Не первый и не последний?..

18 Декабрь 2024 488
Опасности Керченского пролива нужно брать в расчёт. Фото Владимира АНОСОВА / РГ.
Опасности Керченского пролива нужно брать в расчёт. Фото Владимира АНОСОВА / РГ.

Танкеры «Волгонефть» снискали дурную славу у крымчан. Происшествие, которое случилось сейчас, не первое. В 2007 году во время сильного шторма переломился стоявший на якоре в Керченском проливе танкер «Волгонефть-139». Тогда в море попало огромное количество нефтепродуктов - две тысячи тонн. Сейчас речь идёт о существенно меньшем количестве. По крайней мере пока удаётся избежать экологической катастрофы.

Пора в утиль?..

Почти 17 лет назад шторм бушевал рядом с Крымом. Волны достигали 4 метров, скорость ветра было до 32 метров в секунду. Танкер «Волгонефти» следовал по намеченному маршруту, но конечной точки не достиг. Эксперты тогда много говорили о том, как избежать катастрофы и, кажется, особого эффекта эти разговоры не возымели. Например, в журнале «Наука и жизнь» была публикация с комментарием директора «Морского инженерного бюро» Геннадия Егорова.

«Снижение идёт практичес­ки по всем позициям… Средний возраст «Волгонефтей» первых серий 50,5 года, а более свежих серий - 45,4 года. Поэтому нужно уже заканчивать обсуждение перспектив «Волгонефтей» в смысле перевозки опасных грузов, я думаю, что это игра на грани фола. Очень большие затраты требуются на то, чтобы возобновлять состоя­ние «Волгонефтей», - делился мнением эксперт.

Такие варианты транспортировки рассчитаны на смешанный тип плавания «река-море». То есть, они могут дойти условно до Волги, а по ней уже следовать почти через всю центральную Россию. Это и выгодно, и практично, но при условии, что танкеры в хорошем состоянии. 

Согласно различным данным всего в эксплуатации было около 1,5 тыс. единиц таких судов. Что касается тех, которые потерпели крушение в текущем году, то они принадлежали компаниям «Кама шиппинг» и «Волгатранснефть». Их задача - доставить нефтепродукты из порта Кавказ в Крым.

Следком РФ тут же начал следственные мероприятия. Произошли обыски и выемки документов в компаниях, которые и отвечали за пострадавшие суда. Какие будут результаты проверок - узнаем позже. Что примечательно, в открытом доступе нет информации о виновниках разлива нефтепродуктов около берегов Крыма в 2007 году. Тогда лишь было установлено, что ущерб составил десятки миллиардов рублей. События происходили при Украине.

Неожиданный поворот

Материковые СМИ нашли девушку-рулевую, которая находилась на одном из танкеров. 26-летняя выпускница Саратовского колледжа вод­ного транспорта строительства и сервиса Анастасия Юденко вскоре стала одной из основных виновниц произошедшего. В соцсетях появилась информация о том, что она якобы в одиночку управляла «Волгонефтью-239», не справилась с поставленной задачей. Однако далеко не все согласны с такой точкой зрения. 

- Это полный бред, понимаете? Настя Юденко - наша воспитанница, в этом году получила диплом судоводителя, и с ним принимают на работу на суда по специальности «матрос» или «рулевой». Но это тысячетонное судно, на котором большой экипаж. Её специальность - «рулевой», но никто, естественно, ей управлять судном не даст. Эти суда полностью управляются автоматикой, это не просто так, что она стоит со штурвалом и вертит им туда-сюда. На мостике всегда находится капитан. То есть, такого, чтобы там кто-то сидел за штурвалом, а капитан где-то спал, не бывает. Это не маломерное судно. Это когда водитель маломерного судна не справился с управлением и куда-то въехал, можно говорить, что он управлял им, а это огромное судно, - пояснила одному из изданий председатель совета директоров ОАО «Поволжский туристический холдинг» Светлана Тимошок.

Она же пояснила, что таким судам крайне сложно передвигаться зимой, есть ограничения. При этом танкер, на котором находилась девушка, был загружен больше, что позволило ему лучше держаться на плаву. И капитан принял верное решение сесть на мель, чтобы судно осталось без значительных повреждений. 

Напомним, что в спасательной операции принимали участие 140 человек и 24 единицы техники. Члены экипажей с переохлаждением были направлены в больницу. Погиб один человек.

На момент написания материала стало известно, что ещё один танкер - «Волгонефть-109», находящийся на стоянке в акватории Чёрного моря вблизи порта Кавказ, подал сигнал бедствия, герметичность судна не нарушена. Утечки в море пока нет. Экипаж находится в безопасности. 

Валентина БУЙЛОВА.