Царство древнего вулкана
Среди уникальных крымских мест это, пожалуй, самое до сих пор таинственное, несмотря на то, что вот уже 45 лет там ведутся фундаментальные исследования. Это горно-вулканический массив Карадаг в 36 километрах на юго-запад от Феодосии, между Отузской и Коктебельской долинами. В этом году исполнилось 110 лет Карадагской научной биостанции и 45 - Карадагскому природному заповеднику.
История биостанции ведётся с 23 сентября 1914 года, когда она была передана Вяземским в дар Обществу содействия успехам опытных наук и их практических применений имени Х. С. Леденцова. Тогда же ей было присвоено имя основателя станции Терентия Ивановича Вяземского. Дата рождения заповедника - 9 августа 1979 года.
Созданием заповедника было исполнено завещание основателя биостанции Терентия Ивановича Вяземского: сохранять и охранять на благо всего человечества уникальную фауну и флору Карадага - базу для научных исследований, природную среду обитания животного и растительного мира, человека.
Через миллионы лет
Учёные не могли не заинтересоваться полным загадок и природных богатств местом. Около трёхсот миллионов лет назад на месте современного Крыма и Чёрного моря бушевали волны огромного залива океана Тетис. Он простирался от Панамского перешейка Америки на восток через современный Атлантический океан. К началу Юрского периода (сто пятьдесят миллионов лет назад) Тетис начал мелеть и делиться на отдельные бассейны. Причиной этого были мощные тектонические процессы, вызывавшие поднятие и опускание суши в разных местах. Вулканические процессы затронули территорию сегодняшнего Крыма, а наиболее сильные извержения пришлись на район нынешнего Карадага. Картина была самая что ни на есть драматичная. Здесь сошлись в жестокой схватке стихии огня, воды и земной тверди. В своём величественном противоборстве, пытаясь уничтожить друг друга, они изваяли то, что мы сегодня видим, что признано уникальным, неповторимым памятником природы. Как считают учёные, Карадаг приобрёл свой нынешний вид примерно двадцать-двадцать пять миллионов лет тому назад. Тогда сформировались разнообразнейшие ландшафты и уникальный климат. Не счесть восхитившихся и восхищающихся увиденным здесь. Сохранились рисунки Пушкина, которые он делал, проплывая мимо потухшего вулкана. Константин Паустовский сетовал на «вялость человеческой речи», на невозможность подобрать слова и сравнения, чтобы описать «могущество кратеров, дыхание моря, влитого в их пропасти, крики орлов и тысячи малейших, ласковых вещей». Но место это было суровым. Воспевший Крым писатель, врач Сергей Елпатьевский, впервые посетив эти места, писал: «Голое, выжженное лысое место», и даже не вышел из экипажа, велев ехать дальше. Постоянная нехватка воды отпугивала от этого «медвежьего угла». Но «чудной доктор с развевающимися волосами», как называли Терентия Вяземского, не испугался трудностей. Именно уединённость этого места укрепила его желание создать здесь научную станцию: вдали от городской суеты. Идея создания научной станции на Карадаге первоначально не нашла поддержки, в том числе и в среде учёных. Но были, к счастью, и исключения. Поверил в жизненность этой идеи профессор МГУ Лев Мороховец. При его поддержке в 1907 году началось строительство станции. В планах Вяземского было создание здесь санатория, во-первых, чтобы получать дополнительные средства на развитие науки, а во-вторых, чтобы не терять свою практику врача-невропатолога. К сожалению, коммерсант из него не получился, построенный санаторий не оправдал надежд. И чтобы сохранить своё детище, Вяземский передаёт станцию Московскому обществу имени Леденцова: землю, корпуса, оборудование и самую большую ценность - сорок тысяч томов уникальной научной библиотеки, сохранённой со всеми редчайшими изданиями. После этого Терентий Иванович прожил недолго, скончался 23 сентября 1914 года.
Довёл идею и планы основателя станции до реальности Александр Слудский, собрав большую команду учёных, среди которых - геолог Франц Левинсон-Лессинг, учёный-агроном Соломон Крым, физиолог Александр Богомолец, биолог Иван Шмальгаузен, ботаник и биохимик Владимир Палладин.
Этапы большого пути
История биостанции имеет несколько периодов. Самый первый закончился в 1963 году, когда по решению президиума Академии наук УССР она вошла в состав Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского АН УССР. Это было сделано для объединения творческого и материально-технического потенциала трёх биологических станций - Севастопольской, Одесской и Карадагской. Это время ознаменовано строительством в 1977 году уникального по тем временам научного комплекса для работы с морскими млекопитающими, что позволило значительно расширить тематику исследований по изучению биологии, поведения, сенсорных систем дельфинов. На его базе позже был открыт дельфинарий.
В 1979 году начался новый период - с получением статуса природного заповедника. Исследования биологии моря дополнились изучением сухопутной части заповедника. Была обустроена станция комплексного фонового мониторинга. Проведена инвентаризация флоры и фауны. С 1984 года регулярно ведётся «Летопись природы Карадагского природного заповедника».
Третий период здесь называют постИнБЮМовским: решением президиума НАНУ заповеднику придан статус юридического лица, и он перестал быть филиалом Института биологии южных морей. А стал Карадагским природным заповедником с аббревиатурой КаПриЗ.
Научное учреждение не раз меняло и название, и статус. После перерегистрации в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации с названием «Государственное бюджетное учреждение науки и охраны природы РК» перешло в ведение Государственного комитета по лесному и охотничьему хозяйству. Фактически утратив статус научного учреждения. И только получив статус федерального государственного бюджетного учреждения науки, «Карадагская научная станция им. Т. И. Вяземского - природный заповедник Российской Академии Наук» снова стала академическим учреждением, и вернулась под крыло Института биологии южных морей имени А. О. Ковалевского.
За долгие годы много достойных учёных побывало в кресле руководителей, каждый внёс свой вклад в развитие научной станции. Невозможно не упомянуть одного - Аллу Леонтьевну Морозову. Она прошла здесь большой путь от научного сотрудника до директора, кресло которого занимала сначала с 1970-го по 1977 год, затем вернулась сюда снова, поработав директором Севастопольского института биологии южных морей, в исследовательском центре Конакри-Рогбане Гвинейской Республики, где возглавляла лабораторию гидробиологии. Вернувшись на биостанцию в 1999 году, Алла Леонтьевна продолжила большую организационно-правовую работу по утверждению статуса заповедника. Были чётко определены его границы, участки охранной зоны. В 2014 году данные о границах заповедника занесены в Госкомрегистр РФ. Имя пытливого талантливого учёного и организатора Аллы Морозовой золотыми буквами вписано в историю Карадагской научной биостанции и природного заповедника.
Заповедан, но открыт
Заповедник не огорожен колючей проволокой и не закрыт для тех, кто мечтает хотя бы раз в жизни подняться на потухший вулкан, пройтись по береговому хребту с причудливыми скалами, полюбоваться знаменитыми Золотыми воротами с высоты птичьего полёта, замереть перед величественными изваяниями Мёртвого города, восхититься сиреневыми зонтами кермека, который побывавшие здесь японцы назвали самой прекрасной икебаной.
Интерес к этому месту не иссякает. Притягивает и природа, и созданное здесь человеческими руками. Трудно отказать себе в удовольствии побывать в дельфинарии, в аквариуме с богатейшей коллекций морских видов рыб, в музее природы, дающем представление о том, какие растения и каких животных можно увидеть, поднявшись на высоту почти в шестьсот метров над уровнем моря, какие рыбы плавают в любимом тобою раскинувшемся внизу во всей своей красе самом синем в мире море. Далеко не все приезжающие сюда понимают, как это сложно - заниматься наукой, охранять заповедник, не закрывая его, не лишая нас с вами возможности замереть от восторга перед этим чудом под названием Карадаг. Понимали бы - поклонились бы подвижникам, которые здесь живут и работают. Вдали от городской суеты, благ цивилизации.