Два корабля из 7-го
Из памятной для страны даты, 7 ноября, дня (по новому стилю) смены эпох и территории - Великая Октябрьская социалистическая революция, положила конец Российской империи и дала начало Советской России, Советскому Союзу. Первый корабль, крейсер «Аврора», чей залп в Петрограде и дал «отмашку», как говорили большевики, великому перевороту. Мы вспоминали о нём в дату, в минувшем выпуске рубрики: уже не знаем, были ли среди сотен его моряков связанные с Крымом, наверное, да, но точно знаем, что залп и наш полуостров, тогда Таврическую губернию, всколыхнул революцией, Гражданской войной… Но был ещё один известный крымский корабль, связанный с 7 ноября, уже нашего стиля датой, и тоже войной, Великой Отечественной, погибший - санитарный транспорт «Армения», тысячи жизней унёсший враз в 24-ю годовщину революции в 1941-м. Фашисты потопили неподалёку от Ялты. Затонул за 4 минуты, почти на 79 лет став «пропавшим без вести», без точного места гибели. Вспомним.
Крылатая месть
В мировой истории кораблекрушений 7 ноября отмечено минимум дважды: «Арменией» и сильнейшим штормом в США и Канаде, на Великих озёрах, в 1913-м, когда несколько сотен человек погибло и 12 кораблей. У нас в 1941-м один корабль и до 10 тысяч человек погибших, не природным вмешательством - рукотворным, гитлеровцы постарались. Возможно, так они мстили за невозможность прорваться их самолётам в небо над Москвой, где несколькими часами ранее состоялся военный парад в честь годовщины революции.
Тот парад, с 8 утра, в Москве (были ещё в Куйбышеве (Самаре) и Воронеже, куда эвакуировались вначале многие организации и предприятия) принимал Семён Будённый, а верховный главнокомандующий Иосиф Сталин произнёс: «Ведём войну освободительную, справедливую. Пусть в этой войне вдохновляет мужественный образ наших великих предков - Александра Невского, Димитрия Донского, Кузьмы Минина, Димитрия Пожарского, Александра Суворова, Михаила Кутузова! Пусть осенит непобедимое знамя великого Ленина! Да здравствует наша славная Родина, её свобода, её независимость! Вперёд, к победе!». Символично, что через три года, 7 ноября 1944-го, появился приказ верховного: «27-ю годовщину Октябрьской революции мы празднуем в обстановке решающих побед Красной Армии над врагами нашей Отчизны. Героическими усилиями Красной Армии и советского народа наша земля очищена от немецко-фашистских захватчиков... Советская государственная граница, вероломно нарушенная гитлеровскими полчищами 22 июня 1941 года, восстановлена на всем протяжении от Чёрного до Баренцева моря». Но в 1941-м до этого было ещё далеко, враг занял многие территории, рвался к Москве… И на первом параде, предвестнике Победы, над Кремлём мерцали рубиновым светом звёзды, с которых сняли военную маскировку, по Красной площади в полном походном снаряжении (потом - на фронт) шагали с развёрнутыми знамёнами курсанты военных училищ, моряки 1-го Московского отдельного отряда, войска НКВД, дивизия особого назначения имени Феликса Дзержинского, батальоны военного совета, 322-я Ивановская и 2-я Московская стрелковые дивизии, полк противовоздушной обороны и сводный стрелково-пулемётный, батальоны народного ополчения московских тружеников, конница, военные медики, артиллеристы, танкисты. Трансляция парада, голос диктора Юрия Левитана, - на весь мир, когда в Берлине Адольф Гитлер услышал выступление заклятых врагов, был взбешён, по тревоге поднята вся авиация группы «Центр», но прорваться в Москву им не удалось.
Быть может, и отыгрались другие фашистские бомбардировщики над Советской страной, не щадя ни детей, ни взрослых на суше, не обращая внимания, что в Чёрном море отбомбились над кораблём с заметными красными крестами на борту - санитарным транспортом.
Всего 4 минуты
Место гибели сантранспорта «Армения» точно установили лишь в 2020-м, помогла современнейшая техника Министерства обороны страны и Русского географического общества, и судовой колокол-рында, обнаруженный ею на палубе, словно специально упавший надписью вперёд - «Армения». Теперь это подводный мемориал, к которому ежегодно, в памятные даты, опускают венки, панихиды по павшим служатся в крымских храмах. В Ялте, на набережной, у стен Часовни Новомучеников и Исповедников Российских появился кентоаф (могила без захоронения), над ним - точная копия судового колокола «Армении», сделанная мастерами московского Даниловского монастыря. А оригинальная рында, почти 30-килограммовая, стала частью Ялтинского историко-литературного музея, сотрудница которого Наталья Гурьянова десятилетия назад начала восстанавливать по крупицам имена тех, кто вышел на теплоходе в последний рейс. Колокол - единственное, что подняли с почти 1500-метровой глубины, где покоится «Армения» с пассажирами, больше поднимать ничего нельзя - это мемориал, память, огромная братская могила.
Рында корабля - всё, что можно поднять со дна. Фото из открытого источника.
«Армения»- один из шести почтово-пассажирских теплоходов на довоенной линии Крым - Кавказ, ещё - «Аджария», «Крым», «Абхазия», «Грузия», «Украина». Все в Великую Отечественную стали санитарными транспортами, вместе с экипажами спасли десятки тысяч людей на линии эвакуации-обороны. Сами погибли, все, лишь «Крым», подорвавшийся на мине у мели, смогли восстановить потом, а вот людей - нет. Сантранспортом «Армения» командовал Владимир Плаушевский, с сентября 1941-го только из осаждённой Одессы за 15 рейсов вывезли около 20 тысяч раненых. С конца октября служба в Севастополе, привозили подкрепление и боеприпасы, а забирали эвакуированных и раненых - плавучий госпиталь, возглавляемый Петром Дмитриевским, с операционной, перевязочными, 9 врачами, 29 медсёстрами и 75 санитарами. В тот, оказавшийся последним, рейс в ночь на 6 ноября, кроме раненых и эвакуированных из Севастополя и Ялты, которых должны были доставить в Туапсе, получили странный приказ взять на борт персонал и раненых из Севастопольского госпиталя, 2-го военно-морского, Николаевского базового, госпиталя Ялтинского санатория, часть медиков Приморской и 51-й армий, уже около пяти тысяч человек. Вечером, по темноте, вышли на Ялту, но внезапно получили ещё один странный приказ: забрать некий груз в Балаклаве. В итоге на Южнобережье оказались в 2 часа ночи, 7 ноября, на борт вновь хлынули тысячи мечтавших об эвакуации - враг был на окраинах Ялты. Тогда попасть на «Армению» удалось не всем, трагедией считали, а оказалось - спасением. Днём таким судам в море находиться было нельзя, но экипаж рискнул попробовать уйти, ведь останься до следующего вечера - фашисты просто расстреляют судно и пассажиров прямо в порту…
Вначале всё удавалось, два сторожевых катера сопровождали, воздушная поддержка была обещана, почти на 30 километров (15 морских миль) успели отойти от Ялты, когда засекли врага, даже шлюпки успели спустить для эвакуации, кто-то просто за борт прыгал, спасаясь в ледяной воде… Германские бомбардировщики накрыли корабль в 11 часов 25 минут, через 4 минуты он затонул на глубине около полутора километров. Поисковики, сумевшие спецоборудованием обнаружить корабль в 2020-м, увидели, что не расколот, стоит он ровным килем, будто опустился отдохнуть перед новым рейсом, только вот ходовой мостик откинут на десятки метров, да надстройки и палубы словно вывернуты взрывом, часть иллюминаторов вдавлена внутрь, пассажиры могли лишь вдохнуть… И лишь некоторые имена - Алексей (Арон) Бобович (Софер-Бобович), Раиса Леви, Евгения (Ева) Максимаджи, Николай Моисеенко, Николай Молоканов, Павел Кулинич, Мария Новикова, Елизавета Гришакова, Мария Недашко, Варвара Колпакова, Айзек Прагер, Ольга Христенко-Комаренко, Ольга Кулешова, Иван Гурин, Николай Лаганбашев, Полина Попова, Ева, Исидор и Анатолий Бабель, Зиновий Ленько, Соломон Михайкин, Николай Скородумов, Ольга Воронина... Единицы из тысяч - огромная братская. Светлая память погибшим! Помним, земляки!