Никита Михалков: «Солнечный удар» - идейное продолжение всей моей жизни

Не так давно мэтр приезжал на полуостров - поделиться своими идеями по возрождению Крыма как колыбели русского кино и о его вкладе в дальнейшее развитие кинематографа. На этот раз он представил крымчанам свою новую картину. Сделал это, как всегда, с феерическим блеском. А после просмотра признался: «Я чувствовал замершее дыхание зрителей. А это дорогого стоит…».
- Никита Сергеевич, документальный фильм «Русские без России», который вы снимали несколько лет назад в Алуште и Севастополе, посвящён судьбам реальных эмигрантов «первой волны» - уцелевшим в горниле Гражданской войны и покинувшим Родину военачальникам, офицерам, казакам, писателям, философам, композиторам и музыкантам. Новый фильм - художественный, с героями вымышленными, но, такое впечатление, что он является идейным продолжением документального цикла. Это так?- Я бы сказал: продолжением всей моей жизни, а не фильма. Тема эта волнует давно, в той или иной степени я касался её в своём творчестве всегда, неважно, какой фильм снимал: «Обломов», «Механическое пианино», «12» или «Сибирский цирюльник». Меня интересует моя страна в разных эпохах, в разных ипостасях своей жизни. Поэтому «Солнечный удар» не есть сиквел какого-то произведения - это продолжение моего разговора с моим зрителем о стране, в которой живём. Нам надо понять, что мы наделали с собой и как из этого выходить. Мы не стали другими, к сожалению. События нынешние на Украине - ещё одно тому подтверждение. Герой картины мучительно размышляет: «Как это всё случалось?». И мы вместе с ним мелочами, деталями, тонкостями ищем ответ, подводя к финальным словам его товарища: «Своими руками всё это сделали - такую страну развалили!». - Почему местом съёмок стал не Крым, а Одесса?- Потому что в своих дневниках «Окаянные дни» Бунин описывает события на Юге России, в Одессе. Там я и пытался найти пристань, которая виделась автору «Солнечного удара» в приморских Альпах, когда он писал трогательную историю, «странное приключение», как выразился герой рассказа. - Как пришла идея соединить «Солнечный удар» и «Окаянные дни» - такие разные по темам, по настроению произведения? - К этому я шёл 37 лет. Снять «Солнечный удар» мне посоветовал много лет назад замечательный кинокритик, киновед Владимир Дмитриев. То ли после «Рабы любви», то ли после «Механического пианино» он сказал: «Снимешь «Солнечный удар» хотя бы на 30 процентов, как написано, считай, что ты режиссёр». Бунин тогда был не в чести, не ко времени. Но, снимая что-то другое, я постоянно возвращался мыслью к совету Дмитриева. И понял, что только история романтической любви нынче мало полезна, так скажем. Поэтому и пришло решение соединить короткий и совершенно гениальный рассказ о летнем сумасшествии с такими же сумасшедшими, но уже совсем по-другому, дневниками униженного, оскорблённого человека, великого писателя Бунина. Кстати, рассказ написан после «Окаянных дней» - это очень важно для понимания мысли писателя.- В фильме есть явные отсылки: в какой-то момент вдруг подумалось о сыне Ивана Шмелёва Сергее, который так же, как герои вашей картины, поверил красным, пришёл на пункт сбора белых офицеров и был расстрелян вместе с сотнями таких же, как он...- Вы правы, так оно и есть. Павлин, гуляющий по пустому городу и получающий пулю в грудь от проезжающего на трамвае красноармейца, - поклон Ивану Шмелёву. Есть отсылки к Чехову и Эйзенштейну. - Легко угадывается Потёмкинская лестница, но почему-то без Дюка…- Потому что в титрах у нас просто Юг России: не имеем права подставлять одесситов, которые с нами работали. Ведь после того, что в Одессе произошло, на них вполне может обрушиться мерзость отвратительной ксенофобии, порождения ненависти украинских властей ко всему русскому. Вот и пришлось стереть памятник Дюку, чтобы не было никаких ассоциаций. Из соображения безопасности большого количества прекрасных людей, помогавших нам снять эту картину. - Среди ярких образов в картине фигурирует палач Бела Кун, имя которого до сих носит одна из улиц Симферополя. Что вы думаете по этому поводу? - То же, что большинство русских людей: надо дать новое название или вернуть прежнее. Но главное - чтобы не было нового Белы Куна. Остальное пережить можно. - Приглашая на главные роли в такой серьёзной картине молодых актёров, вы рисковали. Чем это вызвано, и оправдался ли риск?- На риск шёл осознанно. Во-первых, мне интересно делать звёзд, а не только пользовать тех, которые уже сделаны. Во-вторых, совершенно убеждён, что народ хочет видеть новые лица на экране. Собственно, поэтому я и открываю годичную академию для уже имеющих образование, но ещё нуждающихся в наставлениях профессионалов высокого класса. Благодарен ребятам, которые доверились нашей съёмочной группе. Они проявили настоящий стоицизм, а главное - отсутствие «золотой» мечты прославиться и поскорее начать давать автографы. Убеждён, и говорю это совершенно официально и открыто: как бы ни отнеслись к картине, мы присутствуем при рождении нескольких высококлассных новых звёзд нашего кино. Это и Виктория Соловьёва с Украины, и Мартинс Калита из Латвии, и серб Милош Бикович, и москвич Алексей Дякин. С каждым из них можно идти в самый тяжёлый режиссёрский путь. Для меня большое счастье, что в лице молодых актёров получил не только коллег, но и соратников. - Поддерживаете ли идею ректора ВГИКа Владимира Малышева открыть здесь филиал этого учебного заведения? Есть у вас и свои «виды» на Крым, что собираетесь осуществить в первую очередь?- Идея филиала - хорошая и вполне реальная, надо только хорошо продумать преподавательский состав. Мои планы по поводу Ялтинской киностудии поддержали и правительство, и президент России - сделать её «полигоном» для молодой режиссуры, центром молодого кино. Это не значит, что Ялтинская студия будет заниматься только дебютами и дипломами. Она должна стать хорошо оснащённой, мощной кинобазой с правильно организованной работой. Но кинематографическую жизнь должно обновить молодое поколение. Для этого переводим из Москвы в Ялту фестиваль студенческих фильмов «Святая Анна» И, даст Бог, уже следующей осенью запустим в Крыму народный кинофестиваль «Евразийский мост», президентом которого будет Виктор Иванович Мережко. Человек с богатым не только режиссёрским, но и организаторским опытом художественного руководителя Московского Дома кино. - Санкции не помешают?- В определённой степени они-то и диктуют формат нового фестиваля. Но главная его цель - единство кинематографистов Европы и Азии, реальное возрождение кинематографического мира. Особо смелые и с Запада к нам приедут, но, в основном, это будет СНГ, страны Востока, Китай, Индия, Пакистан, Турция, Латинская Америка, где сегодня наиболее живая и молодая кровь. Европа… как бы она ни собиралась в одну кучку, но из сорока стариков одного молодого не получается. А получается хороший дом престарелых, не более того. - В Крыму вы снимали, начиная с курсовой работы. Новые планы есть?- Более благодатного места для съёмок на земле нет. Здесь можно снимать всё. Поэтому и я снял здесь немало. Легко узнать крымские ландшафты в картинах «Свой среди чужих…», «Год, как жизнь». Соберусь снимать про Грибоедова, приеду в Крым, где совершенно спокойно можно соорудить дорогу через Нахичевань в Персию. Сейчас на нашей студии «ТРИТЭ» Николай Лебедев, режиссёр картины «Легенда № 17», работает над картиной «Экипаж», часть съёмок которой пройдёт в Крыму. Главное, чтобы был спокойный мир. Тогда все хорошие задумки осуществятся.
Досье
Актёр, режиссёр, сценарист и продюсер, народный артист РСФСР, председатель Союза кинематографистов России, лауреат премии «Оскар» Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье литераторов Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской. В кино с шестнадцати лет. Учился на актёрском отделении Театрального училища им. Б. Щукина, в 1971 году окончил режиссёрский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии. Фильмы Михалкова «Раба любви», «Свой среди чужих, чужой среди своих», «Утомлённые солнцем», «Жестокий романс» и другие вошли в историю отечественного и мирового кинематографа.