Посиделки

14 Ноябрь 2024 223
Уроки православия

Ангельские чины

Помогите разобраться с сущест­вующей в ангельском мире иерархией. На иконах не всегда понятно, кто есть кто. Как различать?

Пётр Д.

Первомайское. 

Поможет читателю и всем нам протоиерей Борис. 

Представление о бесплотных духах, одарённых бессмертием, свободой воли, высокими способностями и могуществом, мы получаем по изображениям их на иконах. Называются они серафимы, херувимы, престолы, архангелы, ангелы-хранители.

Серафимы (в переводе с древнееврейского - пламенные) - высшие духовные существа, наиболее приближённые к Богу, поэтому их место вдоль Престола Господа в виде шестикрылых существ с человеческим ликом и телом или только с ликом, без тела, в окружении шести красных крыльев.

Херувимы (с древнееврейского - мудрость) обладают высшей духовной мудростью. На иконах у них человеческий лик, окружённый шестью или четырьмя крылами голубого или зелёного цвета.

Престолы изображают в виде колёс с множеством глаз на ободьях. 

Архангелы наделены миссией возвещать волю Божию, помогать людям принимать решения, сообразуясь с волей Всевышнего. В православии их семь. Михаил - он же архистратиг, то есть главный воитель, Гавриил - муж Божий, Рафаил - исцеление Божие, Уриил - свет Божий, Серафиил - молитва к Богу, Иегудиил - святой, Варахиил - Богом благословенный и Иеремиил - Богом возвышенный. 

Ангелы-хранители - следующий чин. Они охраняют верующего, направляют, помогают во всех благих делах, укрепляя веру в Спасителя. В иконографии представлены в виде крылатого юноши в белом хитоне. С крестом - так как он даётся человеку при крещении, или с мечом - символом духовного оружия и защиты. На некоторых иконах ведёт за руку младенца, который символически отображает душу оберегаемого ангелом человека.

Характерные детали иконографии архангелов: крылья - непременный атрибут иконографии всех ангельских чинов, нимб - символ излившейся на ангелов Божией благодати, зерцало - диск в руке архангела с монограммами Иисуса Христа или с изображением Спаса Эммануила, мерило - посох архангела, который является знаком посланничества; позём - условное изображение земли.

Фигуры архангелов, ангелов-хранителей изображаются и в полный рост, и по пояс, и оплечно.

 

Откровение

«Странное» слово - добросердечность

С некоторых пор полюбила я это слово, которое в детст­ве не понимала, и даже посмеивалась, услышав его.

А виной насмешек была старинная приятельница моей бабушки Анастасии Фёдоровны. Уж так она слово это любила, что оно с уст её не сходило.

- Какая, Фёдоровна, мне продавщица попалась добросердечная: и не обвесила нисколько, и порченные яблочки в сторону отложила.

Или того хлеще:

- Банщик дежурил - добросердечный! Тазики отмыл, аж блестят! 

- Неужели нельзя сказать: «добрая, добрый»? - думала я. Странные эти старики: никак по-современному выражаться не научатся.

И вдруг задумалась над смыслами слов с одной основой - добро. Решила, что «доброта» -  это когда последнюю рубаху с себя человек снимает и другу отдаёт. И утвердилась в этом мнении, как-то прочитав у поэта: «Оружья нет сильней, чем доброта».

В общем, я и сейчас так считаю, прожив большую жизнь и многое в ней повидав, услыхав, узнав. Да и каждый из нас, наверное, примеры высот человечности сумеет вспомнить. И причём тут добросердечность? В которой, признаюсь наконец, всё чаще испытываю потребность! Когда рубахи у нас давным-давно не «последние», и рад бы другу отдать, но и у друга шкаф ломится.

После ухода родителей я вернулась в дом, где жила с ними в детстве. Он, конечно, изменился. Если раньше в нём не было ни одной отдельной квартиры, то нынче - ни одной коммуналки. Сбылась мечта! Уж на что мы с соседями, молодой семьёй, душа в душу жили, но, бывало, причиняли друг другу большое беспокойство. Родился у молодых Серёжка, и мать, Ниночка, часами его укачивала. А у нас, в комнате напротив - гвалт, хохот. Это я привела со двора компанию. Нина однажды даже расплакалась: отчаялась младенца успокоить и нашу орду в чувство привести.

Слава Богу, от таких неприятностей жильцы теперь избавлены. Но появились другие: во дворе теснота из-за машин. Ну а куда прикажете личные авто ставить, как не под своими окнами? В моём детстве, помнится, была единственная на весь дом старенькая «Победа». Принадлежала она отцу, но кто только из соседей хоть разок в ней ни прокатился! Никому не отказал. Да и сам вызывался подвезти, если человек опаздывал.

Сегодня, поверьте, представить такое невозможно. Владельцы дворовых иномарок в твою сторону не посмотрят, даже точно зная, что вам по пути. Ну да ладно - общественный транспорт ходит исправно. Другое удручает больше. То, с чем сама сталкивалась не раз. Иду с тяжеленными сумками в обеих руках. По двору бреду, захожу в подъезд, карабкаюсь на последний этаж, отдыхая на каждой лестничной клетке. А за мной следом -  кто-то из соседей-мужчин, отнюдь не преклонного возраста. Обгоняя, вежливо здоровается, и всё! Как ни вспомнить старого моряка Володю, соседа с первого этажа, установившего до сих пор сохранившиеся поручни у подъезда для моей сестры-инвалида, чего ему никто не поручал. 

Новый сосед, едва поселившись в доме, снёс скамейку - мол, подростки под балконом донимать будут. Сегодня на этом месте его автомобиль.

На днях встретила знакомую, недавно навещавшую родню в российской глубинке. Маленький городок, где побывала впервые, очень по душе ей пришёлся. «Представляешь, каждый говорит тебе «Здравствуйте!». Добросердечные люди!». (Именно это слово употребила!).

Я начинаю забывать уроки старого дома. За исключением, пожалуй, такого (и за это себя хвалю): на дворовую детвору никогда не прикрикну. Как бы ни мешали мне их громкие забавы. Наши «классики», скакалки и «штандер» (была такая игра) издавали шума куда больше! Но его терпели наши мудрые взрослые.

С ответами на вопросы, которые сегодня задаёт мне новый-старый дом, теряюсь. Почему живя скромнее, мы были щедрее? Почему обладая несравненно большим, стали скупцами: не стремимся поделиться даже крупицами - вниманием, приветливым словом? В одном убеждена: если бы добросердечия прибавилось в жизни, то и доброта мало-помалу в рост бы пошла. И кое-где пробила бы толщу нашего нынешнего равнодушия друг к другу. Оружие - доброта, или всё-таки цветок, способный взорвать даже асфальт?

Татьяна Кудрякова.

 

 

Слово – не воробей

Сказки русские - долой?!

Вот уж никогда бы не подумала, что «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» Пушкина вызовет яростный протест каких-то «активистов», обратившихся в Министерство культуры с просьбой запретить её за «пропаганду ЛГБТ». Они, видите ли, усмотрели в фразе «По усам текло, а в рот не попало» скрытый неприличный смысл, который льёт воду на мельницу международного общественного движения, признанного экстремистским, и запрещённого в России. Как тут ни воскликнуть возмущённо: что же это делается такое? И как же на это реагировать?

Мария Климова.

Саки.

Возмущение вполне понятно. А реагировать надо не только улыбкой, но и отповедью подобным «блюстителям» нравственности со знанием дела. Развивая слова заместителя председателя Комитета Госдумы по культуре Александра Шолохова, назвавшего сие бредом. Бред и есть. А бредить так могут только недоучки, не знающие русского фольклора - бездонный колодец, из которого наш великий поэт многое почерпнул.

«И я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало» - классический рефрен хеппи-энда, которым заканчиваются русские народные сказания. Пушкин, кстати, её несколько изменил, чего не заметили ни «активисты», ни работники СМИ, которые приводят именно это народное выражение. У поэта сказка заканчивается словами: «Я там был, мёд, пиво пил, Да усы лишь обмочил». Этой фразой заканчивается и другое пушкинское произведение - «Сказка о Кузьме Остолопе».

Да и не только Александр Сергеевич её использовал. Встречается она у Николая Островского, у Владимира Даля, у Павла Ершова. 

Давайте разберёмся, что же на самом деле таится за словами, ранее ни у кого не вызывавшими скабрёзных мыслей. 

Многие исследователи воспринимают эту фразу, как означающую переход из сказочного мира - в реальный. Особенность жанра сказки - счастливый конец. Зачин в них погружает в мир нереальный: «В некотором царстве, в Тридесятом государстве...», «Жили-были…», в другие, неземные пределы. Это присказка такая, прибаутка, туда отправляющая. Побывали там, пора выходить. А как? Есть традиционное: «Вот и сказке конец, а кто слушал - молодец!». Но не для поэтов простота такая - им образность подавай. Пушкин нашёл её, и в те времена никого не удивив и не озадачив. Всем тогда были понятны коды русского языка, русской литературной культуры, начало которой сказки положили. Побывали во сне сказочном, где мёда и пива полно, да вот только не каждый их, тамошних, отведать может, вот и возвращаемся, не солоно хлебавши, что называется: как и у поэта - «по усам текло, а в рот не попало». Яства сказочные, а роток туда попавших -
реальный: сколько на тот чужой каравай рот не разевай, а отведать не удастся. 

Мудрости и истинной красоте русского слова учиться надо, а не придумывать подоплёку в сказанном народом или великим поэтом не заложенную. 

Рьяным «активистам» одно только посоветовать можно: «Не позорьтесь, образовывайтесь через прекрасные русские фольклор и литературу.

Рубрику ведёт филолог Алексей Велихов

 

 

Память

Попрощались, но не расстались

Нынешний октябрь стал последним в земной жизни постоянного автора нашей газеты на протяжении многих лет Николая Александровича Готовчикова. У общительного, доброжелательного, обладавшего многими талантами было много учеников, ставших друзьями. Среди них - уроженка села Климово Красногвардейского района Вера Ривкина (Норштейн), приславшая эту заметку. 


Таким мы запомним Николая Александровича.

 

 

Если вам доведётся быть в селе Восход Красногвардейского района, где он жил, каждый второй встреченный сельчанин на вопрос: знал ли он Николая Александровича ответит: «Это наш учитель истории, директор школы». Люди постарше вспомнят: «Это же наш председатель сельсовета». Нынешние учащиеся: «Это директор музея истории нашего села». И все они будут правы.

Биография страны тесно переплелась с его биографией. Обычный смоленский паренёк после окончания школы, а затем горного техникума работал в шахте Пермской области, после на Донбассе. Высшее образование получил в пединституте, переехал в Крым, село Восход Красногвардейского района. Работал учителем истории в школе, был её директором. Пользовался авторитетом и доверием сельчан, и они выбрали его председателем сельсовета. 26 лет редактировал многотиражку «Восход». Его любимым «детищем» был народный музей колхоза «Россия», который стал основой для воспитания подрастающего поколения. Он потому и народный, что экспонаты для него собирали и дети, и взрослые. Гости в музей приезжали со всего Крыма и из разных уголков России, оставляли восторженные отзывы после экскурсий, которые проводил Николай Александрович. Музей постоянно пополнялся новым экспонатами, отражающими возникновение и становление колхоза, рассказывающими о сельчанах разных национальнос­тей - участниках Великой Оте­чественной войны.

В трудные 90-е и нулевые больших усилий стоило Николаю Александровичу сохранить музей - частицу истории страны. В этом ему помогали жена, дочь и его бывшие ученики. 

Николай Александрович живо откликался на все события страны, сотрудничал с редакциями газет «Огни маяка», «Крымская правда», «Московский комсомолец в Крыму», в изданиях крымских национально-культурных автономий. Он написал много историко-краеведческих книг, среди которых - о председателях орденов Ленина колхозов «Россия» - Петре Переверзеве и «Дружба народов» - Илье Егудине. Любовью к родному краю пронизаны строки его стихов, идущих от сердца. 

Ветеран образования, культуры и журналистики, почётный гражданин Красногвардейского района, заслуженный журналист РК, лучший муниципальный работник культуры Красно­гвардейского района прожил большую интересную жизнь в 88 лет. С нами остались его 45 книг прозы и стихов, пуб­лицистики. Все его произведения пронизаны любовью к ставшему родным краю, его людям. Музей и книги - лучший памятник Человеку с большой буквы Николаю Готовчикову. 

 

 

 

Фотооко

Фестивальные встречи

Кинофестиваль «Человек, познающий мир» - это не только показ лучших российских игровых и художественных фильмов, творческие встречи, но и увлекательные путешествия членов жюри и авторов представленных картин в поисках новых локаций будущих съёмок и персонажей. 


В этом году члены жюри москвичи актриса Валентина Титова, режиссёр, сценарист, продюсер Олег Штром, киновед, режиссёр-оператор, продюсер Николай Майоров и режиссёр и оператор документального фильма «Дочки опоры», отмеченного специальным дипломом жюри, Валерий Рябин, директор по коммуникациям Санкт-Петербургской кинокомпании «Триикс Медиа» Светослав Жаданов, побывали в Новом Херсонесе и Бахчисарае.

Гости посетили также Республиканский этнографичес­кий музей, где увлекательную экскурсию для них провела научный сотрудник Инна Носкова (на снимке с ней Валерий Рябин, Олег Штром и Валентина Титова). Кинематографис­ты признались, что открыли много нового для себя об истории и быте крымских народов.

 

 

Между прочим

Японские физиологи изучили связь между продолжительностью жизни человека и длительностью его сна и сделали вывод, что спать дольше семи часов в сутки вредно. Это оптимальное время. Но и слишком короткое время на сон не укрепляет здоровье.


Хозяйка «Посиделок» Людмила ОБУХОВСКАЯ.