С «рогами» пошёл!
55 лет назад такими возгласами встречали троллейбус

В былые времена по Симферополю ездили более двух сотен троллейбусов, ежедневно перевозящих около полумиллиона пассажиров – почти две крымских столицы. За 55 лет, как этот транспорт пришёл в главный город полуострова, перевезено более 5 миллиардов человек. Сегодня троллейбусов на маршрутах меньше, но пассажиров хватает – экологически чистый и в сравнении с маршрутками дешёвый транспорт симферопольцы ценят. «Крымская правда» узнала несколько фактов о нашем городском троллейбусе.
«Двойка» городу
Троллейбусами симферопольцев сейчас не удивишь, разве что новыми российскими «Тролзами», которыми постепенно пополняется парк КРПП «Крымтроллейбус». А 55 лет назад удивлялись, восторгались и спешили прокатиться все горожане. «Смотрите, с «рогами» пошёл!», - кричали. И напрасно водители объясняли, что не «рога» это, а штанги. 7 октября 1959-го (через 4 месяца после создания троллейбусного управления, которое возглавил Александр Василенко) в первый рейс отправились 9 троллейбусов. Маршрут №2 Вокзал - Марьино: по Перекопской (Гагарина), Автомагистрали, Мичурина (Киевская), Институтской (Ялтинская). А с 1 ноября «двойка» пошла через центр: по улицам Карла Маркса, мимо кинотеатра «Пионер» («Алые паруса», сейчас на этом месте здание Госсовета Республики Крым), Серова, Ушинского, Кирова. Почему именно «двойка» - наверное, уже тогда решили маршрут №1 сделать почти междугородным, отправить на трассу из Симферополя до Перевального. А всего 9 троллейбусов, потому что в парке их в первое время было лишь 40: 30 чехословацких и 10 отечественных.
Одним из первых троллейбус от вокзала повёл Виктор
Евстафьев. Навсегда запомнил
его номер - 135, советская машина. Водители работали в паре с кондуктором, Виктору определили Валентину, а спустя какое-то время они поженились. Кстати, Валентина Николаевна сейчас, пожалуй, единственный долгожитель «Крымтроллейбуса», из тех, кто начинал 55 лет назад.
- Сейчас она работает цент-ральным диспетчером, - рассказывает Георгий СЛАВНЫЙ, создатель и почётный хранитель Музея истории развития электротранспорта республики. - А Виктору Евстафьеву, чтобы не разводить семейственность, дали нового кондуктора - Марию Павлюк. «Крымская правда» писала о них 54 года назад: «Многие симферопольцы хорошо знают водителя троллейбуса Виктора Евстафьева и кондуктора Марию Павлюк. Комсомольцы содержат машину в образцовой чистоте, обслуживают пассажиров быстро и чётко». Мария Васильевна тоже нашла в троллейбусном парке любовь - высококлассного слесаря Анатолия Карева. Обе пары проработали в управлении более 100 лет на двоих.
Маршрута №2 в Симферополе уже нет, но и на вокзал, и в Марьино, и в другие части города можно уехать на машине «с рогами». Стоим на остановке: раньше, между прочим, не более пяти минут ждали, а на остановке «Улица Серова» (район гостиницы «Украина») были самые вежливые ожидающие - в салон входили в порядке занятой очереди. «Рогатый» подъехал, заходим, компостируем билет, и вперёд.
Компостеры и «зайцы»
Кстати, о билетах. Первый билет на троллейбус стоил 40 копеек, через два года, после денежной реформы, - 4 копейки. Вначале их продавали кондукторы, а желающих проехать «зайцем», то есть без билета и при этом трусить, что поймают, не было. И кондукторы - на страже, и пассажирам интересно, какой же номер на билетике будет, вдруг - счастливый.
- Потом перешли на кассы-полуавтоматы, - рассказывает Георгий Славный, - бросаешь монетку, рычаг на себя - и билет выскакивает на компостер. Вначале пассажирам интересно было, но вскоре появились «зайцы», бросавшие просто металлические кругляшки, а касса всё равно билет выдавала. Решили перейти на безкассовую систему: билеты продавали водители, в ларьках, кассах-автоматах на остановках, в магазинах, киосках «Союзпечати», гостиницах. В троллейбусах, вторыми в СССР, симферопольцы установили компостеры - с
1 января 1972-го они заменили кондукторов. Наши мастера компостеры сделали, что работали не в пример лучше заводских, - до сих пор исправно служат. «Зайцев»
поубавилось - пассажиры с удовольствием осваивали новинку, даже по несколько талончиков сразу пробивали.
Но «зайцы» - племя неистребимое: вновь расплодились. В музее есть документы, которые ухитрялись предъявлять контролёрам: то молодой парень прикинется 102-летней старушкой, то член общества «халявы» появится. А кто-то предпочитает собирать талончики: раз пробил - много раз катаешься. Между прочим, зря: оттиск компостера у каждого троллейбуса свой, и меняют их в машинах часто - не угадаешь.
Подстанция и головка
Вместе с троллейбусным парком развивался и Симферополь - появлялись мосты (на ул. Чкалова (проспект Победы), застраивались улицы, по которым пролегал путь. В музее немало подобных снимков: будущая улица Гагарина - лишь дорога да троллейбусные опоры по бокам. Установка опор на Мичуринской: редкие домишки проглядывают сквозь могучие заросли деревьев. Сейчас улица - Киевская: домов много, деревьев - наоборот.
- Сотрудники управления трудились наравне со строителями, - продолжает Георгий Славный. - Монтировали линии, строили подстанции. К примеру, полвека назад специалисты нашего электрохозяйства на 3 месяца раньше подарили городу маршрут №3 - Центральный рынок - Свобода. Строители не успели построить тяговую подстанцию, а троллейбусники смонтировали оборудование на двух прицепах - троллейбус пущен. А повёл первую «тройку» водитель Георгий Булгаков.
Отличились симферопольские троллейбусники - Юрий Байда, Александр Пекелис - созданием безопасной откидной головки: она крепилась шарниром, при срыве штанги не угрожала прохожим и скорость движения помогла увеличить.
«Двойня» и груз
В Симферополе один из старейших подвижных составов в России - средний возраст троллейбусов 26 лет, хотя по нормам рассчитаны они на 10-12 лет работы, но благодаря заботе сотрудников «Крымтроллейбуса» активно бегают и 40-летние машины. На Ангарском перевале памятник - троллейбус, что за 40 лет проехал почти 2 миллиона километров и перевёз 20 миллионов пассажиров. А ещё есть в парке троллейбусы - «двойни», «поезда» - две машины, соединённые гармошкой. Впервые появились в 1975-м: 8 июня
наша газета сообщила: «В обоих салонах есть компостеры для погашения абонементов. В прицепном находится кондуктор. Салоны радиофицированы. Посадку и высадку пассажиров водитель видит с помощью системы зеркал. Сигнал к отправке подаёт кондуктор. Один из таких троллейбусов на маршрут №5 вывел водитель В. Лямзин».
- Если «поезда» до сих пор ходят, то грузовых троллейбусов уже нет, - продолжает Георгий Славный. - Первый подобный запустили полвека назад: возили продукты в Алушту, но в 1990-м такие машины стали нерентабельными.
Герои и династии
Главное достояние «Крымтроллейбуса» - люди. Здесь трудятся целые династии. Как-то подсчитали: 252 представителя 83 династий с полувековым и более стажем. А если складывать трудовой стаж каждого - 6365 лет! Старейшая - Карпинские - 175 лет, зачинатель династии Павел Иванович пришёл в 1949-м слесарем в тогдашний трамвайный парк и почти 30 лет отдал городскому электротранспорту.
Есть у «Крымтроллейбуса» и водители-герои. Нина Круговая, которая ценой своей жизни в 1970-м спасла 42 пассажира из загоревшегося от столкновения с грузовиком троллейбуса; Ирина Овчинникова, которая 10 лет назад в предынфарктном состоянии всё же сумела остановить машину. А уроженец Симферополя водитель троллейбуса Василий Работягов был чемпионом СССР по велоспорту и участником Олимпийских игр 1952-го. А ещё нашу газету и троллейбусный парк связывает имя Леонида Яблонского, фронтового и послевоенного нашего фотокорреспондента, работавшего фотографом в «Крымтроллейбусе» с 1983 по 1987-й.
В город приходят российские «Тролзы», которые смогут проехать некоторое расстояние даже без проводов. Симферопольские троллейбусы уверенно въезжают в свой 56-й год.