Крымчане, не забудьте сделать «ку!»

29 Март 2025 656
А что, так можно было?
А что, так можно было? Фото автора.

Новый этап российского полуострова, никаких шалманов больше не будет, гуляйте по заповеднику, где хотите. Эти и многие другие слова слышали крымчане с 2017 года, когда начался снос торговых точек на плато Ай-Петри. В конце марта 2025 года здесь снова строительная техника. Но не для того, чтобы снести убогое, а чтобы построить новое, по мнению отдельных людей, прекрасное. Настолько прекрасное, что можно перекопать земли, перед которыми стоит таб­личка со словом «заповедник».

Аборигены, успокойтесь

Если вы хотите оценить масштаб грядущих перемен, то запаситесь нервными клетками. Ехать надо со стороны села Соколиного, и дорога с этой стороны, мягко говоря, не фонтан. Периодически надо красться через ямы, лавировать между ухабами и пытаться не оторвать бампер на очередном выступе асфальта. Зато не встречаются автомобили, совсем. Они могли бы ехать от Большого каньона, но в этом году воды мало, и эта достопримечательность не многолюдна в будний день. Как выяснится дальше - все едут по отремонтированной и удобной дороге со стороны Ялты. Причём не только легковые автомобили, но и грузовики. Особенно «весело» почти уткнуться в него на очередном крутом повороте с ограниченной видимостью. Тут же задаёшься вопросом - куда вы вообще несётесь? Ответ появится на плато, но именно с «бахчисарайской» его стороны. 

Серпантин заканчивается, вы выезжаете на просторные участки, видите «шары» на горе Перепелиной. Это часть небольшого гарнизона отдельного радиотехнического Центра дальней разведки и наведения войск ПВО. Появилась она здесь ну очень давно - в 1951 году. Сейчас выглядит несколько запущенно.

У подножия этого объекта и попадаются первые следы «человека активного». Неизвестного никому гражданина, который получил право перепахать плато, как ему нужно будет. Огромные разрытые участки похожи и на грунтовые дороги, и на полосы под будущие коммуникации.
У одного из участков мы видим огромного размера трубу без каких-либо опознавательных знаков. Что это, для чего, по чьему заказу - неизвестно. Но рядом стоит жёлтая табличка ФГБУ «Заповедный Крым», за которой должны находиться заповедные земли.

Сразу остудим пыл тех, кто захочет обвинить руководство заповедника в халатности или безрассудности - мол, дали растерзать крымскую землю. Вопросы о проведении коммуникаций для масштабных проектов уважаемых людей решают далеко не в Крыму.
И никакое ФГБУ не помешает, если скажут «надо».

Местные жители, конечно, могут тоже возмущаться, писать в прокуратуру, жаловаться в Москву. Но, скорее всего, толку не будет. Аборигены мало кого волнуют, особенно когда речь идёт о потенциальных миллиардных проектах. Главное, чтобы не забывали потом делать «ку!» новым владельцам земель. 

Загадочное строительство

Напомним, как всё начиналось. В 2017 году из каждого утюга трубили о том, что на плато Ай-Петри всё снесут и наведут порядок. Застройка тут началась примерно с 2002 года, когда ООО «Шарм», принадлежавшее ялтинскому бизнесмену осетинского происхождения Чермену Лалаеву, получило на Ай-Петри в аренду на 49 лет участок площадью 2,8 га для размещения магазинов с максимально разрешённой торговой площадью до 5000 кв. м. Но почему-то выросли в итоге различные заведения общественного питания и даже образовалась парковка. Постепенно аппетиты владельцев точек общепита росли - всего через год появился посёлок Охотничье. Его площадь составила 38,2 га, из которых 0,076 га находились под одно- и двухэтажной жилой застройкой, 9,948 га использовались в коммерческих целях, 3,1 га находились под дорогами, 4,1 га - под улицами и площадями, 1,5 га - земли кемпингов, домов отдыха и для проведения отпусков.

Всё могло бы измениться в 2007 году. Тогда к руководству крымским главком МВД Украи­ны пришёл глава Макеевского ГУВД Анатолий Могилёв.
И вот депутаты Верховного Совета Крыма под руководством тогдашнего спикера Анатолия Гриценко решают освободить плато от застройки и включить его в границы Ялтинского горно-лесного заповедника. И уже тогда экологи активно поддержали это решение. Они заявили, что в противном случае Ай-Петринская яйла перестанет быть водосборником, реки и источники обмелеют, реликтовые леса высохнут. Это может спровоцировать новые оползни на Южном берегу Крыма.

Дальше - годы борьбы за землю, бизнес, свой участок. В итоге - снос в 2017 году, а затем обещания, что ничего нового тут больше не построят. Глядя на перерытое плато, невольно начинаешь сомневаться в горячих заверениях чиновников. 

Подробнее о том, как выглядит Ай-Петри сейчас, и какая техника на нём работает, в фоторепортаже на 4-й стр.

Валентина БУЙЛОВА.