Саблы: ботанический сад Тавриды

4 Февраль 2025 375
Усадьба Бороздиных-Давыдовых.
Усадьба Бороздиных-Давыдовых. Фото автора.

Село Каштановое, или Саблы, расположилось примерно в 15 километрах от Симферополя. Когда-то здесь вовсю бурлила экономическая и общественная жизнь полуострова. Прежнее название, Саблы, имеет несколько версий происхождения. Одно из них - это «подбор оставшихся фруктов после уборки урожая». Что вполне логично, ведь окрестности села прекрасно подходят для возделывания садов. Ещё одна версия приводит к первым владельцам поселения, мурзам Собланским, иммигрировавшим в Турцию. Название Каштановое появилось в советское время благодаря каштановой аллее, которая была высажена здесь в XIX веке.

Переходящая история

Возвращаемся назад. Оставшиеся «бесхозными» после отъезда хозяев территории деревень Ашага-Собла, Орта-Собла и Юхары-Собла в 1787 году были пожалованы князем Потёмкиным адмиралу Мордвинову и капитану первого ранга Плещееву.
В 1802 году адмирал продаёт земли Таврическому губернатору Андрею Михайловичу Бороздину. Он же переселил в своё имение, по разным данным, от пятисот до тысячи крепостных из Киевской губернии.

Можно сказать, что при Бороздине деревня Саблы получила максимальное развитие. Он организовал здесь большое количество хозяйст­венных строений, суконную фабрику с выработкой до 15000 аршин сукна в год, кожевенный завод, церковь, хотел возвести химическую фабрику. В имении разводили овец, шелковичных червей. Работала водяная мельница, моловшая муку. А ещё у дороги стояла довольно прибыльная корчма.

Интересно, что генерал-губернатор был увлечён садоводством. Он привлекал к озеленению опытных иностранных специалистов. Известный селекционер-плодовод Лев Платонович Симиренко (который имеет прямое отношение к тем самым зелёным кислым яблокам), говорил, что питомник Бороздина «был первым в Крыму рассадником, из которого все желающие в течение многих лет получали нужные им запасы плодовых деревьев».

Экзотика недалеко от Симферополя

Кроме садов, Бороздин разбил парк и виноградники. В оранжереях хозяин разводил экзотические растения. В 1825 году в имении Саблы побывал Александр Сергеевич Грибо­едов, который после вспоминал здешнюю «Школу плодовых деревьев» и «столетнее алоэ». Виноградников и оранжерей уже нет, а вот двухсотлетний парк остался. Он дарит прохладу даже в самые жаркие дни. Одно время территория парка была заброшена и не привлекала внимания, но сейчас заметно обустройство, есть лавочки, дорожки и даже тренажёры.

Один из путешественников XIX столетия сказал о генерал-губернаторе: «Он первый показал, как на краю Скифии, за стеною Чатыр-Дага, можно быть гражданином вселенной». Красиво. 


Фонтан восстановлен, но не работает. Фото автора.

 


 

 

Бороздин был уволен со службы и, испытывая нужду в средствах, продал Саблы, произошло это в 1828 году. Новой хозяйкой имения стала графиня Александра Григорьевна Лаваль. Если верить ряду источников, то графиня купила имение, думая, что оно находится на берегу моря. Увидев окрестности, она расстроилась и практически не бывала в Саблах, дела здесь вёл управляющий. После смерти Лаваль земли перешли её дочери, Екатерине Ивановне Трубецкой, а после - внучке, Елизавете Сергеевне, взявшей фамилию мужа, Петра Васильевича Давыдова. Семья жила здесь до смерти супруга, затем хозяйка переехала в Симферополь, где прожила ещё 6 лет.

В период Крымской войны господский дом в деревне был отдан под госпиталь русских воинов, о чём напоминает табличка на входе.

Что здесь сегодня?

Главная тенистая дорога приводит к усадебному дому имения. Это интересное двухэтажное здание, с одной стороны представляющее классический образец помещичьего имения, с другой же - в нём словно заметны и восточные мотивы. Дом красивый, аутентичный, его явно стараются содержать в порядке своими, местными, силами (сейчас тут располагается почта, сельский клуб, детский сад). Но их совершенно недостаточно, мес­тами в здании видны прорехи. 

От всего богатства и великолепия прежних хозяев в Каштановом остались господский дом, аллея каштанов, часть парка, фонтан да усыпальница. Фамильный склеп Давыдовых находится недалеко от восстановленного храма на территории села Партизанского. В нём была похоронена чета Давыдовых, однако их останки были выкинуты наружу в первые годы советской власти. Затем усыпальница была сначала складом, а затем трансформаторной будкой.

Практически напротив гос­подского дома можно увидеть неработающий придорожный фонтан с римскими цифрами MDCCCLVII, означающими 1857 - год постройки фонтана. Гончарные трубы, подводившие к нему воду, были уничтожены в 70-е годы, когда здесь начали строить дома. 

Анастасия АЛЕКСЕЕНКО.