А за мир повоевать придётся

8 Июль 2024 1139
Рисунок Эдуарда Кулиша.

Чтобы проанализировать итоги прошедшего в Астане саммита Шанхайской организации сотрудничества, одного материала критически недостаточно. Но главный итог назвать можно: многополярный мир, о котором до сих пор так много говорили и писали, уже состоялся. Формально об этом свидетельствуют даже некоторые положения Астанинской декларации, принятой по итогам саммита. Государства-члены подтвердили готовность наращивать потенциал и международное влияние организации как одного из ключевых многосторонних объединений многополярного мира. Ряд важных решений был принят членами ШОС в сфере совместной борьбы с международным терроризмом и формирования евразийской системы коллективной безопасности. Председательство в ШОС на предстоя­щий период переходит к Китайской Народной Республике.

ШОС расширяется

Напомним, что основанная лидерами России, Китая, Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана и Таджикистана Шанхайская организация сотрудничества теперь включает 10 стран с общей численностью населения в 3,4 миллиарда человек. В 2017 году к ШОС присоединились Индия и Пакистан, в прошлом году был подписан меморандум о вступ­лении Исламской Республики Иран, а на саммите в Астане новым членом организации стала Республика Беларусь.

«Беларусь по своим масштабам, территории, экономике и населению несопоставима с Китайской Народной Респуб­ликой или с Индией, где 1,5 миллиарда человек, уже больше, наверное. Но всё-таки это важный элемент Шанхайской организации сотрудничества, потому что Беларусь - это уже Восточная Европа, и это выход, уже официально, Шанхайской организации сотрудничества, уже в полном смысле этого слова, на европейский континент. А для самой Белоруссии это тоже, я считаю, большой плюс, потому что всё-таки она через Россию, а затем через, допустим, Казахстан, Узбекистан имеет выход и в Каспийское море, а дальше - в Иран. Для Белоруссии это важно, она всё-таки остаётся крупным, скажем, экспортёром минеральных удобрений. И для неё важно, какими маршрутами она поставляет свой товар, важно, какими маршрутами и в какие страны может поставлять свою сельхозтехнику, важно, по каким маршрутам и что она может получать от стран Шанхайской организации сотрудничества, - отметил президент России Владимир Путин, отвечая на вопросы журналистов. - Поэтому, я думаю, это обоюдовыгодное решение, в известной степени это успех Александра Григорьевича Лукашенко и его Министерства иностранных дел».

Если незападный мир демонстрирует усиление и укреп­ление межгосударственных связей и готовность совместно противостоять вызовам времени, то традиционно гораздо более жёстко структурированный «коллективный Запад», напротив, демонстрирует всё большее стремление к «плюрализму» внутри своих, прежде весьма устойчивых, иерархических систем. Турция, страна-член НАТО, демонстрирует заинтересованность к участию в ШОС, Венгрия вопреки общеевропейскому тренду выступает с миротворческими инициативами и находит при этом поддержку внутри самого европейского рейха. Примеров такого «оппортунизма» становится всё больше. Что неудивительно. После «исторических» дебатов Трампа и Байдена трудно не задаться вопросом, кто же управляет так называемым «коллективным Западом» и не прийти в ужас от возможных вариантов ответа на этот вопрос.

Внутри европейской «матрицы»

А в европейском политикуме теряют позиции политические силы, вопреки настроениям избирателей ориентированные на войну с Россией. И им на смену приходят другие, не менее русофобские. Так выстроена политическая система. 

Достижения Риши Сунака на посту премьера Британии можно перечислять долго. Он уходит со своего поста, впервые за 14 лет отправив консерваторов в оппозицию, возможно, с худшим результатом на выборах за всю их историю. Однако «неполживая» британская, с позволения сказать, «пресса» и тут нашла своему временному любимцу оправдания.

«Включаю сегодня Sky News - а там говорящие головы в один голос говорят, что это не Риши Сунак виноват в катастрофе Консервативной партии, а Бориска Джонсон и Лиз Трасс. Причём эти фамилии повторялись постоянно, через предложение, - делится впечатлениями политолог Владимир Корнилов. - Открываю сегодняшний Daily Express - а там статья о том, что Сунак допустил некоторые ошибки, но в катастрофе виноваты прежде всего Трасс и Джонсон! Тенденция, однако!». Украинские тенденции в британской прессе вряд ли должны кого-нибудь удивлять. Киев и Лондон тесно связаны в один русофобский узел. Недаром же просроченный президент «незалежной» почти демонстративно ездил с докладом в штаб-квартиру MI6 к главарю наследников Джеймса Бонда, а вопросы вой­ны и мира для «незалежников» решал развесёлый выпивоха Борис Джонсон. Действительно, нынешняя электоральная катастрофа консерваторов - плод коллективных усилий целой плеяды родовитых и высокосановитых вырожденцев Туманного Альбиона. Но не стоит недооценивать историчес­кого врага России. Со сменой правящей партии накал русофобии на Британских островах не уменьшится и радикальных поворотов во внешнеполитическом курсе бывшей империи ждать не приходится. Новый британский премьер Кир Стармер уже заявил, что главный приоритет - вооружение Украины.

Почти то же самое можно сказать о внешней политике Франции, где партия Макрона терпит поражение на выборах. Однако особенности европейской имитационной демократии таковы, что несмотря на внутренний политический раскол, внешняя политика Пятой республики, скорее всего, радикально не изменится. 

Мы уже писали о том, что 4 из 6 высших постов в руководстве ЕС получили представители проигравших выборы партий. Так это работает. 

Однако даже столь скрупулёзно выстроенная колониальная система управления имеет свои бреши. Как уже говорилось выше, при том что вся Европа мобилизуется Вашингтонским обкомом на войну против России, премьер-министр Венгрии Виктор Орбан собирает так называемую «коалицию мира». И хотя «мирные предложения», с которыми Орбан приезжал в Москву, не реалистичны, куда важнее другое: Орбан сегодня практически единственный европейский политик, которого принимают и в Москве, и в Киеве.

«Очевидно, Венгрия не может изменить главное направление политики НАТО и цель, ради которой организация создавалась, - борьбу с СССР, а затем и Россией. Более того, в планах альянса - расширить сферу ответственности и на Азиатско-Тихоокеанский регион за счёт втягивания в свою орбиту Японии, Южной Кореи, Новой Зеландии и Австралии. А новая сфера ответственности - это и новый потенциальный конфликт. Опять же, без иллюзий. Венгрия - член НАТО. В нём и останется в обозримом будущем. По отношению Орбана к советскому периоду истории отчётливо видно, что это политик западной формации, к России он вовсе не тяготеет, но готов развивать с нами экономическое сотрудничество, стараясь снизить риски для Венгрии, - считает директор Института международных политических и экономических стратегий (РУССТРАТ) Елена Панина. - Долго ли Будапешту удастся постоять в сторонке от конфликта на Украине, покажет время. Заметим только, что если твоя страна по исходу Второй мировой войны стала час­тью Советского блока «против своей воли» и делала всё, чтобы его развалить, - не стоит удивляться, когда её солдат вновь пошлют умирать на Восток. С другой стороны, у ряда кругов США и консервативных сил в Европе, недовольных подобной перспективой, с визитом Орбана в Москву открылся канал долгожданной коммуникации. Может быть, поэтому старшие товарищи Орбана и приберегут его - а не уберут. Хоть он и выступил против мейнстрима НАТО, то есть США».

Инициативы Виктора Орбана уже публично поддержали премьер-министр Словакии Роберт Фицо и министр иностранных дел Турции Хакан Фидан, а премьер-министр Болгарии Димитр Главчев даже заявил о готовности выступить посредником в мирных переговорах.

Всё это вольнодумство демонстрирует другим обитателям европейских колоний США, что власть «гегемона» вовсе не абсолютна.

А что касается «мирных инициатив», то они - инструмент манипуляции. И в Москве это хорошо понимают.

«Нам нельзя допустить, чтобы после прекращения огня этим прекращением противник воспользовался, для того чтобы улучшить своё положение, довооружиться, доукомплектовать с помощью насильственной мобилизации свою армию и быть готовым к продолжению вооружённого конфликта. Нам нужно добиться того, чтобы противная сторона согласилась предпринять такие шаги, которые являлись бы необратимыми и были бы приемлемыми для Российской Федерации. Поэтому прекращение огня без достижения этой договорённос­ти невозможно», - напомнил президент России Владимир Путин.

При всём многообразии «мирных планов» нас снова будут пытаться обмануть, а сам факт готовности России к переговорам объявят признаком «слабости», а если мирный процесс удастся хотя бы начать в любом виде, Запад немедленно объявит его дип­ломатической «победой» над нами. Но как бы там ни было, условия прекращения боевых действий и начала мирного процесса президентом России были уже озвучены, а ситуа­ция «на земле» развивается не в пользу «незалежников». Соответственно и условия мира для Запада и его украинских янычар будут только ухудшаться. 

Такова суровая реальность вне западных «матриц».

Николай ФИЛИППОВ.