Реклама освободит дорогу

Половина билбордов в Крыму должна пойти под снос

30 Октябрь 2014 476
Вопрос демонтажа назрел уже давно.
Вопрос демонтажа назрел уже давно. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Назойливой наружной рекламы, установленной вдоль проезжей части, станет меньше. Крымские власти твёрдо вознамерились очистить полуостров от бесхозных и незаконно установленных билбордов, рекламных растяжек и ситилайтов. Утвердив примерные правила размещения рекламных конструкций, крымский Совмин наделил муниципальных чиновников всей полнотой власти над этим сектором рекламного рынка. Теперь городские власти могут не только решать, где именно можно устанавливать билборды, но и демонтировать их в принудительном порядке.

- Симферополь - наверное, рекордсмен  по количеству незаконно установленных рекламных площадей. Не берусь утверждать, но навскидку могу сказать, что каждый второй билборд установлен здесь с явными нарушениями. Есть такие, что были поставлены без всяких согласований. Просто приезжали ребята и ставили щит на понравившемся месте. Есть конструкции, которые пора демонтировать просто в силу их естественного износа, но они по-прежнему стоят и активно сдаются в аренду. Если по каждому щиту разбираться отдельно, то окажется, что недочёты есть везде. В России к этому вопросу, насколько я знаю, подходят очень серьёзно, - делится переживаниями 28-летний Сергей Поспелов, владеющий в Симферополе маленькой рекламной фирмой, на балансе которой числится 12 билбордов. - Есть нормы, требования ГОСТа и правила размещения рекламных конструкций. Как будут разбираться эти рекламные завалы и кто сумеет после этих разборов остаться на плаву, мне не хочется и думать.
На плаву останутся действительно немногие. Если быть более точным, то продолжат свою работу по большей части те, кому не привыкать работать в рамках действующих законов. Таких, увы, немного. По данным вице-премьера Крыма - министра внутренней политики, информации и связи РК Дмитрия Полонского, около 80% наружной рекламы на полуострове установлено с разного рода нарушениями. Так, в том же Симферополе насчитывается более 3000 рекламных конструкций. Разрешительные документы есть только на 1300 конструкций, и это при том, что в городе их должно быть не больше 600-800. Так что передача муниципальным властям права самостоятельно принимать решение о сносе билбордов - мера разумная.
- Неконтролируемый рынок установки и отсутствие возможностей по демонтажу привело к тому, что количество рекламных конструкций увеличивалось в геометрической прогрессии, - заявил Дмитрий Полонский. - Проблема демонтажа назрела в Крыму давно, и представители муниципалитетов сами заинтересованы в её решении. Мы рекомендовали им заложить средства на демонтаж в местных бюджетах, хотя выполняться эти работы должны за счёт собственника конструкций. После демонтажа они будут вывезены на склад муниципалитета, а потом собственники смогут вернуть их, если оплатят проведённые работы. Эта схема взята из опыта других регионов Российской Федерации.
На тот же российский опыт будет опираться вся крымская система по регулированию рынка наружной рекламы. Тонкости взаимодействия рекламных фирм и государственных структур прописаны в документе, который в правительстве Крыма назвали «Примерными правилами размещения рекламных конструкций».  На основании этих правил, недавно утверждённых Совмином, каждый муниципалитет Крыма должен до 1 марта 2015 года разработать свои схемы размещения рекламных конструкций. Помимо этого уже к 1 января следующего года в каждом городе должен быть утверждён документ, в котором будут прописаны требования, предъявляемые к рекламным конструкциям: внешний вид, размер и т. д. Все ситилайты и билборды будут стандартизированы.
- Предлагается выделить зоны градостроительной значимости, которые будут состоять из исторической и рекламной зоны,  - сообщил нам вице-спикер. - Это означает, что из центральной части городов уберут большие рекламные конструкции, которые уродуют облик исторических кварталов. Тем самым будет создано положительное визуальное восприятие муниципальной архитектуры.
Недавно утверждёнными пра­ви­лами будет введён  запрет на установку и эксплуатацию конструкций на электроопорах, контактных линиях электросети, дорожных знаках, в местах, где они препятствуют нормальному передвижению пешеходов по тротуарам. Помимо этого рекламщики будут обязаны содержать свои конструкции и прилегающую территорию в надлежащем состоянии, не допускать загрязнения, разрывов и коррозии. Проводить экспертизу конструкции и предоставлять её результаты в муниципалитет надо будет не реже одного раза в год.
Российские правила, по которым работает рынок наружной рекламы, можно назвать в целом жёсткими. Так, вся «наружка» находится на учёте, а владельцы рекламных площадей обязаны следить за безопасностью и эстетичным внешним видом конструкций. Требования к размещению рекламы прописаны в ГОСТе, и за их нарушение предусмотрены немалые штрафы. Для юридических лиц они могут колебаться в пределах от 500 тысяч до 1 миллиона рублей. По всему выходит, что украинской вольницы теперь не будет. Пора привыкать работать по закону.  Тем более что местные власти уже приступили к демонтажу незаконно установленных рекламных конструкций. Первые решения по сносу были приняты в Севастополе и Симферополе.
- Сотрудниками отдела рекламы уже сегодня выдано 92 предписания о демонтаже незаконных рекламных конструкций на территории города.  Согласно данным предписаний владельцы рекламных конструкций, установленных с нарушениями законодательства, должны самостоятельно выполнить демонтаж в течение 30 дней. Для лиц, которые самостоятельно не выполнили требования предписаний, демонтаж будет проведён за счёт средств городского бюджета в соответствии с действующим законодательством. При этом хочу предупредить: демонтаж коснётся всех конструкций, установленных с нарушениями действующего законодательства в сфере рекламы, - сообщил нам начальник отдела рекламы Симферопольского городского Совета Александр Черняго.
По его словам, сейчас на территории Симферополя действительно установлено около 3 тысяч рекламных конструкций разного формата. После того, как работы по демонтажу незаконной «наружки» будут завершены, количество билбордов и ситилайтов уменьшится как минимум вдвое. При этом в дальнейшем новые разрешения на установку рекламных конструкций в Крыму будут выдавать только по результатам проведённых торгов, аукционов или конкурсов. То есть рекламное место получит тот, кто больше заплатит.
В проигрыше останутся по большей части те рекламщики, которые привыкли играть не по правилам. Остальным наведение порядка в рекламной сфере только на руку, ведь после большой чистки «предложение» на этом рынке уменьшится, а спрос соответственно возрастёт. Вместе с ним вырастет и стоимость «площадей» на прореженной рекламной грядке.  Муниципальные власти тоже не жалуются. Они ждут, что нововведения существенно увеличат поступления в местные бюджеты. И тем более нет повода для тревог у рядовых крымчан, уставших от обилия придорожной рекламы, портящей облик любого города.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.