Удавка, топор, костёр

Вчера в 22:34 54
Сожжение трёх ведьм в Бадене 4 ноября 1585 года.
Сожжение трёх ведьм в Бадене 4 ноября 1585 года.

На Западе принято считать, что в «дикой» России казни и пытки всегда были массовыми и повсеместными. Но факты опровергают это мнение.

Способы казни и частоту их применения, как правило, выбирали сами правители. Зависело это от религии, которую они исповедовали, от ментальности народа, которым они управляли, и, разумеется, от собственной фантазии. Прогресс (если, конечно, это слово подходит в данном контексте) вторгался и сюда: от топора и верёвки как инструментов казни человечество двигалось к гильотине, удушению газом и смерти от инъекций. Изобретательность людей, осуждающих себе подобных на смерть, во все времена была неисчерпаема. Одно перечисление способов, с помощью которых человека отправляли на тот свет, заняло бы десяток страниц.

Вопреки расхожим представлениям, в России смертная казнь, да ещё и публичная, не была частым явлением. Русские цари и императоры (исключая Ивана Грозного и Петра Великого) прибегали к этой мере в исключительных случаях, как правило, связанных с бунтами, мятежами, государственной изменой. «Цивилизованный» Запад в этом смысле был куда более жестоким и изобретательным.

Эра немилосердия

Конечно, уголовное законодательство и у нас не было избыточно гуманным. С криминалом во все времена боролись решительно, и уголовных преступников на Руси охотно вешали и четвертовали при массовом стечении публики. Суды над ними совершались без волокиты и достаточно скоро. Мягкости к уголовникам не принял бы и сам народ - с пойманными на месте преступления «татями» часто расправлялись без всякого суда и следствия. 

Особо жестокими казнями прославился первый русский царь Иван Грозный. Впрочем, о большинстве его зверств мы узнаём в основном от западных авторов, далеко не всегда объективных. Биограф царя, современный испанский историк Исабель де Мадариага отмечала, что обвинения в адрес Грозного «основаны на западных источниках, оставленных Таубе и Крузе, Шлихтингом, Штаденом, Горсеем, Одеборном и ливонскими авторами, писавшими на немецком языке. Все многочисленные иллюстрации к ним находятся в книгах, напечатанных в Германии и Голландии, а, следовательно, подпадают под категорию пропагандистских. Это не означает, что речь идёт о чистом вымысле, но только наивный или пристрастный читатель может принять все эти рассказы за чистую монету».


Варфоломеевская ночь.

 

 

 

 

Между тем на Западе и тогда, и позже творились не меньшие жестокости. На кострах «цивилизованной» Европы заживо горели евреи, ведьмы, еретики, алхимики, мусульмане, православные, учёные, народные вожди. Сожжения совершались на главных площадях, приговоры приводились в исполнение во время праздников, во время бракосочетаний особ королевской крови. Для приговорённых изготавливались шутовские наряды и колпаки, раздетых женщин возили под улюлюканье толпы по улицам средневековых городов. По существу, это был карнавал смерти. Известны случаи, когда костры под несчастными поджигали сами королевские особы.

Нередко люди подвергались пыткам и смерти по самым ничтожным поводам. В 1302 году во Франции за похищение юбки, двух поясов и двух колец была закопана живьём некая Амелотта де Кристель. В средневековой Англии вешали даже за мелкие кражи, причём в больших количествах. Только в лондонском Тайберне (место казни для простолюдинов) ежегодно в среднем казнили 560 человек. Кроме того, широко применялись уродования вроде отрезания носа, ушей, языка. Британская юстиция свирепствовала и позже - по «Кровавому кодексу», действовавшему между 1688-м и 1815 годом, смертной казнью карались в разные годы от 50 до 220 преступлений.

В том же XVI веке, когда правил Грозный, Европа пылала в огне религиозных войн, сопровождавшихся ещё более жестокими, чем прежде, казнями и гонениями инакомыслящих. Та же Исабель де Мадариага писала: «Разгул жестокости усиливался религиозными разногласиями, опирающимися на всеобщую веру в то, что борьба идёт за вечное спасение. Достаточно напомнить о кострах римской и испанской инквизиции, о правлении герцога Альбы в Нидерландах, о казнях католиков и еретиков в Англии, о сож­жении Савонаролы, Мигеля Сервета и Джордано Бруно, о Варфоломеевской ночи».

На Руси даже в то время картина была другой. Американский историк Нэнси Коллман в своей книге «Преступление и наказание в России раннего Нового времени» указывала, что казни в России, в отличие от Европы, «не были театрализованными, намеренно насильственными и исключительно жестокими.

Рафаэль ГУСЕЙНОВ, кандидат исторических наук.

(Продолжение следует).