Кто такие мерчендайзеры

Наверняка с вами случалась ситуация, когда, зайдя в супермаркет за хлебом и молоком, вы выходили из него с полным пакетом всякой всячины. Почему вы решили потратить больше денег, чем планировали изначально? Потому что вам в этом помогли мерчендайзеры. Они расставили товары на полках таким образом, что вам непреодолимо захотелось их купить. И это не магия. Это результат серьёзных исследований на стыке экономики, психологии и социологии.
Если говорить простыми словами, мерчендайзеры - это люди, которые расставляют в магазине товары таким образом, чтобы у вас возникло желание их купить. Причём не те, которые было бы выгоднее приобрести вам, а те, которые принесут наибольшую прибыль магазину или конкретному производителю.
Мерчендайзинг позволяет выделять товары определённого бренда на фоне многочисленных конкурентов, делать их более привлекательными в глазах потребителей и стимулировать покупки. Так, если товар продаётся по акции и занимает выгодное положение на полке, это подталкивает покупателей принять решение в пользу приобретения именно этого продукта.
Кроме того, грамотное расположение товаров способствует спонтанным покупкам. Например, если рядом с мясной продукцией стоят соусы и приправы, то покупатель, вероятнее всего, вместе с мясом купит и специи. Они могли и не значиться в списке продуктов, но в большинстве случаев мы принимаем решение о покупке уже у полки с товаром.
Полки с шоколадками и жвачками возле кассы - это тоже дело рук мерчендайзеров. Они знают, что после длительного хождения по магазину покупатели устают. Так что вид сладкого, питательного батончика, который волей-неволей приходится наблюдать, стоя в очереди, скорее всего, соблазнит вас, и вы его купите. А если вы пришли в магазин с детьми, то они точно не удержатся от соблазна и уговорят купить что-то сладенькое. Им будет не важно, что до этого вы уже купили килограмм печенья.
Мерчендайзинг - это не просто расстановка товаров на полках, а настоящее искусство, цель которого - сделать каждый продукт максимально привлекательным для покупателей и увеличить продажи. И для этого у мерчендайзеров есть много уловок.
Например, они знают, что товары, расположенные на высоте, удобной для просмотра и доступа, обычно привлекают больше внимания и, как следствие, продаются лучше. Это особенно важно для продуктов с высокой маржой или новинок, которые магазины хотят активно продвигать. Например, в супермаркетах часто можно увидеть, как на полках на уровне глаз размещаются не самые дешёвые продукты, но чаще всего за счёт удачного расположения покупатель выбирает именно их. Хотите сэкономить - опустите взгляд вниз, там найдёте то, что вам нужно по более низкой цене.
А ещё они нередко используют необычные промозоны и специальные стойки с акционными товарами. Это привлекает внимание и побуждает покупателя сделать импульсивную покупку. Эффективное оформление таких зон, включая яркие вывески и привлекательные декорации, усиливает их воздействие. Например, сезонные распродажи часто сопровождаются установкой специальных стоек с яркими товарами в центре торгового зала, что делает их трудно игнорируемыми.
А ещё они умеют влиять на нас с помощью музыки, освещения и ароматов. С их помощью они создают определённую атмосферу в магазине, это изменяет наше настроение и повышает готовность совершать покупки. Например, приятный аромат может ассоциироваться с качеством товаров и повышать желание их приобрести. В бутиках одежды часто используются специфические ароматы, создающие ощущение роскоши и уюта, а в магазинах косметики - ароматы свежих цветов или фруктов, которые стимулируют желание попробовать продукцию.
В арсенале мерчендайзеров сотни подобных приёмов, и чем больше вы о них знаете, тем сложнее вам «запудрить» голову и спровоцировать на импульсивные покупки.