду и всех по возможности мирит. Своим волшебным бубном прогоняет злых духов, а вместо посоха у него - волшебная лопатка со звенящими колокольчиками.
Пусть каждый из волшебников хранит Россию и принесёт всем жителям здоровье и благополучие в новом году.
КСТАТИ
Общероссийский Дед Мороз не возражает, чтобы свой официальный волшебник появился и на полуострове: «Было бы здорово, чтобы и в Крыму появился свой Дедушка Мороз. Буду только рад».
Кто ещё творит чудеса в регионах?
Алтай - Соок Таадак и его внучка Соок Кызычак.
Башкирия и Татарстан - Кыш Бабай с внучкой Кар кыз.
Кабардино-Балкария - Уэс-Дадэ.
Калмыкия - Аав Киитн.
Осетия - Артхурон.
Ханты-Мансийск - Ишки-Ики