Часовня, каблук и «Белый лебедь»

140 лет назад в Крым приехал первый поезд

29 Октябрь 2014 642
Строительство вокзальной башни с часами./Фото с сайта simfion. net
Строительство вокзальной башни с часами./Фото с сайта simfion. net

«С первого пути отправляется...»: провожающие суетятся, всматриваясь в окна вагона, уезжающие поудобнее устраиваются на полках. Перестук колёс по рельсам, гудок, и пассажирский состав убегает вдаль. Вон тянется, кажется, бесконечный грузовой состав - вагоны, цистерны. На соседнем пути готовится к отправлению электричка. Электровозы, тепловозы, составы, маневровые, вагоны, платформы... Царство железнодорожников. Оно обосновалось в Крыму 140 лет назад.

Благодаря Губонину

О том, что крымский курорт Гурзуф состоялся благодаря меценату Петру Губонину, мы рассказывали 30 сентября. Но полуостров обязан Петру Ионовичу не только курортом, но и железной дорогой. О её строительстве заговорили после Крымской войны, когда столкнулись с проблемой перевозки множества раненых воинов, - обозы с ними в госпитальный Симферополь с поля Альминского сражения двигались более недели. Однако решение о строительстве одной из веток Московско-Курской железной дороги принято 9 мая 1871 года. Так как подрядчиком Московско-Курской был Пётр Губонин, ему и доверили заботу о рельсах в Крым.
Новая дорога получила название по направлению: Лозово-Севастопольская (сейчас Лозовая - город в Харьковской области).
- Общая протяжённость - 614 вёрст, примерно 665 километров, - рассказывает Наталья Егорова, начальник отдела Государственной архивной службы Крыма. - Первый участок - Мелитополь-Симферополь сдан 27 октября (по новому стилю) 1874 года. Кстати, предполагалось, что дорога не зайдёт в Симферополь, но землевладельцы бесплатно предоставили территорию на осушённой болотистой окраине Симферополя.
И хотя «пробный» товарный пришёл в Симферополь ещё 14 июня 1874-го, официальным днём рождения дороги считается 27 октября, когда пришёл пассажирский поезд - 5 вагонов и паровоз. Их ходило 2 в день, ещё 4 - товарных, привозивших в Крым зерно и уголь, потом, с развитием местной промышленности – винзавода Христофорова, фабрик Абрикосова, братьев Эйнем, в обратный путь увозили крымскую продукцию. В 1874-м дорога прошла через деревушку Джанкой. Спустя год её продлили до Севастополя, вокзал там появился на Пересыпи, где болота, засыпанные грунтом, высвободившимся при строительстве здания адмиралтейства. В 1892-м дорога дошла до Феодосии, в 1900-м - до Керчи, а в 1915-м - до Евпатории. Несколько названий сменила - Екатерининская, Сталинская, Приднепровская,  Крымская. А ещё история и музей Симферопольского железнодорожного узла, созданный 47 лет назад Петром Байковым, сохранили имена одного из первых машинистов - Филиппа Киреева и начальника депо в конце XIX века Оттона Чёрного.

Визит императора

- Вокзал в Симферополе был промежуточной станцией, - рассказывает Александр Белов, автор сайта «Симферополь. Вчера и сегодня». - Чтобы попасть, например, в Ялту, пассажиры ехали до Севастополя, а затем по морю - так быстрее. В Симферополе из вагонов выходили разве что сами горожане, вернувшиеся в Крым.
А вот желающих уехать на поезде хватало, хотя билет до Москвы, к примеру, в первое десятилетие минувшего века стоил около 35 рублей. В 1913-м,
для сравнения, чуть меньше была месячная зарплата повара на фабрике Алексея Абрикосова (в советское время - консервный завод имени Кирова) и купить на неё можно было три кило зернистой икры.
- Сохранились фотографии дореволюционного вокзала, - продолжает Александр Белов. - Вместо нынешней башни с часами - водонапорная, часовня (примерно там, где сейчас автостанция) в память «чудесного спасения цесаревича Николая Александровича», будущего императора Николая II, на которого в 1891 году было совершено покушение.
Кстати, на открытие нового здания в начале прошлого века Николай II приезжал. Обычая перерезать ленточку тогда ещё не было, но очевидцы вспоминали, что император очень внимательно осматривал новое здание, помолился в часовне.
Таким, как увидел последний российский император, вокзал Симферополя просуществовал до 1944-го. За это время в истории дороги появилось немало известных и забытых ныне имён. Революционер 1905 года Алексей Шаталов,  отец первого редактора нашей газеты, тогда «Таврической правды», Виктора. Яков Чёрный, создавший 95 лет назад первый в Крыму партизанский отряд, Пётр Дзюбанов, один из первых на полуострове комиссаров. Иосиф Бахус, по распоряжению Ленина перевозивший хлеб с Урала голодающим Москвы, Пётр Карпов, подпольщик, взорвавший в 1918 году в депо немецкий бронепоезд, Александр Пискунов, воевавший на Халхин-Голе. Николай Сидоренко, один из первых награждённых орденом Трудового Красного Знамени РСФСР. Здесь начинали Герои Советского Союза Амет-Хан Султан и Михаил Мальченко, врач Александр Блискунов. В годы Великой Отечественной немало подвигов совершили железнодорожники: Михаил Галанин и Евгений Матюш, водившие бронепоезд «Железняков», Павел Виноградов, Евгений Зубцов, Фёдор Верзулов, Михаил Блинов, Виктор Ефремов - солдаты, партизаны, подпольщики, отдавшие жизни за людей. Уже в наши дни, в 1988-м, за людей погибли Анатолий Черных и Александр Данилов, спасшие пассажиров во время аварии на перегоне.

Спецпоезд вождя

Во время войны дорога, точнее, идущие по ней составы стали главной мишенью авиации - фашистской до ноября 1941-го и советской до весны 1944-го. Отступая, фашисты взорвали здания вокзалов в Симферополе, Севастополе, Керчи, Евпатории. После войны всё отстраивали заново. Севастопольский, к примеру, восстановили в 1950-м, симферопольский - годом позже.
А 20 апреля 1944 года, через неделю после освобождения, «Красный Крым», так тогда называлась наша газета, писал: «Железнодорожники всех служб расчищают и ремонтируют пути, оборудование». В начале мая движение по всем направлениям восстановлено, а через два года начали строить новый вокзал. Ведь Крым считался «Всесоюзной здравницей», и каждый советский гражданин имел право отдыхать здесь. Путь на Южный берег уже лежал по железной дороге до Симферополя (Севастополь стал закрытым городом), автобусами, позже троллейбусами на ЮБК. Вокзал называли – «ворота Крыма», а над выходом на перрон появилась надпись «Здоровье каждого - богатство всех».
- Строили из белого инкерманского камня, - говорит Наталья Егорова, -  и прозвали вокзал «белым лебедем». Автор проекта - Алексей Душкин, уже отметившийся в Москве несколькими станциями метро. Кстати, он проектировал и вокзал в Евпатории. Алексей Душкин неоднократно приезжал в Крым, интересовался историей первого симферопольского вокзала. Симферопольцы вспоминали, что Алексей Николаевич был очень образованным и тактичным человеком.
А ещё настоящим творцом: появились миниатюрная копия античного храма на крыше главного здания, там, где флагшток. Если смотреть из Итальянского дворика, он виден, а если уйти дальше за арки - нет. На циферблате башенных часов появился уникальный зодиак: знаки перепутаны, нет Тельца, Девы и Весов, но есть созвездия Гончих Псов, Лебедя и Змееносца. Считается, что так зашифрована уникальность Крыма. Придумал архитектор и как спрятать водонапорную башню – замаскировал под башню с часами.
- Уникальный снимок предоставил Леонид Юрчишко, - рассказывает Александр Белов. - Монтаж водонапорного 250-кубометрового бака на 17-метровой отметке башни вокзала был сделан бригадой Чудновского, Когута, Коломиеца и Юшко. Рабочие стоят на верхней части строящейся стены башни, за спинами виднеется бульвар Ленина. Часовой механизм позже, когда стены стали выше, разместился над водонапорной ёмкостью. Мой отец Владимир Белов, 40 лет проработавший на железной дороге, рассказывал, что за часовым механизмом долгое время следил Владимир Дробязко, а бой часов передаётся через усилители в куполе.
Появились на перроне и привокзальной площади нового симферопольского вокзала и памятники Сталину. Не случайно
1 февраля 1945-го на разрушенный вокзал прибыл спецпоезд, в котором Иосиф Сталин приехал в Крым для участия в Ялтинской конференции стран-союзниц.
- Большой памятник стоял на Привокзальной площади, - вспоминает жительница Симферополя Валентина Свиридова. - К нему в марте 1953-го пришли тысячи горожан, когда узнали о смерти Иосифа Виссарионовича. А на перроне, за зданием вокзала, -
бронзовый. Если встать на цыпочки, можно было к нему прикоснуться. Бронзовые каблуки вождя были начищены до блеска: считалось, что дорога будет лёгкой, если перед отъездом потереть их, а у горожан эта примета означала успех в важном деле.
В наши дни, чтобы дорога была лёгкой, бросают монетки в фонтан в Итальянском дворике, а горожане, проезжая мимо башни с часами, по привычке сверяют время с главными курантами Симферополя. Спустя 140 лет после прибытия первого поезда жизнь на Крымской железной дороге и её вокзалах продолжается.