Этот день мы приближали, как могли
Более 20 лет «Крымская правда» вместе с крымчанами боролась за исторический референдум
Завтра, 16 марта, состоится исторический общекрымский референдум, на котором жителям полуострова предстоит определить не только свою дальнейшую жизнь, но и будущее потомков. Реальная возможность провести его появилась только сейчас, а между тем идея определения своего будущего самими крымчанами давняя. Ещё 23 года назад жители полуострова уже решили, как и с кем им быть, но к их мнению не прислушались. «Крымская правда» перелистала страницы прошлого.
От Екатерины
до 1991-го
Год назад на полуострове отметили 230-летие манифеста Екатерины Великой о воссоединении Крыма с Россией, в этом году - 230 лет образования Таврической области под управлением князя Григория Потёмкина Таврического. Уже тогда и Екатерина II, и князь Потёмкин заботились о развитии многонационального полуострова, неприкосновенными признавались вера, права и имущество новых подданных, в частности крымских татар. Князь советовал всем дружелюбное общение с татарами, чтобы «дать почувствовать жителям выгоды настоящего своего положения». И власть делилась поровну, к примеру, первым губернским предводителем дворянства (важная должность в системе самоуправления) стал татарин Меметша бей Ширинский (к слову, равноправие сохранилось и после провозглашения в 1921-м Владимиром Лениным Крымской АССР). Более того, 230 лет назад Блистательная Порта (руководство Османской империи) торжественным актом признала подданство Крыма Российскому престолу. Ни одно европейское государство, да и мировое тоже, не оспорило ни манифест Екатерины II, ни торжественный акт Блистательной Порты.
И Россия вопреки ожиданиям воссоединилась тогда с Крымом не для опустошения полуострова или мщения за погибших в русско-турецких войнах, а с думами о людях, о чём и говорилось в манифесте: «Обещаем свято и непоколебимо содержать их, охранять и защищать». Заявление не осталось просто словами: полуостров стал развиваться, созданы Симферополь и Севастополь, Черноморский флот. Не застопорилось развитие и когда Крымская автономия вошла в РСФСР в составе Советского Союза.
А потом, 60 лет назад, 19 февраля 1954-го, по воле Никиты Хрущёва и молчаливом «одобрямс» властей РСФСР и УССР, не спросив мнения крымчан, да и вообще не поставив их в известность, к тому времени уже Крымскую область (статус Автономной Советской Социалистической Республики потеряла в 1946-м) передали из одной союзной республики в другую.
О том, что живут уже не в РСФСР, жители полуострова узнали лишь 27 февраля. Людей, как игрушку, подарили в знак «300-летия воссоединения Украины с Россией на Переяславской раде». Впрочем, тогда на «в чьём составе» крымчане внимания не обращали - СССР общий. «Подарок» впервые аукнулся в начале 90-х, когда СССР по вине политиков оказался на грани распада. И «Крымская правда» вместе с крымчанами начала бороться за свои права и судьбу.
Дежавю, однако
Когда перелистываешь подшивки газеты почти за четверть века, складывается впечатление дежавю. Нынешнюю ситуацию полуостров уже «проходил». Вот публикация в «Крымской правде» от 18 октября 1990 года. Ещё существовал СССР, но Украина уже приняла декларацию о государственном суверенитете. «Украинский парламент, скомпрометировавший себя в глазах населения бездеятельностью, принял решение, которое подталкивает республику к хаосу. Под давлением националэкстремистов Верховный Совет УССР постановил не подписывать Союзный договор до принятия новой Конституции республики. Осталось удовлетворить ещё несколько требований толпы, чтобы регулярно раздающееся на площади Октябрьской революции по адресу парламента дружное «Ганьба!» сменилось не менее дружным «Слава героям!».
Как в воду глядели, прошло 24 года, и в Киеве на бывшей площади Октябрьской революции - ныне майдане Незалежности - дружно скандируют: «Слава Украине! Героям слава!». Кто «герои» - ясно. Впрочем, уже не «толпа» скандирует, а «евромайдан». Однако по-прежнему решают за всех. Тогда «Крымская правда» так написала об этом: «Но толпа, подогретая националистическими амбициями, не есть многонациональный народ Украины, мнение которого никто не спросил. И уж, конечно, это решение вызовет резко негативную реакцию абсолютного большинства населения Крыма, который 36 лет назад подарен Украине в честь 300-летия её воссоединения с Россией. Тогда, не спросив согласия, оторвали от России, сейчас - от Советского Союза. Судьба Крыма в наших руках, уважаемые земляки. Только мы своим волеизъявлением можем и должны её решить раз и навсегда».
20 января 1991 года решить попытались, проведя первый в СССР референдум. На вопрос «Вы за воссоздание Крымской АССР как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» положительно ответили 93,26% жителей полуострова. Но вопреки стремлениям крымчан видеть себя отдельным субъектом СССР Верховный Совет УССР автономию воссоздал в составе Украины. Хотя, если придираться к терминам, воссоздать Крымскую АССР в составе УССР невозможно - автономией Крым был только в составе РСФСР, а в УССР передан уже областью. Спустя два месяца, 17 марта 1991-го, крымчане уже на всесоюзном референдуме в своём большинстве, как и жители всего Союза, высказались за «сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик». Однако народная воля не выполнена. А в Украинской ССР вовсю «расцветала» независимость, акт о которой приняли 24 августа 1991-го. «Ни США, ни Канада пока не торопятся признать скороиспечённую независимость украинского государства, - писала «Крымская правда» 5 октября 1991-го. - Более того, как отмечалось в комментарии радио «Свобода», Кравчуку (тогда председатель ВС Украины. - Ред.) там недвусмысленно намекнули, что в цивилизованном мире принято вначале советоваться с народом, спрашивать его мнение, а потом уж издавать законы. Украинский парламент поступил как раз наоборот - в августе принял Акт о независимости, а на 1 декабря назначил совет с народом - референдум.
В течение этого (1991-го. - Ред.) года под давлением националистически настроенных кругов, жаждущих украинской «самостоятельности», парламент сдавал одну позицию за другой: создано украинское Минобороны; объявлено о взятии под юрисдикцию Украины пограничных и внутренних войск... Одновременно в республике, особенно в западных областях и в Киеве, идёт нагнетание антирусских, антимосковских настроений. Уже всем ясно: нынешнее руководство Украины фактически вывело республику из состава Союза и с этого пути сходить не намерено. Если, конечно, народ не остановит, на что, впрочем, надежд мало, поскольку к мнению людей, как мы уже убедились, оно прислушиваться не собирается. Из столицы независимой Украины раздаются грозные окрики парламентариев-демократов: прихлопнуть автономию, проучить крымских «сепаратистов». «Сепаратистами» крымчане для Киева остались почти на четверть века - полуостров теперь называют так за действия, подобные тем, которые творила ещё Украинская ССР. Но западные страны, те же США, заняли сейчас диаметрально противоположную позицию: решение крымских властей посоветоваться с народом не вписалось в понятия цивилизованного мира.
Впрочем, крымчане привыкли. Ведь и на всеукраинском референдуме 1 декабря 1991-го нас не услышал официальный Киев.
- Тогда был вопрос: «Подтверждаете ли вы Акт провозглашения независимости Украины?». В Крыму в референдуме приняли участие 67,7% граждан, включая многочисленных военнослужащих и гостей полуострова, - рассказали «Крымской правде» известные социологи и политологи Павел Хриенко и Виктор Харабуга. - Из 1535154 избирателей, внесённых в списки для голосования по Крыму (без Севастополя), «за» высказались лишь 561498 человек, или 36,58%. К тому же проводился референдум, когда ещё существовал СССР, а в статье 3 Закона СССР «О порядке решения вопросов, связанных с выходом союзной республики из СССР» определено: «В союзной республике, имеющей в своём составе автономную республику, референдум проводится отдельно по автономии». Мнение жителей Крымской АССР должны были считать не в общей массе и не причислять к ним гостей полуострова, а вспомнить о референдуме годичной давности, когда крымчане захотели самостоятельно остаться в СССР. Но спустя несколько недель не стало, вопреки народному желанию, и Союза. У крымчан решение их судьбы за них самих вызвало законное возмущение.
В начале 1992-го в Крыму собраны сотни тысяч подписей за проведение нового крымского референдума по вопросу: «Вы за независимую Республику Крым в Союзе с другими государствами?». Но на проведение референдума наложили бессрочный мораторий. Тогда у руководства Крыма не хватило мужества отстоять Республику Крым и её Конституцию 1992 года с широкими полномочиями: в 1994-м Верховный Совет Украины переименовал Крымскую АССР (Республику Крым) в Автономную Республику Крым, затем отменил нашу Конституцию.
Решение
за крымчанами
Впрочем, крымчане и «Крымская правда», главная газета полуострова, продолжали отстаивать свои права. Главный редактор газеты Михаил Бахарев и его заместитель Татьяна Рябчикова были избраны жителями полуострова в Верховный Совет Крыма.
А «Крымская правда» в номере от 12 марта 1996-го писала: «Беззаконие по отношению к Крыму переходит в беспредел. Односторонние действия руководства Украины, предпринятые в последнее время, поставили под вопрос само существование нашей республики.
А Украина, между прочим, обещала быть гарантом крымской государственности, обещала ввести закон о разграничении полномочий. Но, как отмечается в заявлении президиума крымского парламента властям Украины, «шаг за шагом ущемляются права Республики Крым в осуществлении самостоятельной экономической политики. Игнорируются сложившееся в Крыму двуязычие и то обстоятельство, что 83% населения республики является национальным меньшинством, проживающим на Украине. Верховный Совет Крыма, руководствуясь нормами международного права, долгое время сдерживал негативную реакцию большинства крымчан на непродуманные и односторонние действия Украины. Однако в сложившейся ситуации, чреватой ликвидацией республики, Верховный Совет Крыма заявляет, что оставляет за собой право на снятие моратория на проведение референдума о статусе Крыма, восстановление Конституции Республики Крым от 6 мая 1992 года, которой предусмотрено строительство взаимоотношений Крыма и Украины на договорной основе». Впрочем, депутаты парламента, руководствуясь какими-то своими идеями, решение и мнение крымчан тогда не поддержали, всего
3 голосов не хватило, чтобы поднять в 1996-м вопрос о референдуме, подобном завтрашнему.
А власть страны продолжала: украинизация во всех сферах жизни, несмотря на гарантированное Конституциями Украины и АРК свободное развитие русского и других языков нацменьшинств, переписывание истории, героизация пособников фашистов, экономические неурядицы, деньги, заработанные крымчанами, уходящие в Киев, а потом спускаемые оттуда в меньшем количестве, чувство незащищённости и ненужности, не покидающие крымчан все эти 23 года.
Обо всём этом, о попытках бороться, противиться, не предавать прошлое все эти годы писала «Крымская правда» в журналистских материалах, публиковала письма читателей. Не могли, не хотели крымчане мириться с происходящим, организовывались, боролись, приближали, как могли, общекрымский референдум. Право жителей полуострова, гарантированное законами демократии, самим выбирать, как жить и с кем дружить. Крымчане своим мужеством и трудом заслужили это право. Завтра - референдум, которого полуостров ждал почти четверть века. Решение принимать крымчанам.