Страх потерявшие

17 Сентябрь 2024 471
Рисунок Эдуарда Кулиша.

Утомительные разговоры, разрешит ли НАТО самому себе (ибо управляют натовскими ракетами отнюдь не украинцы) бить по стратегически важным объектам в глубине российской территории ракетами западного производства или нет, уже настолько навязли в зубах, что уместно задаться вопросом - а от чего нас пытаются отвлечь? Удары вглубь нашей территории уже наносятся, заявления о том, что страны НАТО «не являются участниками конфликта», регулярно звучат из уст западных политменеджеров разного уровня. ВФУ, продолжая сжигать ресурсы в Курской области, шаг за шагом отступают на Донбассе. Несмотря на западную помощь, военных способов переломить ситуацию у Киева нет. А что в таких случаях предпринимает наш англоговорящий противник, мы уже знаем. Видели.

Краплёные карты «джентльменов»

«Да, им нужен новый «малазийский Боинг». Это факт. Но им ещё нужно и нечто внутри России. Трагедия, способная пошатнуть доверие к власти. Им нужен резкий и в сжатые сроки фокус эскалации по всем «слоям» конфликта», - считает профессор Института медиа НИУ ВШЭ Дмитрий Евстафьев.

«Главное, что определит способность государства побеждать в военно-силовом противостоянии, - способность перетерпеть. Это не военный, но социально-политический фактор, и России его почти всегда не хватало. Ни в Крымскую войну 1853-1856 годов, ни в Русско-японскую 1904-1905, ни в Первую мировую Россия не смогла перетерпеть. «Не дотерпели» не так уж и много по времени, но это уже не важно. Но «точка перетерпения» в конфликтах никогда не бывает одна. Когда в ходе СВО была первая «точка перетерпения», понятно: ноябрь 2022-го - весна 2023 года. Тяжелейшее время, когда нас заталкивали в капитуляцию «на необидных условиях» (потом, после «замораживания» они стали бы совсем другими, - «обидными»). Тогда смогли перетерпеть. Сейчас мы проходим вторую подобную точку. Необходимо принимать решения о дальнейших шагах. Или согласиться на «ничью» как бы с учётом нашей позиции, но на самом деле - нет. Это тоже будет капитуляция, но отложенная по времени и с реверансами в сторону части нашей элиты, - считает эксперт. - Больше нет никаких «не-гибридных» войн. Их, собственно, не было никогда, но сейчас эта связь обострилась до крайности. Главная цель современных войн - не военный разгром противника, а разрушение его суверенной способности к управлению. Суть нынешней «точки перетерпения» не только в том, чтобы стоически воспринимать юление наших «союзников». Пройдём «точку перетерпения», всё очень быстро изменится, моргнуть не успеем. Кстати, а где «китайский мирный план» в первой редакции? Вот, и я о том же. Самое главное - не допус­тить дестабилизации ситуации внутри страны. Все предыдущие случаи «недотерпения», включая и Крымскую войну, были связаны именно с серьёзными проблемами внутри страны, с утратой связи власти и общест­ва, с возникновением между ними разлома, куда влезал противник, используя совершенно различные силы и механизмы. Сейчас мы совершенно точно находимся в периоде попыток сломать нас изнутри. И внешняя эскалация будет иметь смысл, только если «поплывёт» внутри».

Тем временем президент России Владимир Путин внёс ясность в давно и навязчиво муссируемый Западом (особенно Вашингтоном и Лондоном) вопрос, давать или не давать украинским нацистам разрешение на удары дальнобойным натовским оружием вглубь российской территории. 

«Происходит попытка подмены понятий. Потому что речь не идёт о разрешении или запрете киевскому режиму наносить удары по российской территории. Он и так наносит с помощью беспилотных летательных аппаратов и другими средствами. Но когда речь идёт об использовании высокоточного оружия большой дальности западного производства, это совершенно другая история, - сказал президент России, отвечая на вопрос журналиста Павла Зарубина. - Дело в том, что - я уже об этом говорил, и любые эксперты это подтвердят и у нас, и на Западе - наносить удары современными высокоточными системами большой дальности западного производства украинская армия не в состоянии. Она не может этого делать. Это возможно только с использованием разведданных со спутников, которыми Украина не располагает, это данные только со спутников или Евросоюза, либо Соединённых Штатов - в общем, с натовских спутников. Это первое. Второе, и очень важное, может быть, ключевое, заключается в том, что полётные задания в эти ракетные системы могут, по сути, вносить только военнослужащие стран НАТО. Украинские военнослужащие делать этого не могут. Поэтому речь идёт не о том, чтобы разрешать украинскому режиму наносить удары по России этим оружием или не разрешать. Речь идёт о том, чтобы принять решение о том, что страны НАТО напрямую участвуют в военном конфликте или нет. Если это решение будет принято, это будет означать не что иное, как прямое участие стран НАТО, Соединённых Штатов, европейских стран в войне на Украине. Это их прямое участие, и это уже, конечно, существенным образом меняет саму суть, саму природу конфликта. Это будет означать, что страны НАТО, США, европейские страны вою­ют с Россией. А если это так, то, имея в виду изменение самой сути этого конфликта, мы будем принимать соответствующие решения, исходя из тех угроз, которые нам будут создаваться».

По сообщению агентства Reuters, США и Британия получили от Украины список целей на территории России, по которым ВФУ будут бить натовскими ракетами, когда получат это самое разрекламированное «разрешение». 

Последние шансы «не жахнуть»

Сразу шестеро коллег Джеймса Бонда выведены на чистую воду. ФСБ России располагает документальными подтверждениями того, что ряд сотрудников посольства Великобритании в Москве занимался разведывательно-подрывной деятельностью. Вследствие этого шесть британских «дипломатов» были лишены аккредитации МИД России.

«Указанные документы свидетельствуют о том, что в Великобритании головным подразделением, координирую­щим проведение подрывной политики на российском направлении (и в странах, ранее входивших в СССР) является Директорат Восточной Европы и Центральной Азии МИД Великобритании, преобразованный после начала СВО на Украине в спецслужбу, основной задачей которой является нанесение нашей стране стратегического поражения. Таким образом, выявленные факты дают основания рассматривать деятельность направляемых в Москву по линии Директора британских дипломатов как угрожающую безопасности Российской Федерации», говорится в сообщении ФСБ РФ.

После встречи номинально остающегося президентом США Джо Байдена и британского премьер-министра Кейра Стармера в пятницу западные медиа сообщили, что пресловутое «разрешение» украинцам пока не выдано. Решение об ударах вглубь России вряд ли будет принято до заседания ООН в Нью-Йорке, предполагает американское агентство Bloomberg.

Но это не отступление.

Лондон и Вашингтон (именно в такой последовательности) продолжают, уже фактически не скрывая своих намерений, провоцировать нас на применение ядерного оружия.

Подготовка новой редакции ядерной доктрины России, вероятно, - одно из последних предупреждений, возможных без прямой демонстрации.

«Нынешняя доктрина и политика в сфере применения ядерного оружия просто безответственны. Они как будто остались в латах 1960-1970-х годов. Я так и не смог найти их корни, откуда они появились. Эта доктрина фактически выключает - процентов на 99,9 - самый могучий инструмент нашей военной и внешней политики из арсенала. Это не только неправильно, но и в высшей степени аморально. За этот инструмент нашей политики, то есть за ядерный щит, погибли в своё время миллионы людей. Это огромная история героизма и самоотверженности во время войны, голода, тяжелейшего восстановления. Но мы вдруг неожиданно решили об этом забыть. И я, повторюсь, даже не совсем понимаю, как это могло произойти. Догадываюсь, но не хочу делиться этими догадками, поскольку они неприятны для нашего экспертного и иного сообщества, - заявил в интервью «КоммерсантЪ» политолог, почётный председатель президиума Совета по внешней и оборонной политике, научный руководитель факультета мировой экономики и мировой политики Высшей школы экономики Сергей Караганов. - Главная цель доктрины должна заключаться в том, чтобы все нынешние и будущие противники были уверены, что Россия готова применить ядерное оружие. Это не только наша обязанность перед нашей страной и нашими гражданами, которые сейчас гибнут на фронтах и даже уже теперь в мирных городах, это наша обязанность и перед миром. Если мы не реактивизируем ядерное сдерживание, то мир свалится в череду войн, которые неизбежно приобретут ядерный характер и закончатся Третьей мировой войной. Это вопрос нескольких лет. Обязанность России - резко активизировать ядерный фактор в мировой политике и убедить наших противников в том, что мы готовы применить ядерное оружие в случае любых посягательств на нашу территорию и наших граждан».

И если «смелость» Вашингтона объясняется логичным в общем-то предположением, что результаты ограниченного применения нестратегических ядерных зарядов на территории Европы для самих США безопасны, то вот на что рассчитывает особенно активно провоцирующий нас Лондон, понять сложно.

Николай ФИЛИППОВ.