Пять пятёрок

Число «пять» психологи и нумерологи называют таинственным и противоречивым, любят говорить о кризисе «пятилетнего возраста», хоть у детворы, хоть в отношениях. А ещё пятёрку считают числом переменчивым и загадочным, энергичным и изобретательным, «людским», ведь у нас по пять пальцев на руках и ногах и пять органов чувств. В учебных заведениях страны, с 1835-го - в империи, а с 1935-го и 1944-го - в Союзе, с переменным успехом действовала пятибалльная система оценок, а в строительстве коммунизма выбрали пятилетний срок от достижений к достижениям… Так что, пятёрка в цифре года, как и любая, в общем-то, цифра, - это отлично и, если верить, к добру. «Крымская правда» перелистала архивные страницы, заглянув ещё в подшивки предшественника, «Красного Крыма», посмотрев-вспомнив, чем полуострову и стране запомнились пять пятёрок - с 1925-го по 1965 год.
Наши «крылья»
В Советском Союзе, начавшем в 1925-м свой третий год жизни, глобальных изменений хватало. К примеру, в составе страны появились сразу две республики из Центральной Азии - Туркменская и Узбекская Советские Социалистические; а ещё северная часть Сахалина вновь стала Российской - после подписания договора о дипломатических отношениях японцы вывели свои войска, оккупировавшие регион два десятилетия назад. И возникла в стране Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков) - переименовали Российскую КП(б), а в армии и на флоте политруки и комиссары появились. И вообще введена обязательная военная служба, с ежегодным призывом трудящихся на оборону СССР с оружием в руках (для нетрудовых элементов - «иные воинские обязанности», тыловое обеспечение), 2 года - сухопутные войска, 3 - авиация и флот. И обязательное всеобщее обучение в этот год, сто лет назад, ввели в Союзе. А ещё 15 января в Нижнем Новгороде вышла в эфир любительская коротковолновая радиостанция Фёдора Лбова, а в начале февраля впервые на страну транслировалась радиопостановка оперы Александра Бородина «Князь Игорь» - прямо из Большого театра, в Москве; в конце года там транслировали премьеру фильма «Броненосец «Потёмкин», к юбилею революции 1905-го. И первые такси по столице страны пошли в июне 1925-го - 16 машин французского «Рено», зато самолёты в небо уже наши поднимались, рекорды ставили.
13 июля завершился месячный «проверочный» перелёт шести советских самолётов «Р-1» (конструктора Николая Поликарпова), пилоты Михаил Волковойнов, Михаил Громов, Аркадий Екатов, Никита Найдёнов, Иван Поляков, Аполлинарий Томашевский провели их по маршруту Москва - Улан-Батор (Монголия) - Пекин (Китай), два самолёта при этом отправились ещё и в Токио (Япония). Спустя четыре дня, 17 июля 1925-го, советский аэростат учёного-физика Александра Фридмана и пилота-воздухоплавателя Павла Федосеенко поднялся на рекордные тогда 7400 метров, пролетев от Ленинграда до Новгородчины, при этом проводились и научные изыскания. Ещё спустя полторы недели, 26 июля, в Киеве поднялся в небо «К-1» (конструктор Константин Калинин) - первый отечественный пассажирский самолёт, четырёхместный; а 26 ноября в первый полёт отправился советский бомбардировщик «ТБ-1» (конструктор Андрей Туполев).
Всё для народа
Обо всех достижениях страны «Красный Крым» Якова Селиса, позже - Аркадия Шпаера рассказывал с того года одновременно с московскими изданиями, ведь в редакции установили специальную радиотелефонную станцию для приёма внутрисоюзной и иностранной информации; а о крымских новостях и рабселькоры во всех уголках полуострова сообщали, и читатели охотно писали. Кстати, у нашей газеты тогда было несколько еженедельных приложений - «Хозяйство Крыма», «К пятилетию освобождения от белогвардейцев» и иллюстрированный журнал «Огонёк», тот самый знаменитый всесоюзный - договорилась редакция с московским издательством. И позволяла себя редакция тогда мечтать на десятилетия, о том, что «к 1935-му на квадратный вершок (один - 4,5 сантиметра) жилплощади будет по 3 радиоприёмника, а в 1945-м вместо тяжёлого электровоза и медлительного самолёта люди начнут передвигаться и транспортировать грузы по радиотелефону. На очереди изобретение летучих домов, механических женщин и электрических милиционеров, усовершенствованы будут резиновые галоши»… Теперь знаем, не сложилось, ни массовости радиоприёмников в квартире к 1935-му, ни летучих домов в 1945-м - только радость побед в Великой Отечественной войне, с германцами и их приспешниками, и Второй мировой, с японцами.
На полуострове новинок тоже хватало, «Красный Крым» рассказывал о том охотно, к примеру, о новшестве во всесоюзном масштабе. Появлении «у самого подножия Аю-Дага санатории «Артек», десятка походных палаток для пионеров», а «в Ливадии, в бывших царских большом и малом дворцах, свитских и министерских домах - санатории для крестьян». Детскую санаторию, созданную по инициативе замнаркома здравоохранения РСФСР Зиновия Соловьёва, возглавил главврач Фёдор Шишмарёв. Она была тогда исключительно для детей рабочих промышленных центров, более 3 тысяч ребят должна была принять за курортный сезон, в том числе и 40 детей рабочих Крыма.
В июле газета писала: «Первая партия детей рабочих Москвы (80 человек) уже закончила свой месячный отдых в лагере, на смену ей из Самары прибыла партия детей самарских крестьян. Весь день распределён по строго продуманному и выполняемому плану. Дети получают 5 раз в день разнообразную питательную и вкусную пищу». Круглогодичный 300-коечный крестьянский санатория в Ливадии открылся по инициативе наркома здравоохранения СССР Николая Семашко, а возглавил здравницу Сергей Кащенко. Набирали на лечение мужчин и женщин «только от сохи» - в первую партию, «на полный двухмесячный пансион, с бесплатным проездом туда и обратно и продуктами на дорогу», взяли из 30 областей, 7 союзных и автономных республик. «Очень мы Советской власти благодарствуем», - говорили крестьяне, дивившиеся праздничному фейерверку в день открытия, морю, паркам, экскурсиям, обстановке, обедам в царской столовой, библиотеке императора и музею с вещами царской семьи, лечебным процедурам и «часам знаний» - в санатории действовали кружки по ликвидации неграмотности, музыкальный, шитья, вышивки, давались концерты, показывалось кино».
Не забывали в Крыму и о своих жителях: получение нового жилья тружениками становится реальностью, строятся дома «по последнему слову техники». Строительство (и восстановление) велось в Симферополе «в районе улиц Пушкинской, Троцкого (Карла Маркса, Екатерининской), Субхи (Крылова)». В домах подразумевались и магазины, а ещё все квартиры были «присоединённые к общей канализационной магистрали, с водопроводом, электричеством и пр. удобствами». При этом тариф на квартплату вводится 13,5 копейки (!) за квадратный метр, средняя зарплата в Крыму сто лет назад - 41-50 рублей. Вообще, полуостров постепенно выбирается из разрухи и боли Гражданской войны. «Торжественно пущено Альминское водохранилище», и решено устроить водопровод от источника Аян. В Дуванкое (Верхнесадовое Бахчисарайского района) «ведётся электрификация», «по Гоголевской, в Симферополе, ремонтируют тротуары», в деревнях под Евпаторией открывают бесплатные курсы физкультуры, а в Балаклаве открылось регулярное трамвайное движение.
Крепнет и связь полуострова с остальными регионами, к примеру, «трудящиеся Тулы изготовили к празднику 5-летия освобождения Крыма от белогвардейцев в дар крымчанам самовар», а на севастопольском Морзаводе заложили лесовоз «Михаил Фрунзе», в память об ушедшем в тот год наркоме по военным и морским делам, председателе Реввоенсовета страны Михаиле Васильевиче - стараниями его и бойцов Гражданская война на полуострове окончилась в 1920-м. крымчане доказывали всем, что они труженики, промышленность и сельское хозяйство возрождалось и развивалось, в регионы страны наша продукция отправлялась, знаменитая розовая соль с Сасык-Сиваша, уголь с Бешуйских копей… А ещё «украшенные узорами различных пород деревянные изделия, чеканные, из тонкой серебряной проволоки, цветного сафьяна, иные предметы, изготовленные бахчисарайскими, симферопольскими и евпаторийскими кустарями», представляли советский Крым на международной выставке декоративного искусства во Франции. В общем, Крым - всегда славен, «отлично» в 1925-м заслужил.