Антон и его команда

Как спортсмены во дворах с алкоголизмом борются

30 Октябрь 2014 506
Дурной пример заразителен.
Дурной пример заразителен.

Школьники на переменах и после уроков, мамочки с колясками на детских площадках, мужчины после тяжёлого рабочего дня, пенсионеры на скамеечках у дома - отдыхают, общаются, присматривают за детьми и... выпивают. «Чудная картина, как ты мне родна» - с иронией вспоминаешь строчки классика, когда встречаешь очередную такую «поляну» в пяти метрах от песочницы, в дворовой беседке, у входа в подъезд, а иногда и в самом подъезде. Но есть люди, которые против не только на словах, но и на деле.

Около полугода назад свое­образное решение этой проблемы нашли российские активисты: 1 июня 2014 года в рамках Дня защиты детей в городе Челябинске прошёл необычный рейд, который положил начало общественному движению под названием «Трезвые дворы». Лидер движения фитнес-тренер Антон Худяков признаётся, что не ожидал, что его инициативу поддержат по всей стране.
- Цель: высмеивать выпивающих, стыдить их, позорить. Сначала никто не знал, как общаться с пьяницами. У меня был такой опыт, так как я работал вышибалой в клубе. Я всё взял на себя. Взяли камеру, освоили монтаж, над первым выпуском работали 14 часов. Один парень сделал промо-ролик, и мы выложили его в Интернет. Утром я был удивлён реакцией людей, - делится Антон воспоминаниями.
Так и повелось: активисты движения регулярно собираются, выбирают себе один из «алкогольных» маршрутов, - а их, признаются, в любом городе хоть отбавляй, - и идут наставлять курящих и выпивающих на путь истинный. Лозунг лаконичный: «Совесть имей! Двор для детей!». Действовать стараются грамотно и тактично: подходят к виновникам всей командой и вежливо просят прекратить употребление алкоголя и табачных изделий в общественном месте. Соглашающихся хвалят и благодарят, сопротивляющихся просвещают с помощью распечаток закона РФ о запрете на употребление алкоголя, наркотиков и курение табака в общественных местах.
К разным статьям закона активисты обращаются и для того, чтобы объяснить провинившимся, что такое общественное место и почему их право на частную жизнь не нарушено. К уловкам относятся доброжелательно, но неумолимо: «лимонад» и «сок» в пивных бутылках оказываются в урнах, а если таковых не наблюдается поблизости, участники выдают распивающим припасённые на случай мусорные пакеты.
Общественное движение быстро набирает обороты: в течение лета филиалы «Трезвых дворов» появились во многих крупных городах России: Санкт-Петербурге, Москве, Тольятти, Екатеринбурге, Новосибирске и т. д. В конце лета движение попало и в Крым.
- Мне надоело, что люди пьют на детских площадках и подают дурной пример детям. Я посмотрел, что делают в Челябинске, и вдохновился идеей создать нечто подобное в Крыму, - пояснил Максим Ткаченко, основатель филиала движения в Евпатории, первой команды «Трезвых дворов» в Крыму.
Лидеры движения развернули активную деятельность и пользуются большой поддержкой со стороны молодёжи: по словам Михаила Сидорова, одного из координаторов движения, желающих вступить в ряды современных тимуровцев так много, что приходится проводить отбор. Условия просты: активность, дисциплинированность, здоровый образ жизни и желание помочь своему городу. Евпаторийский филиал успешно осуществляет рейды уже два с половиной месяца и даже готовится стать официальной общественной организацией.
И. о. главы городской администрации Андрей Филонов поддержал идею проекта и готов оказать посильную помощь.
- Градоначальник обещал сотрудничать с нами и даже выделить спортивный зал для занятий, а также наладить связь с полицией. Теперь в планах устраивать совместные рейды на дружинной основе, - говорит Максим Ткаченко.
И действительно, не везде в Крыму деятельность активистов получила должное внимание со стороны властей. Симферопольскому филиалу повезло гораздо меньше. По словам Виктории, одной из участниц движения, в столице Крыма оказывать поддержку без официального оформления власти отказываются, но и с официальным оформлением помогать не спешат.
- Когда я имела удовольствие общаться с нашими «верхами», они вообще не были заинтересованы, более того, как-то странно и с юмором отнеслись к нашей борьбе с алкоголизмом на детских площадках, - делится Виктория.
В итоге симферопольские «Трезвые дворы» пока что вынуждены обходиться своими силами. Однако ребята не теряют надежды. Несмотря на меньшую, чем в Евпатории, активность и властей, и молодёжи, активисты уже второй месяц продолжают осуществлять свои рейды и радуются маленьким успехам: с гордостью сообщают, что, например, в одном из дворов на улице Генерала Родионова, где движение провело разъяснительную работу, перестали открыто употреблять спиртное.
Среди населения идеи общественного движения воспринимаются неоднозначно. Многие считают подобные акции «правым делом» и поддерживают ребят, однако есть и те, кто считает такую деятельность бессмысленной и даже противозаконной. Тем более нет единодушия среди тех, кто попадает в видеосюжеты рейдов. Нарушители, независимо от пола и возраста, часто не стесняются в выражениях, а иногда пытаются решить вопрос силой.
А взаимопонимание с представителями полиции, как оказалось, - вопрос счастливого случая. Антон Худяков поясняет, что плохие полицейские встречаются гораздо чаще хороших: приезжают «из-под палки», забирают нарушителей нехотя, а иногда просто выпускают в соседних дворах. Не нашли поддержки у правоохранителей и симферопольские активисты.
А вот «Трезвые дворы» Евпатории уверяют, что отношения с полицией у них - самые добрые.
На такое расхождение в отзывах сама полиция отвечает однозначно: мол, делаем, что положено.
- Сотрудники правоохранительных органов в рамках осуществления своей деятельности контактируют с представителями различных общественных организаций, но всегда в рамках общественного законодательства, - комментирует ситуацию представитель пресс-службы МВД Крыма.
С каждым рейдом крымские борцы за здоровый образ жизни стремятся совершенствоваться, улучшать навыки общения с пьянчугами, уравновешенно и тактично доносить свою трезвую гражданскую позицию до тех, кто, кажется, забывает о том, что дурной пример заразителен.