Владельцы танкеров пытаются снизить ответственность

20 Март 2025 234
Из бюджета Краснодарского края на ликвидацию ЧС было выделено более миллиарда рублей. Фото Владимира АНОСОВА.
Из бюджета Краснодарского края на ликвидацию ЧС было выделено более миллиарда рублей. Фото Владимира АНОСОВА.

Владельцы и эксплуатант танкеров, потерпевших крушение в Чёрном море, просят Арбитражный суд Краснодарского края создать фонд ограниченной ответственности за ущерб от загрязнения нефтью. Если суд согласится с их доводами, взыскать с компаний можно будет не более 1,07 миллиарда рублей. А удовлетворить требования истцов за счёт какого-либо другого имущества собственника судна будет невозможно. Такое право предоставляет судовладельцу Кодекс торгового мореплавания. Однако юристы, опрошенные «Российской газетой», отмечают, что у суда могут возникнуть основания отказать владельцам танкеров в создании фонда ограниченной ответственности.

В Арбитражном суде Краснодарского края продолжаются слушания по иску ФГБУ «Морспасслужба» к компаниям «Волгатранснефть» (владелец танкера «Волгонефть-239»), «Кама Шиппинг» и «Каматрансойл» (эксплуатант танкера «Волгонефть-212» и его владелец). Оба судна перевозили мазут и потерпели крушение в Керченском проливе в шторм 15 декабря 2024 года, что стало причиной масштабного экологического ЧП. «Морспасслужба», которая борется с последствиями разлива мазута, требует в суде компенсацию за понесённые расходы по ликвидации ЧС. Сумма пока неизвестна.

Судовладельцы и эксплуатант обратились с ходатайством о создании фонда ограниченной ответственности. Размер фонда составит 1,07 миллиарда рублей, по 533 миллиона рублей на каждый погибший танкер.

- Фонд ограничения ответственности собственника судна является обеспечительной мерой в интересах истца, а также иных лиц, которым причинён ущерб или может быть причинён ущерб в результате инцидента 15 декаб­ря 2024 года. Фонд создаётся собственником судна, - ранее сообщил ТАСС представитель ЗАО «Волгатранснефть».

Возможность создания такого фонда преду­смотрена Кодексом торгового мореплавания. Именно из этих средств истцы могут получить компенсацию, но не более того. Лимит фонда рассчитывается по специальной формуле, исходя из технических параметров судна. В случае удовлетворения ходатайства компании могут сделать взнос в фонд на депозит суда, предоставить банковскую гарантию или иное финансовое обес­печение. В этом случае независимую гарантию готовы дать АО «РНПК» и САО «ВСК».

- Однако суд может отказать судовладельцам и эксплуатанту погибших танкеров в создании фонда, если будет доказано, что ущерб от загрязнения явился результатом их собственного действия или бездействия, совершённых умышленно или по грубой неосторожности, - прокомментировала «РГ» юрист-транспортник, эксперт компании «Векави групп» Екатерина Бурнос.

Андрей УЛЬЧЕНКО.