Поэзия русской земли

25 Февраль 2025 1671
«Портрет девочки». Фоторепродукция Владимира ПЕТРОВА.
«Портрет девочки». Фоторепродукция Владимира ПЕТРОВА.

Ею наполнены картины выдающегося русского живописца Алексея Венецианова. Среди них есть и представленные на выставке в Симферопольском художественном музее, которая посвящена 245-летию художника.

- Экспозиция объединяет 30 произведений живописи и графики из коллекции нашего музея, иллюстрирующих развитие бытового жанра в русском изобразительном искусстве XIX века, - отмечает замдиректора музея Светлана Глазунова. - Центральный экспонат выставки - «Порт­рет девочки», поступивший в фонды в 1953 году из собрания Государственного Русского музея. Венецианов одним из первых обратился к жанровой живописи, к изображению крестьянского быта и родной природы. В 1820-е годы в подмосковной усадьбе Сафонково он создал свои лучшие жанровые картины, серию портретов крестьян. 

Его работы, представленные на выставках в Академии художеств того времени, пленили верным изображением предметов, близких сердцу каждого русского патриота, как говорил писатель, издатель, журналист и редактор, художник, историк, географ прото-славянофильских убеждений Павел Свиньин: «Эти лица, это небо, эти вещи - это всё русское, невымышленное, всё взято с самой природы» - подчёркивал он. 

В историю русского искусства Венецианов вошёл как основоположник бытового жанра в живописи. Ученик одного из ведущих портретистов второй половины XVIII века Владимира Боровиковского, он создал на редкость поэтичные, с романтическим настрое­нием образы современников. 

- Центральный экспонат выставки - «Портрет девочки», поступивший в фонды в 1953 году из собрания Государственного Русского музея, - рассказала на вернисаже экспозиционер выставки Александра Кугушева. - По мнению исследователей, это портрет дочери автора, в который он вложил своё понимание идеала русской красоты, видя его в первую очередь в одухотворённости и внут­ренней нравственной значительности.

В основе творчес­кого метода Венецианова принцип: «ничего не изображать иначе, чем в натуре является» и делать это «без примеси манеры какого-либо художника». 

Искусствоведы отмечают, что традиции реалистического искусства, заложенные Венециановым, прослеживаются в произведениях многих русских художников второй половины XIX века, среди которых Илья Репин, Сергей Виноградов, Иван Шишкин.

Академическое и романтическое направления в русском искусстве первой половины XIX в. представлены редко выставляющимися работами современников Венецианова: блестящего портретиста Александра Варнека, автора картины «Девочка с пуделем», графика Александра Орловского, мастеров городского пейзажа Степана Галактионова и Карла Беггрова.

Доступная по «Пушкинской карте» выставка будет экспонироваться до 9 марта. 

Людмила МИЛИНА.