Дропперы атакуют

Вчера в 23:56 140
Пожилых людей пытаются обмануть чаще всего.
Пожилых людей пытаются обмануть чаще всего. Фото Александра КАДНИКОВА.

В последние годы в России активно развивается новый вид киберпреступности, связанный с деятельностью так называе­мых дропперов. Это люди или группы людей, которые выступают посредниками в схемах отмывания денег, полученных преступным путём, а также участвуют в других незаконных операциях. Их деятельность наносит серьёзный ущерб как обычным гражданам, так и бизнесу, а правоохранительные органы постоянно ищут способы противодействия этой угрозе.

Кто такие дропперы?

Дропперы (от англ. drop - «передача, сброс») - это посредники, которые помогают преступникам обналичивать и переводить незаконные средства, оставаясь в тени. Чаще всего они работают в рамках сложных финансовых схем, где их роль заключается в приёме «грязных» денег и их дальнейшей легализации через банковские счета, криптовалюты или покупку товаров.

Обычно дропперы не являются организаторами преступлений, а лишь исполнителями, которые за небольшой процент от суммы соглашаются проводить транзакции. Их вербуют через интернет - в закрытых чатах, на форумах или через соцсети. Часто в эту сферу вовлекают студентов, безработных или людей в сложной финансовой ситуации, обещая им лёгкий заработок.

Основная задача дроппера - сделать так, чтобы деньги, полученные от мошенничества (например, от обмана пенсионеров, взлома банковских карт или вымогательства), стали «чистыми» и их нельзя было отследить. Для этого используются разные методы. Например, открытие подставных банковских счетов - дроппер регистрирует карту на своё имя, принимает переводы, а затем снимает наличные или переводит средства дальше. Допустима и работа с криптовалютами - через дропперов преступники покупают биткоины или другие цифровые активы, чтобы скрыть происхождение денег. Бывает также покупка дорогих товаров - например, техники или ювелирных изделий, которые потом перепродаются. Участие в схемах обналичивания - и тут дропперы могут входить в цепочку из множества посредников, через которых деньги «перебрасываются» между счетами, чтобы запутать следы. Часто дропперы даже не знают, откуда именно берутся деньги, но догадываются, что имеют дело с незаконными операциями. Однако из-за высокой оплаты (иногда до 10-20% от суммы) многие закрывают на это глаза.

Как становятся дроппером 

Дропом можно стать неосознанно, например, потеряв доступ к банковской карте. Но бывают и другие ситуации, когда человек становится соучастником преступления, не давая себе в этом отчёт.

Ошибочный перевод. Вам неожиданно поступает на карточку 100 тысяч рублей. Затем звонит неизвестный человек и говорит, что случайно перевёл деньги не на тот счёт и просит вернуть их. Вам же предлагает оставить 5 тысяч себе за доб­рую услугу. Согласившись на это, вы можете стать соучастником преступления. Правильно будет в этой ситуации сообщить о неожиданном переводе банку.

Ещё одна схема - просьба снять деньги в банкомате. К вам у банкомата подходит человек и рассказывает, что забыл банковскую карту дома. Он говорит, что ему очень нужны наличные деньги, и предлагает сделать перевод вам на карту, а вы тут же снимете и отдадите. Вроде ничего плохого в этом нет. Но если полученные деньги были украдены, вы можете стать дропом-обнальщиком.

Распространена и работа с переводами. Злоумышленники могут предложить соискателю работу, связанную с переводами или обналичиванием средств, не предупредив, что она касается украденных денег. Работник в таком случае становится соучастником преступления.

Намеренно виноват

Сбербанк провёл собственное исследование «Анализ системы вывода денежных средств, похищенных у граждан», в ходе которого обнаружил множество вакансий для дропов на теневых площадках. Мошенники заинтересованы в найме дроповодов, которые организуют и контролируют работу дропов в отдельном регио­не. Требования к работникам предъявляются минимальные, как правило, нужен гарантийный депозит как страховка от кражи средств самим дропом.

Передача своих банковских реквизитов. Дропом можно стать, не занимаясь переводами самостоятельно, а передав злоумышленникам данные своей карты или доступ к «личному кабинету» мобильного банка. По данным «Сбера», в марте 2021 года в даркнете классические карты Сбербанка стоили 9 тысяч рублей за штуку, золотые - от 14 тысяч, а премиальные - от 18 тысяч. В ноябре 2022 года классические карты подорожали и стали стоить от 12 тысяч, золотые - от 40 тысяч, а стоимость премиальных возросла до 100 тысяч. Банк объяснил рост тем, что выявляет дропов среди своих клиентов и пресекает их деятельность, чтобы проводить такие операции стало сложнее.

В первую очередь такая деятельность вредит обычным людям, которые становятся жертвами мошенников. Например, пенсионеру звонят «из банка», выманивают данные карты, а потом украденные средства выводятся через счета дропперов. Также дропперы участвуют в схемах обмана бизнеса - например, при фиктивных поставках или фальшивых инвестициях.

Как с ними борются?

Правоохранительные органы и банки активно противодействуют дропперам, но это сложный процесс из-за анонимности и масштабов явления. Основные методы борьбы включают, например, мониторинг подозрительных транзакций - банки блокируют счета при странных операциях (например, множественные переводы от разных лиц). Допустима разработка законов - ужесточается ответственность за финансовые махинации, вводятся новые статьи УК РФ.

Проводятся оперативные мероприятия - полиция и ФСБ выявляют группы дропперов, проводят задержания и следят за их связями. Ведётся просветительская работа - людей предупреждают, что участие в таких схемах может закончиться тюрьмой. Однако дропперы постоянно адаптируются: используют фальшивые документы, меняют схемы работы, вовлекают новых людей. Поэтому борьба с ними требует не только репрессивных мер, но и повышения финансовой грамотности населения.

Кроме того, в Госдуме на законодательном уровне пытаются ограничить деятельность таких людей.

«Вводя уголовную ответственность не только для финансовых мошенников, но и их соучастников, которые за деньги передают свои электронные средства платежа и таким образом помогают обналичивать похищенные с банковских счетов граждан средства, мы решаем сразу три задачи, - заявляет депутат Госдумы РФ Константин Бахарев. - Во-первых, под угрозой уголовного преследования сокращаем количество так называемых дропперов, которых в нашей стране, по оценкам правоохранителей, насчитывается более полутора миллионов. Важно, что дропперство теперь классифицируется как самостоятельный вид преступления - это упростит расследование уголовных дел и наказание виновных. Во-вторых, мы защищаем от вовлечения в преступные схемы подростков, которых в дропперской деятельности привлекает возможность быстрого и лёгкого заработка. Именно они чаще всего являются доб­ровольными помощниками финансовых мошенников, поскольку имеют право открывать счета и карты в банках с 14 лет (теперь для этого потребуется письменное согласие родителей либо законных представителей - соответствующие изменения в законодательство также приняты Госдумой в эту сессию).  В-третьих, мы перекрываем основной канал вывода похищенных средств, которым как раз и являются банковские карты и электронные кошельки дропперов. Соответственно, у мошенников будет меньше возможностей для их обналичивания».

Мария ЯКОВЕНКО.