Если знаешь, требуй

Некоторые особенности отношений покупатель - продавец

30 Май 2024 223
Гарантийный талон, как и чек, - важный документ на товар.
Гарантийный талон, как и чек, - важный документ на товар. Фото Анны Кадниковой.

Какие бывают виды обмана и как покупателям с ними бороться; что подтверждает покупку при обнаружении в ней недостатков; кто должен доставлять крупный товар в ремонт и обратно - «Крымская правда» совместно со специалистами Межрегионального управления Роспотребнадзора по Республике Крым и городу Севастополю разбирается в нюансах Федерального закона «О защите прав потребителей» и отвечает на вопросы читателей.

«Обмишулили»

Валентина Владимировна из Симферополя интересуется, официальный ли термин «обман покупателей», или это просто устойчивое выражение, типа народного «обмишулили»? «Если официальный, то на какие законы можно ссылаться при защите своих прав и вообще, как начинать действовать, когда продавец обманул?». Обман потребителей (так законодательно называются покупатели) - термин вполне официальный, означающий противоправные действия, нарушающие права потребителя. И за такие деяния виновных лиц точно можно, при желании, постараться привлечь к административной и гражданско-правовой ответственности. Регулируют это статьи сразу в нескольких нормативных документах: Федеральном законе «О защите прав потребителей», Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации и Гражданском кодексе Российской Федерации.

Так, по нормам Кодекса об административных нарушениях есть несколько форм обмана потребителей: обмеривание, когда товар отпускают меньшего размера, чем оговорено договором купли-продажи (или надеждами, намерениями покупателя. - Ред.); обвешивание - товар продают меньшего веса (объёма), чем запрошено-оговорено; обсчёт - денег берут больше, чем определено ценой товара (работы, услуги), или же просто стоимость завышают в сравнении с указанной на ценнике (маркировке), установленной уполномоченными органами (в случае продажи социально значимых товаров). Также обсчёт бывает при утаивании (невозврате) излишней суммы, полученной от покупателя или передачи ему только части этой суммы. Ещё обмануть можно, введя покупателя в заблуждение о свойствах и качестве товара (работы, услуги), указании в инструкции, маркировке, на этикетке недостоверных данных - обещано и ожидается одно, а в итоге получаешь хуже. Обманом считается и продажа фальсифицированных товаров или тех, у которых указание страны-производителя не соответствует реальности. Если обман обнаружили, то надо оставить запись в Книге жалоб и предложений (должна быть обязательно) магазина; письменно (в двух экземплярах, с отметкой о получении на вашем) предъявить претензию продавцу (изготовителю), допустившему обман. Можно требовать не только возмещения вреда, но и в некоторых случаях - неустойки. Если никаких мер продавец не принял, то нужно обращаться уже в Межрегиональное управление Роспотребнадзора по Республике Крым и Севастополю, а также, если организация или предприниматель, допустившие обман, отказываются добровольно удовлетворять законные требования или вовсе не отвечают на обращение, можно обратиться в суд с иском о защите прав потребителя.

Чек важен, но…

У жительницы Симферопольского района Анны возникли проблемы с возвратом бракованной кофты, на которой просто разошлись швы после первой, мягкой, стирки. «Решила просто в прохладной воде прополоскать товар перед началом носки, всё-таки ребёнку взяла, а кофточка разлезлась. Продавец сообщила, что всё понимает и сочувствует, но вот без чека на товар принять его обратно и вернуть деньги не может. Но чеки ведь никто не хранит, а иногда и вообще не берёт - не дают. Как быть?». Давать чек, хоть кассовый, хоть товарный (даже от руки написанный, с датой продажи и подписью-печатью продавца) обязаны, а вот брать и хранить - это уже на усмотрение покупателя (хотя и желательно для подобных случаев), хранить, кстати, можно в электронном виде, специальная программа - мобильное приложение существует у налоговой службы. Впрочем, предъявленные потребителем требования рассматриваются не только при предъявлении чека: заменить его в подтверждении факта покупки могут и, например, гарантийные документы, технический паспорт, где указаны нужные данные; показания свидетелей или просмотр (при наличии) записей с кадров видеонаблюдения магазина.

Законом «О защите прав потребителей» оговорено, что отсутствие у покупателя кассового или товарного чека, иного документа, удостоверяющего факт и условия покупки, не является основанием для отказа в удовлетворении требований. Продавец (изготовитель, уполномоченный ими) обязаны принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Правда, на практике, факт покупки именно в этом месте надо всё-таки доказать, к примеру, если точно такой же товар ещё есть в продаже, или у вас есть свидетель, который присутствовал при покупке.

За чей счёт

Борис Захарович из Евпатории столкнулся с проблемой доставки товара в ремонт - своими силами диван с бракованным механизмом читатель туда отвезти не может, тяжело,  да и финансы не позволяют нанять грузовое такси, на дому же мастер по гарантии не работает, а везти надо далеко. «Поясните, пожалуйста, как быть в таком случае? Кто должен заниматься доставкой в ремонт и возвратом обратно тяжёлых товаров?». Законодательный ответ, в документе «О защите прав потребителей», однозначный - доставка крупногабаритного товара и товара весом более пяти килограммов для ремонта, уценки, замены и (или) возврата их потребителю осуществляется силами и за счёт продавца (изготовителя, уполномоченного ими). При этом предельного размера расстояния законом не предусмотрено. Если эту обязанность не исполняют, отказываясь, или из-за отсутствия возможности, то доставка и (или) возврат таких товаров может быть осуществлён и потребителем, только продавец (изготовитель, уполномоченный ими) обязан будет возместить все связанные с этим расходы, в пределах разумного, конечно, - их обязательно надо подтвердить документально. Но возмещать доставку-возврат самостоятельно доставленных в ремонт товаров продавец будет лишь для продукции с недостатками, а если в их появлении будет доказана вина покупателя, то продавец вправе отказать в возмещении понесённых расходов.

В следующем выпуске рубрики мы продолжим разбираться в особенностях законодательства о правах потребителей и отвечать на тематические вопросы читателей.

Наталья БОЯРИНЦЕВА.