Нотариальные ответы

Вчера в 12:43 125
Помогут разобраться.
Помогут разобраться. Фото Александра КАДНИКОВА.

Вместе со специалистами Нотариальной палаты Рес­публики Крым продолжаем разбираться в особенностях гражданского и семейного прав. Вместе с нотариусом Симферопольского городского нотариального округа, членом Нотариальной палаты региона Александром ВАНАШОВЫМ выясним: какое наследство считается выморочным и можно ли его вернуть; в каких случаях наследники платят налог за полученное имущество и можно ли дооформить наследство, принимать которое начал очень давно.

Один из наших симферопольских читателей в своё время отказался от наследства, больше никто на имущество не претендовал. «Оно почему-то стало выморочным, - говорит читатель Виктор. - Можно ли сейчас его забрать - больше десяти лет прошло». Как пояснил консультант, забрать такое имущество, когда-то считавшееся наследственным, но оказавшееся ненужным наследникам, теперь уже им нельзя. Выморочным считается наследство, которое не принял никто из наследников: ни по завещанию, ни одной из семи очередей по закону, или же все отказались от него. Тогда имущество переходит в пользу государства, которое уже вправе самостоятельно им распоряжаться. К примеру, если речь о жилье, то оно пополняет фонд для нуждающихся, может быть передано очередникам. Если наследник вдруг нашёлся-решился, а наследство, к примеру, квартира уже признаны выморочным имуществом, то единственный способ вернуть его - предложить выкупить. Но новый собственник, в том числе и муниципалитет, делать это не обязаны. Так что фактически выморочное наследство для потенциальных наследников пропало. Чтобы этого не случалось, надо вовремя, в течение шести месяцев после ухода наследодателя, подавать нотариусу заявление о желании принять наследство.
Читатель из Керчи, Николай Иванович, просит пояснить, платят ли наследники налог за получение имущества. «Ведь это же доходом считается, а значит, налог надо платить. По какой тогда ставке и есть ли льготы?». По общему правилу, уже два десятилетия наследники, хоть по закону, хоть по завещанию, при оформлении наследства не (!) платят налог на доходы физических лиц. В большинстве случаев: если речь идёт о наследовании, хоть по закону, хоть по завещанию, недвижимого и (или) движимого имущества, этот налог на доходы не платится.
Если же наследуются вознаграждение, выплачиваемое наследникам авторов произведений науки, литературы и искусства или же патентообладателей изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, то налог на доходы физических лиц оплачивается - по ставке от 13%, в зависимости от суммы наследуемого. Также, продавая унаследованное до истечения минимального срока с момента ухода наследодателя, трёх лет, наследник будет платить такой налог. Кроме того, потом уже новому собственнику придётся платить ежегодно за это имущество имущественные налоги, в зависимости от унаследованного - недвижимость, транспорт, земля, но это уже не компетенция нотариуса.
Налог на наследство, доходы, НДФЛ, не надо путать с государственной пошлиной, теперь - федеральным нотариальным тарифом, что обязательно, наряду с региональным тарифом, плата за услуги нотариуса правового и технического характера уплачивается при оформлении наследства.
- При получении свидетельства о праве на наследство наследник оплачивает и региональный тариф, ежегодно устанавливаемый общим собранием Нотариальной палаты, в нашем случае - Республики Крым, - поясняет нотариус, - и федеральный, определяемый Налоговым кодексом Российской Федерации. Федеральный, госпошлина, зависит и от степени родства наследника, и от стоимости наследуемого имущества. При этом по оплате есть и льготы.
Евпаторийка Ольга по завещанию, ещё в бытность полуострова в составе Украины, получила дом в селе Сакского района и автомобиль; его оформила в собственность, а жильё - нет. «На машину получила свидетельство о наследстве, а вот на дом тогда документы так и не собрала; теперь хочу продолжить, но даже завещания не сохранилось, - рассказывает читательница. - Можно ли продолжить оформление, или по российским нормам уже право утрачено?». Как пояснил нотариус Александр Ванашов, если однажды вы уже начали оформлять наследство, то право на него не потеряли - можно дооформить уже по нормам российского законодательства. Положения о наследовании по завещанию в нём во многом схожи с такой же нормой украинского законодательства. Наследодатель дал распоряжение об имуществе в вашу пользу, шестимесячный срок для принятия вы тогда не пропустили, заявление подали, факт родства подтвердили и даже уже часть имущества оформили - всё соблюдено и время не упущено. Оригинал завещания хранится теперь в заведённом тогда наследственном деле - у нотариуса, который тогда начал оформление. Обратиться можно или к нему, или, если не работает уже, то к любому нотариусу, чтобы помог получить наследственное дело из нотариального архива. И продолжил оформление вами наследства на дом, после этого получите на него уже дополнительное свидетельство о праве на наследство, по нормам российского законодательства.
Ответ нотариуса на иные тематические вопросы читателей - в следующем выпуске рубрики.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.